Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шувойская средняя общеобразовательная школа
Администрации Егорьевского муниципального района
Доклад на тему
«Использование современных информационных технологий на уроках английского языка»
Коршунова Е. В.
учитель английского языка
2013-2014 учебный год
Мы живём в компьютерную эру, и это требует от людей разных профессий, включая учителей, компьютерной грамотности и технологической образованности.
Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Речь идёт о создании условий для раскрытия творческого потенциала учащегося, развития его способностей, воспитания потребности самосовершенствования и ответственности. Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями для человека.
Соответственно и система образования должна быть нацелена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности.
Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:
повышение мотивации к изучению языка;
развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
увеличение объема лингвистических знаний;
расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
Мы используем ИКТ для различных целей: повышения профессионального мастерства, совершенствования языковых и речевых умений, поиска информации, создания дидактического материала для уроков, проверки домашнего задания, работы над проектами разного уровня.
Применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.
Применяя информационные технологии в учебном процессе, педагоги и обучающиеся получают возможность сотрудничества, безграничного творчества и огромного желания изучения любого школьного предмета. На сегодняшний день информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения.
К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
• электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
• электронные энциклопедии и справочники,
• тренажеры и программы тестирования,
• образовательные ресурсы Интернета,
• DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
• видео и аудиотехника,
• научно-исследовательские работы и проекты,
• интерактивная доска.
Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.
В 2008 году компания “Образовательные компьютерные технологии” выпустила диски “Изучай алфавит с удовольствием” и “Слушай и играй с удовольствием”, являющиеся мультимедийными приложениями к учебнику “Enjoy English” (под ред. Биболетовой М.З. для 2, 3 и 4 классов), а чуть позже и “Интерактивные плакаты” для 2–4 классов.
Данные программы полностью соответствуют авторской концепции учебника. Данные мультимедийные приложения являются чрезвычайно полезными и делают уроки в начальной школе красочными, интересными и необычными.
Данная программа помогает ребятам выучить английский алфавит и счет, пополнить словарный запас с помощью игр, научиться писать иностранные слова и понимать английскую речь на слух. Благодаря красочной графике, увлекательным обучающим играм, головоломкам, пазлам, интересным рассказам и занимательным заданиям они изучают английский язык с удовольствием. На дисках также представлены письменные задания, которые можно распечатать на принтере и выполнить дома или на уроках.
На основе компьютерных обучающих программ возможны такие виды работы, как:
упражнения на заполнение пропусков;
упражнения в виде кроссвордов;
упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом;
обучающемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;
упражнения “Найди ошибку“, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией.
Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у школьников.
Электронные программы дают возможность выбирать оптимальный темп обучения, контролировать и корректировать ход усвоения материала, причем результат работы виден непосредственно на занятии.
Обучающие диски обладают также богатыми воспитательными возможностями: развивают внимание, организованность. Средства графики, музыкальные фрагменты снимают напряжение. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения.
Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации.
Наряду с мультимедийными обучающими компьютерными программами, наиболее эффективными формами работы с ИКТ являются презентации в Power Point. Эти презентации удобны как для учителя, так и для учеников. Они способствуют повышению эффективности восприятия и запоминания материала.
Несомненным достоинством мультимедийной презентации по сравнению с обычными наглядными материалами является большее эмоциональное воздействие на обучающихся, что способствует концентрации внимания и лучшему усвоению материала.
Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив обучающимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата.
Необходимо отметить, что обучающиеся выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса обучающихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка.
Интернет-ресурсы, являясь основным источником информации для современного ученика, являются богатейшим фондом для учителя.
Возможности использования Интернет ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой обучающимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка:
формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
совершенствовать умения письменной речи, участвуя в подготовке рефератов, сочинений;
пополнять свой словарный запас лексикой современного английского языка;
знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования “живых” материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и актуальных проблем, интересующих всех и каждого.
В заключение можно сказать, что использование новых информационных технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать учебный процесс и делать урок более интересным.
Мы дополняем и сочетаем традиционные методы преподавания с новыми методами, использующими информационные технологии, развиваем их лингвистические способности, а также объективно оцениваем качество знаний каждого ребенка.
Таким образом, эта тема очень актуальна в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно-ориентированным.
Использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка актуально на сегодняшний день, т.к. учитель должен быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта.
Внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.
5