«Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»
Дорохин Владимир Владимирович
учитель истории и обществознания МБОУ СШ №2
п. Усть – Камчатск, Усть – Камчатский район
E – mail: [email protected]
Аннотация: С появлением компьютера в образовательной деятельности возросла необходимость изучения информационно-коммуникативных технологий и разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития личности “информационного общества”. Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, незнающего основ истории и общества. Одна из задач школьной истории и обществознания на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно, работать с разнообразными носителями информации.
Сегодня одним из направлений модернизации системы исторического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников. В наше время необходимы образованные люди, способные работать в современном мире, современном государстве, способные понимать и адекватно реагировать на постоянно изменяющееся положение человека в мире. Современный ученик должен соответствовать требованиям общества: быть высокообразованным, коммуникабельным, толерантным, владеть новыми технологиями. Поэтому главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания.
Сегодня я хочу представить опыт своей работы по теме: «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков. Средствами предмета «История» формируются следующие универсальные учебные действия учащихся:
познавательные УУД – умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;.
регулятивные УУД - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
коммуникативные УУД – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуникативных технологий,
личностные УУД- воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Мой опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.
Работая в данном направлении, я исхожу из идеи органичного введения новых технологических средств в традиционный урок. Для достижения цели урока надо думать не только об эмоциональной окраске и зрелищности, а органично сочетать вербальные методы обучения с методами поисковой и творческой деятельности.
Цель моей работы:
Создание индивидуальной заинтересованности учащихся в приобретении знаний и умений по предмету;
Расширение интеллектуальных возможностей ученика;
Облегчение процесса обучения в условиях постоянного увеличения потока информации.
Педагогические задачи:
1. Обеспечить качество усвоения знаний по предмету;
2. Содействовать формированию познавательного интереса учащихся в усвоении учебного материала;
3. Развить общеучебные умения и навыки;
4. Воспитывать ответственность, самостоятельность, гуманность, любовь к истории.
Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Так реализуется задача перехода от «знаниевой» парадигмы образования к «деятельностной».
Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом урока истории в современной школе. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Основные методы, используемые мной на уроках, следующие:
Вербальный
Исследовательский
На протяжении многих лет обучения истории и обществознания, в основном, и
учителя и ученики обращались к таким источникам информации, как:
Энциклопедии;
Словари;
Монография;
Справочники;
Хрестоматии;
Газеты, журналы и т.д.
Сегодня, все это в большом объеме представлено не только на электронных носителях, но и в Интернете.
Как начать освоение информационных технологий?
Приступая к работе, прежде всего нужно определить, в каком режиме будем использовать компьютер? Каждый урок истории – это, прежде всего. получение информации: текстовой, статистической, графической.
На экране представлен режим использования информации
Перспективы использования информационных технологий на уроках разнообразны и безграничны.
В своей деятельности я выделяю три основных формы работы с ИКТ:
Во-первых, это непосредственно применение информационных технологий на уроках истории. Во-вторых, это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся по истории внешкольных занятий;
в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).
Комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИКТ и работу уч-ся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа-презентации..
Урок-лекция по изучению нового материала, который предполагает в течение всего занятия использование ИКТ в качестве иллюстративного материала.
Урок-семинар, когда учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ.
Защита проектных работ учащимися с использованием ИКТ.
.
В процессе применения ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего количества источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы,
Компьютер позволяет осуществлять обратную связь. По ходу работы дети сами и учитель сразу могут видеть результат. Если не удалось составить цепь правильно, доступа к следующему заданию нет. Тогда дети рассуждают, где они ошиблись, что сделали не так, т.е. мы наблюдаем формирование навыков самоконтроля и самооценки. Если ребенок испытывает серьезные затруднения, на помощь приходит учитель – осуществляется индивидуальный подход к ученику. Формируем навыки подлинно исследовательской деятельности. Учащиеся самостоятельно готовят сообщения о политических деятелях, военачальниках, других исторических личностях. Также составляют презентации, посвященные различным темам.
При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:
- критическое осмысление информации,
- выделение главного в информационном сообщении,
- систематизирование и обобщение материала,
- грамотное представление имеющейся информации
Применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности:
- расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников,
- повышает интерес к предметам,
- стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий,
темам.
С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется возможным разделить эти уроки на четыре группы:
Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.
Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.
Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.
Интегрированные уроки.
При объяснении нового материала я использую графики, схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с учащимися расшифровываем обозначения, решаем кроссворды, сравниваем документы; дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя.
экспериментировать, делать выводы.
Я самостоятельно создаю тестовый материал, адаптированный к требованиям уровня знаний школьников и к применению в урочном процессе. Эти тестовые материалы не исключают индивидуальную подготовку и дают возможности контроля, задания частично взяты из сборников по подготовке к ЕГЭ разных лет.
Рисунок 1.
Рисунок 2
Огромное значение имеет работа с картой, а использование ИКТ делает этот процесс нагляднее и доступнее.
Рисунок 3
С помощью Интернета и ЦОР легко и доступно совершить виртуальное путешествие в любой музей мира, что так важно при изучении культуры народов мира.
Шарады и кроссворды. Первый слог – морское животное; Второй слог – междометие; Целое – родина фарфора. Первый слог – нагруженная телега; Второй слог – торжество, семейный праздник; Целое – эпоха гуманизма.
Современный учитель не может и не должен быть единственным источником информации. Интернет может стать не только другом, но и врагом ученика. Учитель должен стать эффективным навигатором ученика.
ИКТ в обучении истории нельзя назвать данью моде. Это прежде всего возможность улучшить качество образования. С помощью ИКТ успешно решаются образовательные задачи, как в урочное, так и в неурочное время.
Видео
Александр Невский
Иван Грозный
Презентация урок по культуре
УРОК В 10 КЛАССЕ ПО Средневековью – обобщение, закрепление
Таким образом, использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности.
В заключение мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
И, как естественное следствие всех этих составляющих, имеет место повышение качества знания учащихся.
Как учитель истории, работающий над темой «Информационно-коммуникативные технологии на уроках истории», я зарегистрирован на сайтах «Про Школу», «Сеть творческих учителей», «Открытый класс», «История.ру», «HistoryLinks.Ru», которые позволяют воспользоваться ресурсами накопленные моими коллегами и размещать собственные работы на сайте.
Список литературы.
1. Р.И. Ивановский. Информационные технологии в образовании. - М., 2013.
2. И.Г. Захарова. Интернет в гуманитарном образовании. – М:, 2014.
3. Д.Ш. Матроса. Интерактивное образование. “Электронная газета”. № 12-13, октябрь 2012.
4. Е.С. Полат. Как реализовать компетентностный подход в обучении. “Преподавание истории и обществознания в школе”. – 2013. - №3.
5. Предметно-содержательные журналы “Современный урок” за 2012-2016 год.
6. И.Г. Семакина. Информатизация общего среднего образования. - М., 2012.
7. И.С. Сергеев. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. – М:, 2013.
8. И.Н.Черкасова, К.А. Кипа. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания посредством внедрения ИКТ
7