СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Использование ИКТ при формировании умения решать текстовые задачи у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагаю доклад о использовании ИКТ при решении текстовых задач в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Использование ИКТ при формировании умения решать текстовые задачи у младших школьников"»

Использование ИКТ при формировании умения

решать текстовые задачи у младших школьников

Беларусь, г. Жодино

ГУО «Средняя школа № 6 г. Жодино»

учитель начальных классов

Клыга Ольга Анатольевна

[email protected]

«Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путем подражания или упражнения»

Д. Пойа


Решение задачи - это сложная деятельность, которая зависит от формулировки задачи, её степени сложности, умений ребёнка и его индивидуальных особенностей. Поэтому обучение решению текстовых задач – процесс трудоемкий, и использование ИКТ просто необходимо.

Процесс решения текстовой задачи можно разделить на несколько этапов:

1. Восприятие и анализ задачи - понятие ситуации в целом, выявление объектов, величин и отношений, выделение условия и требования.

2. Поиск и составление плана решения - объединение известных данных и неизвестных.

3. Выполнение плана решения - нахождение ответа на вопрос задачи.

4. Проверка решения задачи - установление правильности выполненного решения и устранение ошибок, если они были допущены.

При обучении решению текстовых задач использование компьютера связано, прежде всего, с реализацией функции информационного моделирования (создания знаковых моделей) объектов изучения.

Применять цифровые образовательные ресурсы целесообразно на любом этапе обучения решению задач, начиная с анализа текста условия и заканчивая проверкой и записью ответа. ИКТ позволяют не только насытить учащихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

В своей работе по обучению решению текстовых задач я использую возможности программы Microsoft  Power Paint (приложение 1, 1а)

Программа Microsoft Power Point для создания мультимедийных презентаций проста в работе, по щелчку мыши появляются задания с анимационным эффектом, движутся объекты, выплывают ответы решения задач. Яркое анимированное оформление позволяет точно воспринимать и запоминать новый материал урока.

Текстовая задача сложна для учащихся тем, что из обилия слов они должны выбрать только необходимую для решения данной задачи информацию. На экране учитель совместно с учащимися выделяют нужные факты и их взаимосвязи (приложение 2): можно подчеркивать, выделять контрастным цветом или размером, удалять ненужный текст.

Второй этап – составление краткого условия в виде схемы или таблицы (приложение 3). ИКТ опять помогают: величины из текста можно перетащить в таблицу на глазах учащихся. Каждая величина занимает свое место в кратком условии, она не может быть не замечена, потеряна. Ставим и выделяем цветом вопрос задачи. Краткое условие готово.

Тщательный анализ текста помогает по обнаруженным между величинами связям выбрать способ решения задачи. Если ученик сумел правильно выбрать способ решения задачи, он ее фактически решил.

Очень важный этап решения текстовой задачи – переход от текста к математической модели. Демонстрация наглядного, динамичного превращения текста в модель (приложение 4).

Для учащихся начальных классов трудности представляют задачи на движение. Здесь не обойтись без демонстрации моделей, схем, наглядности. Помощь ИКТ просто неоценима (приложение 5).

Неотъемлемой частью умения решать текстовые задачи является этап проверки её решения. Всем известны способы проверки решения текстовой задачи:

- прикидка;

- установление соответствия между результатом решения и условием задачи;

- решение другим способом;

- составление и решение обратной задачи;

- сравнение с правильным решением;

- решение задачи с «малыми числами».

ИКТ опять помогают: показ правильного решения, изменение данных условия, составление обратной задачи по схеме (приложение 6)

Текстовая задача – это замок, к которому надо подобрать свой ключик. Сделать это не просто, но можно.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий при обучении решению текстовых задач на уроках математики способствует:

  • снижению дидактических затруднений у учащихся;

  • усвоению базовых знаний и умений по данной теме;

  • активизации познавательной деятельности;

  • развитию навыков самообразования и самоконтроля;

  • повышению уровня комфортности обучения.