СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Я и моя библиотека"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья школьного библиотекаря, участника ежегодного круглого стола, проводимом в Красногвардейском районе Республики Крым.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Я и моя библиотека"»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



















КРУГЛЫЙ СТОЛ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

Доклад на тему: «Я и моя библиотека»











доклад выполнила

педагог-библиотекарь

высшей категории

Коваленко Е.Н.













МБОУ «Янтарненская школа имени В.В. Кубракова», 2022 г.

Как капитан ведет корабль к далеким берегам,

Как ювелир шлифует драгоценный камень,

Так труд свой скромный детям я отдам,

Чтоб разгорелся в их сердечках пламень.

Чтоб научились верить в доброту и честность,

Быть храбрыми, друзей не предавать,

Дерзать, и смело побеждая неизвестность,

Хотели б мир прекрасный и огромный познавать.


Целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Ключевыми являются компетенции, обеспечивающие развивающее обучение ребёнка. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность.

 Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Поэтому, очень важно   вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний. Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к чтению, и не только в стенах школы, но и дома. Вести совместную работу с родителями по домашнему чтению со своими детьми.

Читательская компетенция - это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению художественных текстов и ее необходимо развивать с раннего детства. Цель учителя и библиотекаря - не только приобщить ученика к чтению, но и выработать совокупность понятий, навыков и умений, которыми будущий выпускник сможет оперировать в самостоятельной работе.

Так, ученики 2-А, 2-Б, 4-А и 4-Б классов, на протяжении текущего учебного года, по заданию классных руководителей ведут читательские дневники. В школьной библиотеке проводились практические занятия для совершенствования этих умений и навыков – громкие чтения произведений художественной литературы детских писателей по внеклассному чтению с начальным анализом произведения (распознавание автора, названия и жанра произведения, умение выделить из текста главных героев, определение темы произведения, ведение грамотной записи в дневнике).

Книга - это один из источников, развивающий творческий потенциал ребенка, поэтому важно в библиотечных мероприятиях использовать разные формы и методы работы с детьми, для того чтобы вырабатывать у них читательскую компетентность. Важно, чтобы на мероприятии, особенно у младших детей, присутствовал элемент игры. При таком подходе школьник вовлекается в процесс сотворчества. У младших школьников книга формирует интерес, умение различать что хорошо, а что плохо, сопереживать положительным героям, мысленно проходить вместе с героями через разные трудности и испытания. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Очень важно научить детей умению слушать сказки, рассказы, произведения, следить за развитием сюжета и сочувствовать героям произведений. Художественная литература в познавательном развитии детей действительна велика. И во многом, от нас – взрослых зависит, станет ли ребенок испытывать радость от общения с книгой, чтобы это общение стало потребностью, тогда книга будет способствовать развитию и воспитанию ребенка.

Для учащихся 1 – 2 классов ежемесячно проводятся увлекательные игры «Книги – лучшие друзья!». Отрадно отметить, что большинство первоклассников умеет читать и понимать прочитанное. Дети сами читают загадки о книгах и отвечают на них, отвечают на вопросы викторины «В мире сказок», с огромным удовольствием принимают участие в литературном брейн-ринге.

На библиотечных уроках ученики знакомятся с профессиями людей, которые принимают участие в создании книги, дети любят принимать участие в конкурсе «Хочу быть художником!». После прочтения библиотечной книги, дети самостоятельно принимают решение – какую они нарисовали иллюстрацию к прочитанному произведению, если бы они трудились в оформительской сфере.

В школьной библиотеке есть разноотраслевые познавательный журналы для детей. Ребята знакомятся со структурой журнала, находят отличие его от книги, учатся работать с содержанием, изучают рубрики. В прошедшем учебном году учащиеся 2-х классов приняли участие в проекте «Путешествие с Волли» по одноименному журналу.

В 2019 – 2021 г.г. все школьные библиотеки Красногвардейского района Республики Крым получили издания современной Красной Книги Республики Крым, состоящую из двух томов: «Республика Крым. Красная Книга. Животные», «Республика Крым. Красная Книга. Растения». Организована совместная деятельность по изучению Красной Книги с учителями-предметниками, учителями начальной школы в образовательном процессе. И учащиеся стали намного активнее обращаться в свободное время к чтению Красной Книги в читальном зале библиотеки.

Мир, в котором мы живем на данном этапе, можно без всяких сомнений назвать информационным. Лишь очень небольшое количество знаний о мире мы добыли сами, наблюдая за природой, работой механизмов и поведением других людей. Другой, чуть больший пласт знаний, мы почерпнули из рассказов других людей: родителей, учителей и друзей. И подавляющее большинство знаний мы получаем из книг, энциклопедий, Интернет-сайтов. Количество информации, получаемой не напрямую, а посредством различных носителей, еще возрастет. А значит, детей надо готовить к жизни в информационном мире. Я считаю, это можно сделать, формируя у школьников младшего возраста осмысленного, беглого чтения, развивая творческий и познавательный потенциал. Поэтому очень важно родителям уделять внимание домашнему чтению. В нашей школьной библиотеке достаточно интересных, ярких, красочных изданий для детского чтения, двери библиотеки всегда гостеприимно распахнуты для юных читателей. Отрадно сказать о том, что дети с удовольствием приходят за книгами в библиотеку, и еще приятнее, когда, приходя сдавать книгу, дети рассказывают, как читали ее вместе с родителями. Это ценный вклад в развитие школьников

Особенность профессии школьного библиотекаря состоит в ее многофункциональности. Само название профессии «педагог-библиотекарь» включает в себя две области знаний – педагогическую и библиотечную, которые соединены в единое целое. Интегративный характер профессии – отличительная черта школьного библиотекаря. Квалифицированный школьный библиотекарь – это знаток детской литературы, а также библиограф, способный выявлять в потоке литературы для детей лучшее и отсеивать худшее, это психолог, владеющий возрастной психологией и психологией чтения, это педагог, обладающий уникальной библиотечной методикой руководства чтением и формирования информационной культуры, и, наконец, это организатор и участник социально-культурной деятельности в школе.

Назовем некоторые действия библиотеки в интересах школьного сообщества:

– школьная библиотека приобщает детей и взрослых к чтению лучшей литературы, без чего не может вырасти культурный человек;

– ей присущ особый демократизм взаимодействия с детьми и взрослыми, обеспечивающий свободу общения, свободу выбора литературы и форм поведения и отличающийся от стандартизированного диалога учителя и ученика на уроке;

– через стимулирование творческого чтения и создания продуктов читательской деятельности (отзывов о прочитанном, литературных игр, театральных действий и др.) библиотека содействует реализации творческого потенциала школьного сообщества в целом;

– видит в ребенке не столько потребителя информации в помощь учебе, сколько носителя культуры и члена общества;

– раскрывая свои интеллектуальные и эмоциональные богатства, ориентируясь на творчество ребенка, библиотека способна неуспевающего ребенка сделать успешным, обездоленного защитить, у агрессивного погасить строптивость, пришедшему с вопросом дать нужный ответ, одинокому подарить друзей;

– это гостеприимная открытая среда для детей и взрослых, обеспечивающая связь поколений, их культурное взаимодействие;

– готовит школьников к пользованию публичными библиотеками.

Школьный библиотекарь – педагог особый. Он выполняет свою педагогическую функцию в условиях библиотеки с помощью универсальных библиотечных ресурсов и библиотечных методов. Как педагог он подчиняется всем законам общей и библиотечной педагогики, то есть его деятельность подчинена образовательным и воспитательным целям. Как библиотекарь он действует библиотечными средствами и методами. Как педагог, имеющий дело с учениками разных возрастных групп, он должен быть готовым к постоянной смене отношений и ролевых позиций. Особое значение приобретает установка его на отношение к ученику как активному деятелю, ориентация на построение «субъект-субъектных отношений»: отношений сотрудничества и совместной творческой деятельности в процессе обучения. Развивающий потенциал ведущей деятельности школьного библиотекаря учитывается при проектировании учебно-воспитательного процесса школы, используется в психолого-педагогической коррекции. В рамках ведущей деятельности педагога-библиотекаря происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка и последующая их качественная перестройка.

Основной традиционный ресурс школьной библиотеки, как и любой другой, – ее книжные и журнальные фонды, сосредоточившие в себе огромный образовательный, воспитательный, гуманистический и культурный потенциал, реализуемый в интересах детей педагогом-библиотекарем, носителем культуры, владеющим уникальной библиотечной методикой работы с книгой, не дублирующей методы ни учителя, ни воспитателя. Этот ресурс, названный H. A. Рубакиным – отечественным библиотековедом мирового уровня – ядром библиотеки, представляет собой своего рода энциклопедию всех наук, составленную из разных книг по всем главнейшим отраслям знания, отражающим всю совокупность явлений мировой жизни, какие только подмечены человечеством. Он назвал это ядро «книжная Вселенная». Задача библиотекаря, как он утверждал, служить восхождению читателя по лестнице, по которой он может идти вперед и вверх, показать ее, сообразуясь с потребностью личного развития читателя и неослабленного интереса к восхождению. Она должна раскрывать перед читателем кругозор, развертывать перед ним широкие перспективы, указывать ему длинные ряды лучших книг, открывать перспективы развития. Ученый глубоко верил, что во всяком человеке, при известном более или менее умелом внешнем воздействии, всегда можно пробудить какой-нибудь интерес к чему либо, а пробудив его и опираясь на него, как на первую ступень… идти все дальше и дальше».



Список использованных ресурсов:

1. Kopilkaurokov.ru. - "Работа школьной библиотеки по развитию у учащихся читательской компетенции"

2. Поздняк Ольга Петровна. Доклад "Роль школьной библиотеки в учебно-воспитательном процессе". - 2017 г.

3. Тихомирова И.И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря. Учебно-методическое пособие для школьных библиотекарей как педагогов/ И.И. Тихомирова. – М.: РШБА, 2014. – 464 с.

4. Хуснуллина Рамиля Римовна. Моя профессия – школьный библиотекарь. - 2019 г.