СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Игровые технологии на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Игровые технологии на  уроках биологии"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Игровые технологии на уроках биологии"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МКОУ «ЧЕРВЛЕННО – БУРУНСКАЯ СОШ им. З.М. АКМУРЗАЕВА»













Доклад на районном МО

учителей химии и биологии

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.























Подготовила

Бекмурзаева Земфира Еналиевна

Учитель химии и биологии



Дидактические игры, применяемые на уроках, позволяют развивать творческие способности учащихся, так как побуждают поисковую активность, разрушают психологическую инертность, апатию. Особое значение игра приобретает в работе с детьми, у которых преобладает работа правого полушария. Таких детей легко выделить - они пишут левой рукой.

Химия и биология, на мой взгляд, особые предметы в школьном расписании. Я их называю “ предметами жизни”. « Игры важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяют успех педагогической работы»,- писал А.С.Макаренко. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития»,- писал В.А.Сухомлинский. Те молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх , случается, становятся такими активными, какими мы их в буднях и представить не можем. Игра уже одним только своим содержанием переносит ребят в новое измерение, в новое психологическое состояние.

Игра – как один из методов психологического воздействия на ребенка существует давно.

Использование игр на уроках - необходимое условие развития учащихся. Конечно, наряду с решением иллюстрированных задач и созданием положительной эмоциональной окраски учебной деятельности, любые обучающие игры должны иметь большую содержательную и познавательную насыщенность, научность. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры. Учебные игры характеризуются целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом участников. По характеру и форме проведения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные ролевые, игры - соревнования, интеллектуальные ( тесты, ребусы, кроссворды, чайнворды и др.) Существующее многообразие игр позволяет использовать их практически на каждом этапе урока - при проведении опроса и закреплении материала, как домашнее задание ( кроссворд) или же, как вариант проведения обобщающего урока по теме контрольной работы. В своей работе я широко использую игровые формы проведения знаний и могу убежденно говорить о том, что они дают положительные результаты.

Игра «Почемучки». Тема «Кровь. Состав крови. 8клпо теме при помощи текста ученики составляют как можно больше вопросов. Вопросы должны начинаться со слов «почему», «зачем». Например:

Почему кровь красная?

Почему не бывает синей крови?

Почему кровь имеет запах железа?

Почему нельзя переливать кровь первого попавшего добровольца?

Игра : «Угадай» Тема: «Биосинтез белка» 10 класс.

  1. Полимер, синтезирующийся в организме человека.

  2. В основе три вещества: углевод, азотистое основание и остаток фосфорной кислоты.

  3. Является матрицей для синтеза белка.

  4. Несет информацию о структуре белка.

  5. Это двойная спираль. ДНК

Назовите процесс.

1.Результатом этого процесса является образование копии ДНК.

2.Происходит в ядре клетки.

3.Участвует фермент полимераза.

4.Это списывание информации.

5.Это процесс образования и РНК. Транскрипция.

Какой язык?

1.Его должны понимать нуклеиновые кислоты и ученики.

2.Его можно не только писать, но и читать.

3.Имеет знаки препинания.

4.всегда однозначен, но и универсален.

5.В его основе буквы.

Что за животное?. 7 класс.

1.Он живет и процветает сейчас, хотя считают его современником динозавров.

2.Его внешний вид мало изменился с тех пор.

3.Это хищное пресмыкающееся.

4.Имеет 4 камерное сердце.

5.Кожа ценная, чаще бурого цвета. Крокодил.

«Заморчки из бочки»

Играющие достают из мешка бочонки, внутри вопросы, читают вопрос и отвечают.

«Черный ящик»

Угадай, что находится в черном ящике.

1.Предмет, который используют для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения конечностей задних конечностей лягушки. ( Ножные ласты).

Фотография необычной амфибии, послужившей прототипом главного героя китайского фольклора - дракона. Мясо этой амфибии - деликатес японской и китайской кухни. Что это за амфибия?

(Исполинская саламандра. Длина ее тела может достигать 160см, а вес-30-40 кг. Встречается в Восточном Китае и Японии. Обитает в холодных горных реках, богатых кислородом. Питается рыбой, ракообразными, водными насекомыми. Из-за вкусного мяса этих амфибий усиленно истребляли, и численность резко сократилась.

Игра « Кто лишний».

Одно животное лишнее в ряду. Определите , какое, и объясните , почему.

Уж, желтопузик, кобра, удав.

Хамелеон, крокодил, тритон, черепаха.

Гадюка, желтопузик, агама, веретеница.

(Желтопузик- безногая ящерица, остальные змеи; тритон- земноводное, остальные пресмыкающиеся; гадюка – змея, остальные- ящерицы.)

Постепенно по мере того, как увлечение растет, надо включать задания более сложные турниры, викторины, проекты. Например: вопросы по теме «Насекомые».

1.Чем класс насекомых отличается от паукообразных?

2.Какими «приспособлениями наградила природа насекомых для добывания пищи?

3.Кто над нами вверх ногами? Муха. У нее на лапках есть подушечки с присосками, прицепками.

3.Как слышит сверчок? (Коленками . Там у него расположены специальные слуховые отверстия.

5.Кто прыгает дальше всех (Блоха).

Методика проведения игр зависит от цели и воспитательных и образовательных задач, а также от уровня развития играющих, возраста, степени их активности. Прежде всего, необходимо ясно представлять себе и воспитательные и образовательные задачи, которые надо решать в ходе и результате игры.

Все дидактические игры можно классифицировать:

Дидактические игры.

  1. Классно-урочные игры:

  2. Внеклассные игры.

И те и другие должны характеризоваться следующими признаками:

  1. Строгие правила, которые лучше не нарушать;

  2. В игре должен принимать участие весь класс;

  3. Игры с возрастом должны усложняться.

Если не следовать этим правилам, то очень быстро у детей пропадает интерес.

Во-первых, урок - дидактическая игра состоит из следующих этапов, представленных в блок.










ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

-или организационный

Это установка на труд, вводная лекция - ознакомление с предлагаемыми заданиями


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Заключительная речь, обсуждение игры, награждение победителей





ИГРОВОЙ

-проведение игры, в неё включены задания исследовательского характера проверка знаний, закрепление материала.













Форма дидактических игр

    1. Игра-состязание;

    2. олимпиада;

    3. КВН;

    4. поле чудес;

    5. марафон;

    6. конкурс;

    7. звездный час;

    8. что? где? когда?

    9. брейн-ринг;

    10. счастливый случай;

    11. ярмарка;

    12. посиделки;

    13. путешествие.

Структурные компоненты дидактической игры и деятельность каждого структурного компонента можно представить в таблице.

Структурные компоненты

Деятельность структурного компонента

1) Игровой замысел

выражен, как правило, в названии игры, заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе, выступает в виде вопроса, как бы проектирующего определенные требования в отношении знаний.

2) Правила

определяют порядок действий в поведении учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки.

3) Игровые действия

регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности.

4) Познавательное содержание дидактической задачи

заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

5) Оборудование

включает в себя оборудование урока, наличие технических средств обучения, различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы, флажки, медали, которыми награждаются команды-победители.

6) Результат

это финал игры, предающий ей законченность, выступает в форме решения поставленной учебной задачи и дает моральное и умственное удовлетворение, показатель условия достижения учащимися или в усвоении знаний, или их применения.

  1. "Крестики-нолики".

б) Кроссворд.

  1. Загадки. Несложные, интересные загадки тоже могут активизировать мысленную деятельность учащихся и вначале урока и при изучении сложных тем, когда дети порядком устали.

Много рук, а нога одна. (Дерево).

Растут на опушке

И в лесном овраге

У гнилой коряги. ( Папоротник).

3.Я - болотное растенье,

Конопатят мною стены.( Мох)

4.Он мешок под клювом носит,

Рыбу схватит – туда бросит.

Эта птица-великан,

А зовется…( пеликан)

5.на одной ноге в болоте

Замираю на охоте

И ловлю в кругу подружек

Зазевавшихся лягушек ( цапля)

Шуточные загадки.

1.В какой клетке не держат птиц?

2..Из какого сосуда не напьешься?

9. Найдите соответствия. На одной стороне доски записываются химические знаки, формулы, атомные массы, латинские названия под номерами - на другой стороне русские названия под буквами. Задание: Написать под соответствия на доске. Включить эту игру можно в опрос. В качестве задания можно использовать любые химические понятия.

Позвоночные

  1. Кета А. Птица

  2. Сайгак Б. Рыба

  3. Воробей В. Пресмыкающиеся

  4. Саламандр Г. Млекопитающие

  5. Черепаха Д. Амфибия

Внутренние органы птиц

  1. Сердце А. Переваривание пищи

  2. Легкие Б. Дыхание

  3. Почки В. Орган размножения самца

  4. Желудок Г.Накопитель пищи

  5. Яичник Д. Орган размножения самца

  6. Семенник Е. Обеспечение организма кислородом

  7. Зоб Ж. Орган выделения

Химические знаки

  1. H A. Углерод

  2. Ag Б. Медь.

  3. Cu В.Фосфат натрия

  4. O Г. Водород

  5. C Д. Кислород


  1. Ребусы.

«Лото»биологическое: “Растения”, “Животные” , «Грибы» и т.д.


Игра-зачёт «Ромашка».

К магнитной доске крепятся вырезанные из цветной бумаги детали цветковой схемы Розоцветных (Бобовых, Лилейных, Паслёновых…).

На каждой детали с обратной стороны написаны задания.

Учащиеся по одному выходят к доске, выбирают понравившуюся им деталь цветка, снимают её, читают задание и отвечают на него.

Например: 1. назвать как можно большее число видов данного семейства; 2. Какие дикие растения данного семейства тебе известны? 3. Назови по 2 вида древесных, кустарниковых и травянистых форм данного семейства; 4. Что общего у растений данного семейства с растением другого семейства? 5. Какие культурные растения данного семейства тебе известны? 6. Почему семейство получила такое название? 7. Назови плоды растений данного семейства. 8. Нарисуй схему цветка семейства. 9. Перечисли характерные признаки семейства. 10. К какому отделу относятся растения семейства? 11. К какому классу относятся растения семейства? 12. Напиши формулу цветка семейства и.т.д.

Требования к игре.

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.

  2. Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным, разнообразным.

  3. Обязательный элемент каждой игры – её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.

  4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры.

  5. Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знание школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решении которой требует проявления деятельности.

Применение на уроках биологии дидактических игр облегчает процесс обучения, делает его интересным и наиболее содержательным, а это конечным счетом приводит к лучшему усвоению материала, способствует формированию и развитию интереса биологии. В своей практической работе я часто использую разнообразный материал , интересные сведения об изучаемых объектах, жизни ученых. Я понимаю, что дидактические игры не заменяет в полной мере традиционные формы обучения, но дополнят их, и такое сочетание позволит нормально организовать учебно-воспитательный процесс в школе. Таким образом “игры по предметам” или “дидактические игры” в моей работе занимают значительное место. Этим я объясняю повышенный интерес учащихся к моим урокам.