СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование ИКТ в преподавании"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Использование ИКТ в преподавании"

Просмотр содержимого документа
«"Использование ИКТ в преподавании"»

М

– мудрость, она приобретается с годами.



А

– активность, в ней сила, здоровье, успех.



С

– счастье, А.С.Макаренко писал «Научить человекабыть счастливым нельзя, но воспитать его так,чтобыон был счастливым – можно!»



Т

–творчество, ведь, чтобы озарять светом других,нужно носить солнце в себе.



Е

– единство, только в единстве учитель - ученик -родитель можно добиться всех поставленныхцелей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.



Р

– результат, я хочу видеть своих учеников уверенными,умело выбирающими свой путь в жизни, снабженнымипрочными знаниями.










Теоретическое обоснование



Построение современного образовательного пространства ха­рактеризуется переходом от «школы памяти» к «школе мышле­ния», от «знаниевой» педагогики к «способностной», от тради­ционных форм и методов организации учебного процесса к раз­вивающим - все это актуализировало необходимость появления нововведений, относящихся как к содержанию образования, так и к методике, и технологии его преподавания.

Образовательное пространство гуманитарного колледжа имени Магжана Жумабаева охватывает учащихся от 15-летнего возраста до 20 лет. Мы готовим специалистов в областиначального образования, дошкольного воспитания и обучения, информационных систем, вычислительной техники и программного обеспечения. За достаточно короткий срок необходимо подготовить специалиста, обладающего творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, умением ставить и решать задачи для преодоления возникающих проблем, применять знания в различных жизненных ситуациях.

Для успешного образования наши учащиеся должны обладать совокупностью способностей, т.е. владеть целым рядом компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностного самосовершенствования. Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога. Поэтому, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, приоритетной целью образования становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации (в том числе и электронными), оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Данная педагогическая концепция основана на взаимодействии и взаимопонимании педагога и учащегося. Учебный процесс строится на переходе от репродуктивной к поисковой деятельности учащегося. Задача учителя поставить цель, проблему; он является активным помощником в поиске выхода из трудной образовательной ситуации. В отличии от педоцентрической концепции, учитель не вынужден ждать, пока ученик найдет проблему, он искусственно создает ее. Входе совместной деятельности учителя и учащегося задача должна быть разрешена. В обучении приветствуется коллективная деятельность и анализ занятий.

Интерактивное обучение- это обучение, погружённое в обучение и взаимодействие. Оно основано на диалоговых и полилоговых формах общения. Интерактивное обучение является актуальным, так как оно содействует формированию коммуникативной компетенции учащихся. Интерактивное обучение позволяет осуществлять педагогическое взаимодействие на уровне субъектных отношений, активизируя познавательную и профессиональную деятельность участников образовательного процесса.

Интерактивный метод обучения - это способ перевести деятельность учащихся от репродуктивной позиции к исследовательской, к формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала.

Совершенно новое качество идея интерактивного обучения приобретает с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Каждому этапу учебного занятия присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

Используемые приёмы технологии развития критического мышления:

  • верные и неверные утверждения,

  • инсерт,

  • кластер,

  • синквейн,

  • опорные сигналы,

  • взаимопроверка

Используемые приёмы технологии ТРИЗ:

  • использование предложенных ресурсов с элементами решения противоречий,

  • метод переизобретения знаний,

  • необычная обычность (творческий характер должны иметь не только само домашнее задание, но и подача этого задания).

Используемые приёмы информационно-коммуникационных технологий:

  • работа с интерактивной доской,

  • использование интернет-сообществ,

  • электронных учебников,

  • интернет-ресурсов.

Используются групповые формы работы, игровые моменты, элементы здоровьесберегающих технологий.

















Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить».

Эдисон

«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

Э. Кант

Мастер - класс

Тема: «Интерактивные методы обучения на уроках математики»

Цель: показать использование интерактивных методов обучения на уроках математики, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся, их ключевых компетенций.(1-3 стрфлипчарта)

Организация работы участников мастер –класса.

При проведении мастер класса все участники разбиваются на 2 группы: «Синие», «Желтые». Каждый участник получает пакет необходимых ресурсов для работы в течении МК: Индивидуальный лист для ответов (приложение 2, 3), индивидуальный оценочный лист(приложение 4), тексты,схемы для анализа, листочки по цвету команды.

Участники групп объединяются для работы на определенных этапах в статистические пары, когда для решения учебной задачи объединяются учащиеся, сидящие за одной партой («Желтые» или «Синие») или динамические парыкогда для решения учебной задачи объединяются участники, сидящие за соседними партами (обмен листами ответов между «Желтыми» или «Синими» для взаимопроверки)



Начало работы



1 фрагмент (этап) МК: (4, 5 стр.флипчарта)

Используемый прием: «scrambl» (анаграмма), фраза, в которой слова поменяли местами

Описание приема:из предложенного набора слов необходимо составить определение одного из понятий по теме «Производная»

Задачи этапа МК: Данный прием можно использовать на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Действия участников МК и результат: представитель команды «желтых» (выбранный случайным образом) выполняет задание на ИД, одновременно идет работа в динамических парах. Ответ на ИД закрыт шторкой.Проверка результатов выполненной работы проходит в динамических парах (обмен листами ответов между «Желтыми» или «Синими» для взаимопроверки).Для проверки правильности ответа используется следующая страницафлипчарта. После этого проверка ответа участника.

Используемые инструменты и функции ИД: выбор случайного числа-номера участника (инструмент «кости»), перетаскивание объектов, шторка.

2 фрагмент (этап) МК: (6, 7 стр.флипчарта)

Используемый прием:инвентаризация знаний, математический диктант «Согласны-не согласны»

Описание приема:из предложенного набора понятий по теме «Производная»

необходимо выбрать правильные и неправильные.

Задачи этапа МК: Данный прием можно использовать на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Действия участников МК и результат: индивидуальная работа каждого участника. Для диктанта используется инструмент «прожектор». Проверка результатов выполненной работы проходит в динамических парах (обмен листами ответов между «Желтыми» или «Синими» для взаимопроверки).Представитель команды «синих» (под тем же номером) показывает свой вариант ответа на ИД. Для проверки правильности ответа используется функция «Примечание страницы».

Используемые инструменты и функции ИД: выбор случайного числа-номера участника (инструмент «кости»), перетаскивание объектов, прожектор, примечание страницы.



3 фрагмент (этап) МК:(8стр. флипчарта) прием «Установи соотношение»

Задачи этапа МК: Данный прием можно использовать на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Действия участников МК и результат: индивидуальная работа у доски двух представителей групп «Желтых» или «Синих». Проверка результатов выполненной работы проходит сразу, используя функцию ИД редактирование объекта - «прозрачность».

Используемые инструменты и функции ИД: выбор случайного числа-номера участника (инструмент «кости»), инструмент пера, функция ИД редактирование объекта - «прозрачность».



4 фрагмент (этап) МК: (9стрфлипчарта) прием «Найди ошибку»

Задачи этапа МК: Данный прием можно использовать на стадии вызова, осмысления.

Действия участников МК и результат: индивидуальная работа каждого участника и у доски двух представителей групп «Желтых» или «Синих» по очереди. Проверка результатов выполненной работы проходит сразу, используя функцию ИД шторка.В листах ответов осуществляется самооценка выполненной работы.

Используемые инструменты и функции ИД: выбор случайного числа-номера участника (инструмент «кости»), инструмент пера, функция ИД редактирование объекта - «прозрачность».




5 фрагмент (этап) МК: (10стр. флипчарта) прием «Пометки на полях (инсерт)»

Для анализа текст разбивается по цветовым блокам с их нумерацией. Предлагается следующая система маркировки текста: «+» знаю, понимаю и могу объяснить другому, «\/» -понимаю, но объяснить другому не могу, *-не знаю.

Задачи этапа МК: Данный прием можно использовать на стадии осмысления, рефлексии.

Действия участников МК и результат: индивидуальная работа с текстом каждого участника групп «Желтых» или «Синих». Результат анализа текста заносится в таблицу на ИД и комментируется.

Используемые инструменты и функции ИД: инструмент пера, функция ИД-примечание страницы.



6 фрагмент (этап) МК: (11стр. флипчарта) прием «Использование предложенных ресурсов с элементами решения противоречий» или прием«Переизобретения знаний». Работа - разъяснение проводится с членами жюри.

Задачи этапа МК: Данный прием можно использовать на стадии вызова, осмысления.



7 фрагмент (этап) МК: (12стр. флипчарта) прием «Работа с комментариями»

Рассматриваются этапы решенного задания, с ответами на вопросы из таблицы этапа инсерта.

Задачи этапа МК:Данный прием можно использовать на стадии вызова, осмысления.

Используемые инструменты и функции ИД: инструмент маркера, шторки.



8 фрагмент (этап) МК: (13стр. флипчарта) прием «Написание синквейна».

Стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Предлагается участникам в листах ответов написать синквейн по темам «Производная», «Мастер – класс». Задание можно выбрать по принадлежности к группе, по желанию или написать оба.

Задачи этапа МК: Данный прием можно использовать на стадии осмысления, рефлексии.

Действия участников МК и результат: индивидуальная творческая работакаждого участника групп «Желтых» или «Синих» с последующим зачитыванием одного примера. Пример написания синквейна демонстрируется на доске( 12 слайд ).

Используемые инструменты и функции ИД:функция ИД редактирование объекта - «прозрачность», функция ИД - примечание страницы.

Обзор электронного учебника.





10 фрагмент (этап) (15стр. флипчартаМКРефлексия

Используемые инструменты:функции ИД, видеофрагмент, страница сообщества группы.

Заключение (16 стр.флипчарта)




Лишь знаньем движется век!

Лишь знаньем жив человек,

Лишь знанье светоч сердец!

Людей суди по уму!

Но не по облику их.

Разумен будь и правдив

В делах и думах своих.

Абай Кунанбаев

«Использование методов интерактивного обучения для формирования компетентностей учащихся на уроках математики». 

Есть только один путь постижения – 
действовать. 
П.Коэльо 
Современный урок пронизан духом творческой непредсказуемости. А школа, как и культура, питается талантами. От профессионализма учителя, его компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни. Поэтому в работе учителя должны оптимально сочетаться современные формы, методы, средства обучения, при которых развивается личность каждого ученика. Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация. 
Я считаю, что главная цель учителя современной школы заключается в организации эффективной передачи наиболее ценного опыта так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им. При этом, продвигаясь по пути приумножения знаний, они обрели бы потребность в обучении, смогли бы найти свое собственное «Я» в этом мире, максимально раскрыть свой личностный потенциал и реализовать его с пользой для общества. Использование методов интерактивного обучения позволяет учителю подготовить учащихся к повседневной жизни и развить их личность средствами математики. 
Интерактивность в обучении – это нахождение в постоянном, активном взаимодействии, в режиме диалога, общего действия всех участников процесса обучения. Термин «интерактивность» произошел от английских слов «Inter» и «act» и означает «взаимодействие». Главной особенностью использования методов интерактивного обучения является вынужденная интеллектуальная активность, так как сама организация учебного процесса призвана активизировать мышление его участников. По этому поводу А.Франц говорил: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». [4,с. 91]. 
Вовлекаясь в интерактивную деятельность, учащиеся учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы. 
Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания учащихся служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, ученики берут на себя часть некоторых функций учителя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. 
В свою очередь я, как учитель, использующий интерактивную модель обучения, выступаю в нескольких основных ролях. В роли информатора-эксперта я излагаю текстовый материал, демонстрирую числовой предметный ряд, отвечаю на вопросы учащихся, отслеживаю результаты процесса и т.д. 
В роли организатора я налаживаю взаимодействие учащихся (разбиваю на подгруппы, побуждаю их самостоятельно собирать данные, координирую выполнение заданий, подготовку мини - презентаций и т.д.). 
В роли консультанта я обращаюсь к опыту учеников, помогаю искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые. 
Среди основных принципов интерактивного обучения называют диалогическое взаимодействие. На моих уроках происходит многосторонний тип коммуникации между мною, как учителем и учащимися, а также между самими учениками. В своей работе я использую коммуниктивные взаимодействия: «ученик-ученик» (работа в парах), «ученик – группа учеников» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учеников – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер». 
К формам и методам интерактивного обучения отнесены следующие: эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкуры практических работ с обсуждением, ролевые игры, коллективные решения творческих задач, кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций), практические групповые и индивидуальные упражнения, моделирование производственных ситуаций и др. 
Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы. В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки класса применяю различные методы обучения. Но, как правило, при изучении новой темы чаще всего использую для формирования теоретических знаний – проблемно-поисковые методы, для формирования фактических знаний – репродуктивные методы, так как для организации работы необходимы базовые знания. На этапе формирования умений и навыков репродуктивные методы постепенно заменяю частично поисковыми и творческими, так как необходимо научить учащихся использовать полученные знания в нестандартной, измененной ситуации. Кроме того, на этом этапе, а также на этапе обобщения и систематизации знаний и умений использую проблемные и исследовательские методы. 
Основные принципы, которые я использую при формировании компетентностей учащихся, являются постепенность и непрерывность. В том числе: 
• системой продуманных мер содействую формированию у школьников положительной мотивации учения; 
• излагаю, объясняю и показываю практическое применение алгоритма о способах учебной деятельности; 
• ученики отрабатывают знания алгоритма, действуя под моим руководством по образцу, применяя знания в аналогичных ситуациях; 
• ученики самостоятельно и осознанно применяют приобретенные навыки в новых ситуациях, делают самоанализ результатов. 
Использование интерактивных методов обучения позволяет мне не только формировать определенный объем знаний, но и обучать способам выполнения учебных действий, т.е. владеть теми инструментами, с помощью которых школьники эти знания будут добывать, а закрепленное умение осознанно и самостоятельно использовать на практике. 
Анализируя материалы интересных уроков («Арифметический квадратный корень из степени и его свойства» - урок в 8 классе, «Решение тригонометрических уравнений» - урок в 10 классе, «Натуральные числа» - урок математики в 5 классе) можно выделить ряд приёмов, способствующих интеллектуальной активности учащихся: «обучаясь – учусь», работа в малых группах, в парах, метод карусели. Учащиеся самостоятельно работали в парах, в группах сменного состава с различными источниками информации, консультировали и обучали друг друга, готовили сообщения, защищали проекты, оценивали друг друга. Это позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции. При этом я всегда помню важное условие полноценной работы групп – правильное их комплектование. Задания группам подбираю таким образом, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы. 
Эти формы работы дают возможность каждому высказать собственное мнение при обсуждении проблемы в небольшой группе, слушать и понимать мысль одноклассников, защищать свою точку зрения в споре с другими группами. 

Результаты обучения учащихся позволяют оценить педагогическую эффективность интерактивного обучения. 
Применение интерактивных технологий дает 
ученикам: 
• развитие личностной рефлексии; 
• осознание включенности в общую работу; 
• становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; 
• развитие навыков общения; 
• принятие нравственности норм и правил совместной деятельности; 
• повышение познавательной активности. 
классному коллективу: 
• формирование класса как групповой общности; 
• повышение познавательного интереса; 
• развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; 
мне, как учителю: 
• нестандартное отношение к организации образовательного процесса; 
• формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях. 

Применение интерактивных методов обучения влияет не только на успешное усвоение материала, что также выражается в увеличении хороших оценок, но и на отношение учащихся к предмету. Наблюдение за работой учеников на уроках показало, что в процессе использования интерактивного обучения изменяется психологический климат на уроке. Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый из которых вносит индивидуальный вклад. Ученик при этом испытывает ощущение успешности. Создается ситуация моего творческого роста, благодаря которой я выхожу на более высокий виток своего профессионального развития. Школа закладывает фундамент для дальнейшего продолжения образования. Используемая система работы позволяет реализовать данную задачу. 
Для проверки компетентностей учащихся использую два типа задач: математические и контекстные (практико-ориентированные). 
Центр тяжести при решении контекстных задач лежит в области построения самой модели реальной ситуации. Именно составление модели требует высокого уровня математической подготовки и является результатом обучения, который можно назвать общеобразовательным. Я различаю ключевые компетентности как результат образования от других результатов образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отличием компетентностей является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности. 
Чтобы убедиться, что учащийся освоил тот или иной аспект компетентности на требуемом уровне, я предлагаю ему задание, выполнить которое можно только осуществив определенную деятельность. Так, за последние 3 года наблюдается динамика сформированности умения решать практико-ориентированные задачи среди старшеклассников-10 %. 

При выявлении уровней математической компетентности их выделяют три: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений. В едином государственном экзамене последовательно реализуется проверка всех трех уровней математической компетентности школьников. 

Первый уровень (уровень воспроизведения) 
Прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений. 
Второй уровень (уровень установления связей) 
Строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач. 
Третий уровень (уровень рассуждений) 
Строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты. 
Я отслеживаю уровень уровни математической компетентности своих учеников: 

-уровень воспроизведения-15% учащихся; 

-уровень установления связей- 64 % учащихся; 

-уровень рассуждений- 21 % учащихся. 

Кроме того, результатами использования в своей работе интерактивного обучения считаю: 
высокий процент поступления учащихся в вузы 
(2008-2009гг- 80%, 2009-2010- 63%, 2010-2011 – 93%); 
участие учащихся в предметных конкурсах, олимпиадах различного уровня (в т.ч. районных предметных олимпиадах, районной научно-практической конференции учащихся «Малые Гумбольдтские чтения», международной олимпиаде «Сократ» и др.); 
положительные результаты итоговой аттестации 9,11 классов; 
учащиеся осваивают содержание предмета на базовом и повышенном уровне. 
И в завершении, мне хотелось бы сказать, применение методов интерактивного обучения делает образовательный процесс мотивированным, продуктивным, эмоционально-насыщенным, личностно-развивающим, а значит более качественным. 

«Видишь ли, у нас тут надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте. А если хочешь попасть куда-нибудь, надо бежать еще быстрее». 
Льюис Кэрролл 
Алиса в стране чудес» 

Литература: 

1. 1.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий / Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2002. – 152с. 
2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.-176с. 
3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2005.-98с. 
4. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004.- 151с. 
5. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.- 167с.



Особенности использования интерактивных методов обучения на уроках математики в начальных классах

Тасырова Аида Ахмедьевна

2 категория, школа гимназия №10 город Астана, учитель начальных классов


Начальная школа – основа всего дальнейшего образования, которая должна внести свой вклад в будущее профильное образование. Вклад начальной школы в решение этой важной проблемы заключается в усилении фундаментальности знаний и умений, которые должны быть сформированы у младших школьников .

Математика занимает одно из центральных мест в современной системе образования, что, несомненно, говорит об уникальности этой области знаний, так как математика позволяет сформировать определенные формы мышления, необходимые для изучения окружающего нас мира.

Поэтому сегодня, когда одной из основных целей образования является формирование всесторонне развитой компетентной личности, большое внимание должно уделяться внедрению в процесс обучения математике в начальной школе инновационных технологий, в частности интерактивных методов. Это связано с тем, что использование интерактивных методов обучения способствует улучшению качества образования в целом .

Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учителем и учеником или учеником и учеником.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Оно имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит из создания комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения .

Интерактивное обучение широко применяется в более чем 115 странах мира (США, страны Европы, Япония, Китай, страны СНГ) и уже успело завоевать признание за сравнительно короткий срок. Множество ученых занимались изучением интерактивных методов обучения: В.С. Библер, А.К. Кусаинов, Е.В. Пономаренко, М.В. Кларин, Д. Джонсон, Д. Дьюи и др.

Одна из ведущих психолого-педагогических идей программы образования Республики Казахстан – идея компетентностного обучения. Для конечного результата образования умение использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях, самостоятельно добывать необходимые знания, грамотно работать с информацией; умение видеть возникающие проблемы и находить правильное их решение; умение вести дискуссию, спокойно и доказательно отстаивать свою позицию и т.д., - все это можно отнести к компетенции школьников. И поэтому на первый план выдвигается не вооружение определенной суммой предметных знаний, умений и навыков, а умение их самостоятельно добывать и применять адекватно ситуации. В связи с этим возникает проблема используемых методов обучения. Основной метод, на который опирается традиционное обучение – иллюстративно-объяснительный, не достаточен для поставленных задач. Чтобы учебный процесс сделать качественным, и в то же время интересным, учителю необходимо постоянно искать новые подходы в преподавании предмета, находить такие методы обучения математике, которые активизировали бы мыслительную деятельность обучаемых, их инициативность, умение работать в команде. Все это требует от преподавателя применение в работе интерактивных методов обучения.

Рассмотрим метод «Мозаика (ажурная пила)». Данный метод позволяет учащимся получить большое количество информации в течение короткого промежутка времени, он служит способом решения сложной проблемы, требующей определённых знаний. Применять этот метод на уроках следует по следующим правилам:

1. Определить, на какие задачи раскладывается проблема, которую предстоит решить в классе. К примеру: изучить определённый учебный материал или отработать навык применения учебных знаний.

2. Подготовить необходимую информацию для каждой экспертной группы: разделы изучаемого параграфа, набор задач и т.п. Желательно, чтобы учащиеся смогли ими легко воспользоваться (указать конкретные страницы, подобрать задания по учебнику или другим источникам, сделать копии и др.)

3. Изготовить таблички разного цвета с именами (или цифрами) для распределения учащихся по группам. Каждый ученик будет входить в две группы – «основную» и группу «экспертов». Основные группы можно обозначить номерами, например от 1 до 5.Каждая группа состоит из 5 человек, которые будут являться экспертами по определённой теме. Экспертов каждой темы (раздела темы, типов задач, уравнений и т.п.) обозначаем цветами: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый. Таким образом, в каждой основной группе присутствуют эксперты разных цветов (по разным темам). После того как члены «основной» группы ознакомились с заданием, обсудили и распределили его между собой, «эксперты» расходятся по «экспертным» группам, в каждой из которых собираются эксперты по одной теме (с одним цветом) и обсуждают эту тему, решают свои задачи и т.д. Группа экспертов определяет чему каждый из «экспертов» научит свою «основную» группу. Затем «эксперты» возвращаются в свои «основные группы» и докладывают группам о проделанной работе, обучая своих товарищей. Таким образом происходит обмен информацией между детьми, а учитель выступает в качестве консультанта, помощника «экспертным» группам, наблюдателем за процессом взаимного обучения. Итоги урока подводит «основная» группа, которая может оценить вклад разных «экспертов» в общее решение. В конце преподаватель проверяет уровень освоение материала учащимися и подводит итоги занятия.

Очень эффектным, интересным и продуктивным методом обучения является интерактивная «карусель». Это образовательная игра пригодна и для проведения урока, и для внеклассного мероприятия (например, олимпиада). Данный метод вовлекает всех учащихся в образовательную деятельность, даёт возможность коллективного поиска решения задач, обмена идеями, информацией, математическими знаниями. А, так как математическая «карусель» - это соревнование между группами, то урок в такой форме разжигает у детей не только спортивный азарт и волю к победе, но и мотивирует учащихся к получению более широких познаний в области математики.

Остановимся подробнее на правилах математической «карусели». Математическая «карусель» – это командное соревнование по решению задач. Побеждает команда, набравшая наибольшее число очков. Задачи решаются на двух рубежах – исходном и зачётном. Всем членам команды присваиваются порядковые номера (на пример от 1 до 6). По сигналу команды на исходном рубеже начинают решать задачи и предъявляют решение (или ответ) судье. Если оно верное, игрок №1 переходит на зачётный рубеж и получает задачу там, а члены команды, оставшиеся на исходном рубеже получают новую задачу, если опять верный ответ, то игрок №2 переходит на зачётный рубеж и присоединяется к игроку № 1 и т.д.

В дальнейшем члены команды, находящиеся на «исходном» и «зачётном» рубежах, решают новые задачи независимого друг от друга. Все игроки в команде как бы выстроены в очередь. Если на исходной позиции задача решена правильно, игроки в порядке очереди переходят на зачётный рубеж, но если на зачётном рубеже задача решена неправильно, то опять в порядке очереди игроки возвращаются на исходную позицию. И на исходном, и на зачётном рубежах команда может в любой момент отказаться от решения задачи. При этом задача считается нерешённой. После того, как часть команды, находящаяся на каком–либо из двух рубежей рассказала решение очередной задачи или отказалась от неё, она получает новую задачу.

На исходном рубеже за каждую верно решённую задачу ставится 1 балл, за первый верный ответ на зачёте команда получает 3 балла, за второй верный ответ 4 балла, и т.д. Если же очередная задача решена неверно, то цена следующей задачи зависит от цены нерешённой следующим образом. Если цена неверно решенной задачи была 6 баллов или больше, то следующая задача стоит 5 баллов. Если неверно решённая задача стоила 5 баллов, то следующая задача стоит 4 балла, если же неверно решённая задача стоила 3 или 4 балла, то следующая задача стоит 3 балла. Игра для команды заканчивается, если: а) кончилось игровое время; б) кончились задачи на зачётном рубеже; в) кончились задачи на исходном рубеже, а на зачётном рубеже нет ни одного игрока. Игра оканчивается, если она закончилась для всех команд. Побеждает команда, набравшая больше баллов. Продолжительность "карусели" может составлять от 20 минут до 2 часов и зависит от её целей, количества и трудности задач и размеров команд.

Использование интерактивных методов и приемов обучения

для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе

Интерактивные методы обучения требуют определённого изменения жизни класса, а так же большого времени для подготовки, как от учащегося, так и от педагога. Нужно начинать с постепенного использования этих методов. Как педагогу, так и ученикам необходимо привыкнуть к ним и получить определённый опыт их использования. Лучше тщательно подготовить несколько интерактивных занятий в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные «игры». Использование интерактивных методов – не самоцель. Это лишь средство к достижению той атмосферы в классе, которая лучше всего способствует пониманию духа права и гражданского общества как духа сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Таким образом, знания, полученные учащимся,

являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.

При этом учитель должен создать благоприятные условия, в которых ученик сам будет открывать, приобретать и конструировать знания и т.о. строить процесс обучения и познания мира.

Использование интерактивных методов повышает «плотность» общения учащихся на уроке, т.к. все ученики вовлечены в учебный процесс одновременно, а учитель является организатором и руководителем этого процесса. Основным источником информации на уроках в начальной школе является, безусловно, учебник.

Работая с учебником, ученики учатся понимать условные знаки: «Что узнаем, чему научимся»,

«Работаем в паре», «Работаем в группе», «Работаем со взрослыми», «Атлас

-определитель», «Электронное приложение к учебнику»; учатся воспринимать и анализировать информацию, выделять главное,

находить причинно-следственные связи, выявлять достоверную (противоречивую)

информацию, делать обобщение и выводы.

Такие задания по географической карте как сравни озера (горы, реки, города и т.д.) нашей страны, способствуют формированию необходимых познавательных УУД.

Выполнение практических работ, заданий в тетрадях с печатной основой формируют и развивают универсальные учебные действия не только на базовом, но и на продвинутом уровне. Начиная со 2-го класса, ученики работают с дополнительными источниками информации: учебными пособиями Начиная с 3-го класса, школьники учатся составлять компьютерные презентации, электронные фотоальбомы, снимать видеофильмы по заданной теме, делать репортажи.Эффективно проходитработа в группах по 4-6 человек. Задания для групп могут быть самые разнообразны:

Расскажите о нашем городе;

Расскажите о самой нужной профессии;

Расскажите, как работают различные отрасли экономики в нашем крае;

Следующая группа заданий требует от учащихся создание плаката или памятки:

Значение домашних животных для жизни человека; Собака –друг человека;Кошки в жизни человека; Правила друзей природы; Правила безопасного поведения на улице зимой; Планете больна (экологические проблемы).Проектная деятельность–наиболее эффективный метод формирования УУД. Темы проектов для учащихся 3-4 классов: Фото-рассказ о родном городе; Редкие растения и животные; Профессии наших родителей; Музеи нашего города; Рекорды Земли (самая большая река, гора и

др. географические объекты);

Решаем экологические проблемы: как защитить океан от загрязнения, как спасти тропические леса, как изба виться от мусора;

Культурное наследие (памятники ЮНЕСКО);

Природное наследие (одно из природных «чудес» планеты);

Для активного и успешного участия младших школьников в проектах, презентациях и т.п. необходима большая совместная работа учителя и учащихся не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Экскурсии –традиционная форма познания окружающего мира, но и здесь я использую приемы интерактивного обучения:

предварительный сбор информации группой учащихся (4-6 человек) по теме экскурсии(до экскурсии); ролевая игра (спикеры от каждой группы исполняют роль экскурсовода и делают небольшие по времени сообщения об интересных фактах о культуре, истории, искусстве, промышленности той местности, где проходит экскурсия(во время поездки на экскурсию);конкурс на самый интересный вопрос экскурсоводу(во время экскурсии);конкурс на лучший устный рассказ по теме «Самый интересный экспонат музея»(после экскурсии и т.д. Различные экскурсии, проводимые в течение 4-х лет обучения, (в природу, музеи города, предприятия города, другие города страны) создают необходимую базу для дальнейшей работы в классе

по формированию УУД. Формирование познавательных УУД тесно связано с формированием и развитием умений пользоваться Интернет-и цифровыми ресурсами. Готовясь к урокам окружающего мира, ученики

пользуются текстовым редактором, выполняют основные операции с текстом, сохраняют информацию, копируют, передают,

выводят в печать, создают графические изображения, работают в программе Power Point, пользуются поисковиками Интернет, электронными энциклопедиями и справочниками.Эта работа также проходит в группах, ученики оказывают необходимую помощь друг другу.

Таким образом, интерактивные методы являются тем инструментом, который позволяет учителю повышать эффективность учебно-воспитательного процесса,

осуществлять его постоянное



Сегодня образование рассматривают как процесс становления личности, значит при преподавании математики необходимо использовать такие системы обучения, которые обеспечивают развитие познавательных способностей учащихся, вводить в практику интерактивные технологии.

Процесс обучения – не автоматическое закладывание учебного материала в голову учащегося. Он требует напряженной мыслительной работы ребенка и его собственного активного участия в этом процессе. Пояснения и демонстрации сами по себе никогда не дадут настоящих прочных знаний.

Инновации – не сама цель они выступают средством, механизации решения проблем существующих в образовании. В случае внедрения инноваций важной проблемой является переход от методики к технологии. «Учебная технология» - выражает путь учебно-познавательной деятельности учащихся. В технологии предвидят результат и пути его достижения учащимися. Процесс и результат не разграничивается, а наоборот, гармонично соединяются для согласования возможностей учащегося с требованиями программ. А для создания таких условий необходимо чтобы учащейся был «ведущим», а учитель «ведомым», и технологии и интерактивные методы обучения должны способствовать раскрытию потенциальных возможностей ребенка.

Современное образование невозможно без внедрения инновационных форм и методов, которые делают весь процесс обучения более эффективным, а значит, и более качественным. Национальная доктрина развития образования Украины в ХХІ столетии предусматривает постепенный переход от репродуктивного, авторитарного образования к образованию инновационному, гуманистического типа.

Сущность интерактивных технологий обучения.

Большинство учителей и ученых во всем мире соглашаются сегодня с тем, что необходимо переходить от «передачи знаний» к «обучению жизни».

Такое обучение должен осуществлять каждый учитель на каждом уроке путем применения соответствующих подходов.

В педагогической литературе описано немного способов организации обучения (по уровню активности учащихся, уровнем привлечения их к продуктивной деятельности, дидактической цели, способам организации и т.д.)

Воспользуемся классификацией, предложенной Я.Голмитом еще в 60-х годах XX столетия. Он разделил типы и методы обучения на активные и пассивные.

1. Пассивный (репродуктивный) тип обучения.

Учащийся выступает «объектом» обучения, должен усвоить и воссоздать материал данный ему учителем, текстом учебника, т.е. источником правильных знаний. К соответствующим методам обучения относят методы, при которых учащиеся лишь слушают и смотрят (лекция-монолог, чтение, пояснение, демонстрация и воспроизводящий опрос учащихся). Ученики, как правило, не общаются один с другим и не выполняют никаких творческих заданий.

2. Активное обучение. Такой тип обучения предусматривает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учащихся. Учащийся выступает «субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие задания (часто домашние), вопросы от учащихся к учителю и наоборот, что развивает творческое мышление.

3. Интерактивное обучение.

   Учебный процесс осуществляется при условии активного постоянного взаимодействия всех учащихся. Это самообучение, взаимообучение (коллективное, групповое обучение в сотрудничестве), где учащийся и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения.

   Педагог выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы.

   Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Оно эффективно способствует формированию умений, навыков и ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, позволяет педагогу стать настоящим лидером детского коллектива.

   Такие подходы к обучению не являются совсем новыми для украинской школы. Частично они использовались еще в первые десятилетия прошлого столетия и были распространены в педагогике и практике украинской школы в 20-е годы – во времена масштабного реформирования школьного образования. Применяемые в то время лабораторно-бригадные и проектные методы, работа в парах сменного состава, производственные и трудовые экскурсии и практики были передовым словом не только в советской, но и мировой педагогике. Применение этих методов и форм обучения в отдельных школах давало поразительные результаты. Так, в школе, организованной А.Равиным в 1918г., учащиеся разного возраста, обучались в парах сменного состава, проходили за 1 год программу 3-4 лет.

   В условиях перехода общества к тоталитаризму в сталинские времена такие методы оказались ненужными и постановлением ЦКВКП (б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школах» были подвержены уничтожительной критике.

   Уже в начале 30-х годов украинская школа превратилась в авторитарную репродуктивно ориентированную с преимущественной унификацией стандартизацией способов, форм и методов обучения.

Дальнейшую разработку элементов интерактивного обучения мы можем найти в трудах В.Сухомлинского, учителей-новаторов 70-80гг. (Ш.Амонашвили, В.Шаталова, Е.Ильина, С.Лысенковой и др.), теория развивающего обучения. В Западной Европе и США групповые формы учебной деятельности учащихся активно развивались и совершенствовались. В конце XX века интерактивные технологии получили распространение в теории и практике американской школы, где их используют при преподавании разных предметов. Исследования, проведенные Национальным тренинговым центром (США, штат Мериленд) в 1980-х годах, показывают, что интерактивное обучение делает возможным резкое увеличение процента усвоения материала, поскольку влияет не только на сознание учащихся, но и на его чувства, волю (действия, практику). Результаты этих исследований отражены в схеме, которая получила название «пирамида обучения».Схема демонстрирует, что наименьших результатов можно достичь при условии пассивного обучения (лекция – 5%, чтение – 10%), а наибольших – при условиях интерактивного (дискуссионные игры – 50%, практика через действие – 75%, обучение других или немедленное применение знаний – 90%).

Нестандартное задание – понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничит задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой. Есть и другие признаки:

- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

- необычные условия работы;

- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Внедрение интерактивных форм обучение – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. При этом термин интерактивное обучение понимается по-разному. Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-браузера и началом развития сети Интернет ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование, как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером или кем-либо (человеком).

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» ( inter – взаимный, act – действовать). Интерактивное обучение- это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.







III. Интерактивное обучение как организационная форма обучения.

Форма учебного процесса характеризуется совокупностью способов, которыми обеспечиваются передача и усвоение социально-культурного опыта, формируется способность к его обогащению.

Понятие «организационные формы обучения» по своему значению является более узким и по содержанию означает варианты педагогического общения между теми, кто учит, и теми, кто учится, в учебно-воспитательном процессе.

Педагогическое общение может осуществляться непосредственно и опосредственно, при этом более применяемым непосредственным общением является парная форма организации обучения (учитель-ученик, ученик-ученик). Общение каждого с каждым и по очереди в парах сменного состава или в динамических парах представляет собой коллективную форму организации учебных занятий. Интерактивные методы обучения входят в состав коллективного и группового обучения школьников. Педагог выступает только в роли организатора процесса обучения, лидера группы.

Структурное строение занятия на основе интерактивных методик изменяет саму суть учебного процесса, углубляя его в общении, где роли учителя и учащегося находятся в (относительном) равновесии: оба работают для того, чтобы учиться, делиться своими знаниями, достижениями своего Жизненного опыта.

Исследование технологий интерактивного обучения – это следующая форма организации познавательной умственной деятельности. Одной из многих приоритетных целей, которые она реализует, является созданием комфортных условий обучения.

В системе интерактивной работы педагог выполняет роль участника поисковой деятельности, а не руководителя, который называет свой единственно правильный путь решения того или иного задания. В интерактивном обучении важным является не то, как много дети знают, а как много они узнали и, что будут делать со своими знаниями. Суть интерактивного обучения в том, чтоб каждый учащийся на уроке был поставлен в ситуацию учения, познания. Совместная деятельность в таких условиях дает свой вклад в достижение общей цели через обмен знаниями (информацией), идеями, способами деятельности и т.д. Важным в такой работе являются комфортные условия, атмосфера доброжелательности и взаимоподдержки. Создание атмосферы комфортности обучения по методикам интерактивной работы способствует развитию коммуникативных умений и навыков, формированию гражданской позиции, способствует установлению эмоциональных контактов. Во время уроков, которые проводятся в режиме взаимодействия, дети могут совместно высказывать свои мысли, подбирать доказательства, обмениваться мыслями, коллективно находить правильное решение. В этой работе они имеют психологические преимущества, отрабатывают коммуникативные навыки, не боятся ошибаться, во время обучения взаимоотношения между учащимися и учителями строятся на доверии. Использование интерактивных технологий – не самоцель. Это способ создания атмосферы, которая наилучшим образом способствует сотрудничеству, пониманию и доброжелательности, дает возможность по-настоящему реализовать личностно ориентированное обучение. Интерактивными называются специальные способы и механизмы, которые обеспечивают непрерывные диалоговые взаимодействия между людьми. Интерактивное обучение– это обучение, погруженное в общение, диалоговое обучение.

IV. Принципы интерактивной работы.

            Назначение интерактивного обучения состоит в том, чтобы, во-первых передать знания; во-вторых, осознать других людей. Имеет оно и свои задачи:

·        Решение учебных поведенческих заданий;

·        Развитие коммуникативных умений и навыков;

·        Установление эмоционального контакта между учащимися;

·        Обучение работе в команде;

·        Снятие нервной нагрузки школьников;

·        Представление возможности менять формы деятельности учащихся.

Здесь содержание работы не только - знания, а и способы мышления. Цель – диалог не ради взаимодействия, а взаимодействие детей ради выявления и реализации их индивидуальных возможностей и потребностей. Для этого необходимо руководствоваться соответствующими принципами:

1.Принципы индивидуализации программ, темпа (это возможно, когда ребенок взаимодействует с различными партнерами).

2.Принцип взаимодействия всех со всеми.

3.Принцип сведения групп.

4.Принцип самоуправления (дети вовлечены в планирование, организацию, управление учебным процессом).

Принципы интерактивной работы можно представить в виде таблицы:

Одновременное взаимодействие

Все учащиеся работают в одно и то же время

Одинаковое участие

Все учащиеся работают в одно и то же время

Позитивное взаимодействие

Группа выполняет задание при успешной работе каждого учащегося

Индивидуальная ответственность

При работе в группе у каждого ученика свое задание

 

Т.е., интерактивное обучение – это специфическая форма организации учебной деятельности, одна из целей которой – обеспечение комфортных условий, при которых каждый учащийся чувствовал бы свои успехи, интеллектуальные способности, продуктивность обучения.

Основные принципиальные линии интерактивного урока:

- линия переживания опыта в диалоге;

- линия рефлексии (осмысление как информации, так и самого себя).

Сложным для учителя является не столько овладение интерактивными приемами или отбор оптимальных путей, сколько организация диалога и рефлексии, а также оценивание ученика.

Необходимо следить, чтобы школьники не нарушали норм поведения в процессе интерактивного обучения.

Были выделены следующие нормы поведения на уроке:

- каждый участник заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;

- следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

- если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание»: например, «Правильно ли я понял…?»; только после этого делаются выводы;

- критикуются идеи, а не личности;

- цель совместной деятельности заключается не «в победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме и т.д.

На этапе рефлексии сложность заключается не столько в нежелании учащихся разобраться в своих чувствах, сколько в неумении выразить свои ощущения.

Поэтому стоит заранее подготовить следующие подсказки:

- «Хочу спросить…»

- «Для меня сегодняшний урок…»

- «Самое трудное для меня…»

- «Как вы оцениваете свои действия и действия группы…»

- Экспертно-наблюдательная комиссия и др.

Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся (позже можно остановиться на заслушивании реплик нескольких человек).

В интерактивных методах обучения рефлексия один из важных этапов современного урока.

Технология интерактивного обучения математики.

Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала ( после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, а также делать ее вместо опроса или обобщения.

Групповая работа представляет много возможностей для индивидуализации, особенно если группы составлены из схожих по какому-либо признаку учащихся, причем тогда для каждой группы подбираются специальные задания. В малой группе учащийся находится в более благоприятных условиях, чем при фронтальной работе. Групповая работа достаточно эффективна, однако следует следить за тем, чтобы более сильные и старательные не заглушали инициативу более слабых и пассивных. Целесообразно проводить работу также с относительно стабильными группами, что позволяет оперативно распределять задания различной степени сложности, причем по результатам обучения возможен переход из одной группы в другую.

Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это часто бывает, - все вовлечены в работу. Примерами такой работы является: анализ письменной работы партнера, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д. От учителя требуется умение быстро распределить учеников по парам, дать задание и оценить результаты работы пары.

Отдельного внимания требует организация работы в малых группах, когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом. Существует несколько условий для эффективной организации такой работы. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. В каждой группе ученик играет определенную роль, которую ему выбирает учитель ( спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит : читка задания группе, организация выполнения, приобщение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведет записи работы группы, одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы.

Каждая группа получает задания и четкие инструкции по его выполнению. При этом учитель должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания.

При подведении итогов работы ученики представляют результаты работы. Учителем комментируется работа групп с точки зрения учебных задач. В конце каждого занятия ученики высказывают свое мнение о предложенной форме работы.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:

- контролирует ход работы в группах;

- отвечает на вопросы;

- регулирует споры, порядок работы;

- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе.

Как показывает опыт, групповая работа – форма организации деятельности, а главным все же остается содержание деятельности групп. Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использования этой формы работы, т.е. нужно создавать условия для развития мышления, материал отбирать по принципу «от простого – к сложному». Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера.

В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

- решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.);

- оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:

- задействовать на уроке весь класс ( при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);

- в полной мере учесть возрастные обязанности детей (игра – неотъемлимая часть жизни любого человека);

- учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.

Этапы проведения интерактивных форм.

  1. Разминка.

  2. Объединение в группы.

  3. Организация учебной деятельности учащихся в группе.

  4. Подведение итогов.

  5. Презентация групповых решений.

  6. Рефлексия.

Первый путь предлагает школьникам объединяться в группы «по желанию». Плюсы такого подхода заключаются в учете межличностных связей школьников. Но существуют и минусы: формируются группы не равные по силе, поэтому результаты совместной деятельности могут сильно различаться. Кроме того, внутри группы может сложиться атмосфера, когда интерес к общению вытесняет необходимость решения учебной задачи. И еще важный момент: упускается возможность общения с разными учащимися, искать компромиссы при неприятии их по каким-либо причинам, учиться строить отношения с разными людьми.

Второй путь заключается в формировании групп самим учителем, принимая во внимание конкретные задачи урока, учитель предусматривает состав группы.

Третий путь – формирование малых групп путем случайного подбора.

Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько ступеней:

- усвоение учебной задачи, стоящей перед группой;

- процесс поиска (обсуждения) лучшего решения;

- суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;

- презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.

В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Поэтому педагог в зависимости от ситуации может:

- изначально обозначить допустимые и недопустимые формы взаимодействия;

- дождаться конфликтной ситуации и уже постфактум познакомить учащихся с нормами поведения в группе;

- совмещать первый путь со вторым.

Следует выделить следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения:

- в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все- участники;

- каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;

- следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

- каждый имеет право попросить каждого о помощи, каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью.

Процесс подведения итогов показывает, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу. Существует несколько «подводных камней», к которым должен быть готов учитель. Например, на представлении решения группы вдруг выясняется, что «рупор группы» ( «спикер», «ритор», «говорун» и пр.) высказывает свое мнение, а не мнение группы. Или, наоборот, в процессе защиты оказывается, что далеко не каждый член группы в состоянии объяснить и доказать решение. Следовательно, функция группового сплочения не была реализована в достаточной мере. Педагог не должен боятся заострить на этом внимание класса с тем, чтобы в будущем мнение группы действительно отражало совокупное мнение всех членов. Это значит, что в процессе обсуждения нужно учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции или мнения.

От внутригруппового общения обсуждение переходит к межгрупповому. Организация презентации групповых решений зависит от задуманного построения всего занятия и может реализоваться в различных формах.

Виды интерактивных методов обучения.

Интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов: однако основные интерактивные подходы можно назвать. Это творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения.

Методы интерактивного обучения можно разделить на 2 большие группы: групповые и фронтальные. Первые предполагают взаимодействие участников малых групп(на практике от 2 до 6-ти человек), другие – общую работу и взаимодействие всего коллектива.

Время обсуждения в малых группах – 3-5 минут, выступление – 3 минуты, выступление при фронтальной работе – 1 минута.

Групповые методы:

  1. Работа в парах.

Учащиеся работают в парах, выполняя задания. Парная работа требует обмена мыслями и позволяет быстро выполнять упражнения, которые в обычных условиях являются затратными по времени или невозможными (обсудить событие, упражнение, в общем информацию, подвести итог урока, взять интервью один у другого, проанкетировать партнера). После чего один из партнеров докладывает перед аудиторией о результатах.

  1. Работа в тройках.

По сути, это усложненная работа в парах. Лучше всего в тройках проводить обсуждение, обмен мыслями, подведение итогов или наоборот, выделение непохожих мыслей.

  1. Изменяемые тройки.

Этот метод немного сложнее: все тройки класса получают одно и то же задание, а после обсуждения один член тройки идет в следующую, один в предыдущую и знакомит членов образованных групп со своей работой.

  1. 2*2 = 4.

Две пары отдельно работают над упражнением определенный промежуток времени (2 – 3 минуты), обязательно приходят к общему решению, затем объединяются и делятся достижениями. Как и в парах необходимым является консенсус. После этого можно или объединить четверки в восьмерки или перейти к групповому обсуждению.

  1. Карусель.

Ученики рассаживаются в два круга – внутренний и внешний. Внутренний круг неподвижный, внешний движется. Возможны два варианта использования метода – для дискуссии (происходят попарные споры каждого с каждым, причем каждый участник внутреннего круга имеет собственные неповторимые доказательства), или для обмена информацией (ученики из внешнего круга, двигаясь собирают данные).

  1. Работа в малых группах.

Существенным тут является распределение ролей: «спикер» - руководитель группы (следит за регламентом во время обсуждения, читает задание, определяет докладчика, привлекает группу к работе), «секретарь»( ведет записи результатов работы, помогает при подведении итогов и их оглашении), «посредник» (следит за временем, привлекает группу к работе), «докладчик» (четко выражает мысль группы, докладывает о результатах работы группы).

Возможным может быть выделение экспертной группы из сильных участников. Они работают самостоятельно, а при объявлении результатов рецензируют и дополняют результаты.

  1. Аквариум.

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Учитель и все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема – «аквариум».

Что дает этот организационный прием школьникам?

Он дает возможность школьникам увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть:

- как они общаются,

- как реагируют на чужую мысль,

- как улаживают назревающий конфликт,

- как аргументируют свою мысль и т.д.

Фронтальные методы.

  1. Большой круг.

Учащиеся сидят по кругу и по очереди по желанию высказываются по поводу определенного вопроса. Обсуждение продолжается, пока есть желающие высказаться. Учитель может взять слово после обсуждения.

  1. Микрофон.

Это разновидность большого круга. Учащиеся быстро по очереди высказываются по поводу проблемы, передавая один другому представляемый «микрофон».

  1. Незаконченное предложение.

Несколько усложненный вариант большого круга: ответ ученика – это продолжение незаконченного предложения типа « можно сделать такой вывод…», «я понял что…».

  1. Анализ дилеммы (проблемы).

Учащиеся в кругу обсуждают определенную дилемму (проще) или проблему (сложнее или поливариантно). Каждый говорит варианты, которые складываются вследствие выбора. Лучше всего давать задания выбора с личностным сенсом (например, платить ли налоги, если государство не способно их правильно распределить?).

  1. Мозаика.

Этот метод, объединяющий и групповую и фронтальную работу. Малые группы работают над разными заданиями, после чего перегруппируются так, чтобы в каждой новообразованной группе были и эксперты каждого аспекта проблемы.

  1. Мозговой штурм.

Интерактивные методы обучения требует соблюдения следующих правил:

- запрещена критика выдвинутых идей и промежуточные критические оценки высказываний;

- не допускаются суждения о неразрешимости проблемы;

- чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи;

- в ходе «мозгового штурма» приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей;

- при решении трудноразрешимой проблемы, она расчленяется на составные части;

- наличие ролей;

- доброжелательная, творческая атмосфера проведения;

- активное взаимодействие всех участников игры;

- имитация в игре реального процесса с помощью модели;

- распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом;

- различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций;

- наличие общей игровой цели всех участников, на фоне которой развиваются частные конфликты и противоречия;

- учет вероятностного характера результатов деятельности, обусловленного неполнотой информации и невозможностью предвидения всех последствий принимаемых решений;

- реализация «цепочки решений», каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры;

- использование гибкого масштаба времени;

- применение системы оценки результатов деятельности каждого участника и игровых коллективов, а также системы стимулирования.

В контексте нашего исследования игра (учебная) предстает как условие самореализации личности учащихся в учебной деятельности, поэтому она понимается как вид деятельности в учебных ситуациях, при которой происходит взаимодействие между участниками образовательного процесса, направленное на усвоение общественного опыта, восприятие ценностей, установок и способствующая самореализации учащегося.

Игра «математический брейн-ринг».

Ее основная цель - создать для школьника ситуацию, когда ему надо правильно и быстро решить задачу.

К началу игры ведущий должен иметь некоторый список задач, к которым указаны ответы.

Школьники разбиваются на команды. Каждой команде выдается листок, на котором она будет записывать ответы. Далее разыгрываются задачи. Разбор каждой происходит так:

  1. Ведущий выдает или просто читает условие задачи командам, после чего они приступают к решению.

  2. Сразу объявляется цена задачи по системе «баллы за ответ» + «баллы за решение».

  3. Как только команда нашла ответ задачи, она его записывает на листочке и сдает ведущему.

  4. Ведущий собирает ответы, учитывая порядок их поступления.

  5. Решение задачи прекращается, когда собраны ответы от большей части команд.

  6. Команды, которые дали верные ответы, получают «баллы за ответ». Команда, первой ответившая правильно, получает право рассказать решение. Решение оценивается по принципу «есть или нет»: команда получает либо все «баллы за решение», либо ничего.

Общее количество использованных задач зависит от затраченного времени и заранее не объявляется.

Когда розыгрыш задач закончен, подводится итог. Победителем признается команда, набравшая наибольшее число баллов.

Такая игра заставляет школьников работать в очень высоком темпе. Так, с шестиклассниками за 2 часа можно разобрать около 15 – 20 задач.

Брейн-ринг можно проводить по определенной теме. При этом самые первые задачи темы ученики решают сами, своими методами. Ведущий может показать другое решение, более удобное. Затем такая же ситуация повторяется на второй, третьей задаче. При повышении сложности заданий участникам ничего не остается, как воспользоваться новым методом.

Один из видов групповой работы – игра математический бой – это соревнование двух команд в решении математических задач. Он состоит из двух частей. Сначала команды получают условия задач и определенное время на их решение. По истечении этого времени начинается собственно бой, когда команды в соответствии с правилами рассказывают друг другу решения задач. Если одна команда рассказывает решение, то другая оппонирует его, т.е. ищет в нем недостатки. После окончания доклада оппонент имеет право задавать вопросы докладчику. По итогам доклада и ответов на вопросы оппонент имеет право дать свою оценку докладу.

Учащиеся с удовольствием работают в группах, любят советоваться, обмениваться мнениями. Они не только находят пути решения интересных задач, но и развивают математическую речь, приобретают навык составления научного доклада, умение выслушать и понять решение докладчика, задавать четкие вопросы по существу, работать командой, выбирать определенную тактику игры. У детей просыпается вкус к хорошей работе.

Очень эффективным, интересным и продуктивным методом обучения является интерактивная «карусель». Это образовательная игра пригодна и для проведения урока, и для внеклассного мероприятия. Данный метод вовлекает всех учащихся в образовательную деятельность, дает возможность коллективного поиска решения задач, обмена идеями, информацией, математическими знаниями. А, так как математическая «карусель» - это соревнование между группами, то урок в такой форме разжигает у детей не только спортивный азарт и волю к победе, но и мотивирует учащихся к получению более широких познаний в области математики.

Правила математической «карусели».

Математическая «карусель» - это командное соревнование по решению задач. Побеждает команда, набравшая наибольшее число очков. Задачи решаются на двух рубежах – исходном и зачетном. Всем членам команды присваиваются порядковые номера (например от 1 до 6). По сигналу команды на исходном рубеже начинают решать задачи и предъявляет решение (или ответ) судье. Если оно верное, игрок №1 переходит на зачетный рубеж и получает задачу там, а члены команды, оставшиеся на исходном рубеже получают новую задачу, если опять верный ответ, то игрок №2 переходит на зачетный рубеж и присоединяется к игроку №1 и т.д.. В дальнейшем члены команды, находящиеся на «исходном» и «зачетном» рубежах, решают новые задачи независимо друг от друга. Все игроки в команде как бы выстроены в очередь. Если на исходной позиции задача решена правильно, игроки в порядке очереди переходят на зачетный рубеж, но если на зачетном рубеже задача решена неправильно, то опять в порядке очереди игроки возвращаются на исходную позицию. И на исходном и на зачетном рубежах команда в любой момент может отказаться от решения задачи. При этом задача считается нерешенной. После того, как часть команды, находящаяся на каком-либо из двух рубежей рассказала решение очередной задачи или отказалась от нее, она получает новую задачу. На исходном рубеже за каждую верно решенную задачу ставится 1 балл, за первый верный ответ на зачете команда получает 3 балла, за второй верный ответ 4 балла, и т.д. Если же очередная задача решена неверно, то цена следующей задачи зависит от цены нерешенной следующим образом. Если цена неверно решенной задачи была 6 баллов и больше, то следующая задача стоит 5 баллов. Если неверно решенная задача стоила 5 баллов, то следующая задача стоит 4 балла, если же неверно решенная задача стоила 3 или 4 балла, то следующая задача стоит 3 балла. Игра для команды заканчивается, если:

- кончилось игровое время;

- кончились задачи на зачетном рубеже;

- кончились задачи на исходном рубеже, а на зачетном рубеже нет ни одного игрока.

Игра оканчивается, если она закончилась для всех команд. Побеждает команда, набравшая больше баллов. Продолжительность «карусели» может составлять от 20 минут до часов и зависит от ее целей, количества и трудности задач и размеров команд.

Деловые и ролевые игры.

Ряд активных методов обучения получил общее название «деловые игры». Этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончанию или в ходе игры. Игры помогают формировать такие важные ключевые квалификации руководителей, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т.д.

Деловые игры характеризуются направленностью на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Необходимость в играх такого типа возникает тогда, когда имеющихся способностей участников управленческой деятельности недостаточно для реализации готовых деятельностных норм, либо происходит рассогласование в деятельности в результате изменения внешних условий. Поэтому возникает потребность в развитии недостающих способностей в процессе деловой игры на особой модельной площадке.

Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры. По своей сути этот метод обучения является особой формой коммуникации. В любом типе коммуникации один из ее участников является автором, который выражает свою точку зрения. Второй участник является реципиентом, который воспринимая авторский текст, строит образ того, что понял, чтобы реконструировать авторскую точку зрения. Третий участник коммуникации в рамках деловой игры может быть критиком, который, опираясь на результаты принятого решения, вырабатывает свою собственную точку зрения, более оформленную и совершенную. Четвертый участник-организатор коммуникации – согласует все виды работ и превращает разрозненные усилия в целенаправленное движение по совершенствованию авторской точки зрения.

Интерактивное обучение на практике.

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логике образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания учащихся служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, ученики берут на себя часть некоторых функций учителя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

В свою очередь, я, как учитель, использующий интерактивную модель обучения, выступаю в нескольких основных ролях. В роли информатора-эксперта я излагаю текстовый материал, отвечаю на вопросы учащихся, отслеживаю результаты процесса и т.д. в роли организатора я налаживаю взаимодействие учащихся (разбиваю на подгруппы, побуждаю их самостоятельно собирать данные, координирую выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.).

В роли консультанта я обращаюсь к опыту учеников, помогаю искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые.

Среди основных принципов интерактивного обучения называют диалогическое взаимодействие. На моих уроках происходит многосторонний тип коммуникации между мной, как учителем и учащимися, а также между самими учениками. В своей работе я использую коммуникативные взаимодействия: «ученик-ученик» (работа в парах), «ученик-группа учеников» (работа в группах), «ученик - аудитория» или «группа учеников - аудитория».

Использование интерактивных методов обучения позволяет мне не только формировать определенный объем знаний, но и обучать способам выполнения учебных действий, т.е. владеть теми инструментами, с помощью которых школьники эти знания будут добывать, а закрепленное умение осознанно и самостоятельно использовать на практике.

Анализируя материалы интересных уроков («Осевая симметрия» - 9 класс, «Арифметический квадратный корень из произведения, дроби и степени» - 8 класс, «Теорема Виета» - 8 класс, «Квадрат двучлена» - 7 класс) можно выделить ряд приемов, способствующих интеллектуальной деятельности учащихся: «обучаясь-учусь», работая в малых группах, парах, метод карусели. Учащиеся самостоятельно работали в парах, консультировали и обучали друг друга, готовили сообщения, защищали проекты, оценивали друг друга. Это позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции. При этом я всегда помню важное условие полноценной работы групп – правильное их комплектование. Задания группам подбираю таким образом, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы.

Эти формы работы дают возможность каждому высказать собственное мнение при обсуждении проблемы в небольшой группе, слушать и понимать мысль одноклассников, защищать свою точку зрения в споре с другими группами.

Изучение темы «Теорема Виета» в 8 классе начинаю с организации групповой деятельности учащихся. Урок начинается самостоятельной работой, которую учащиеся должны выполнить в группах. Каждая группа получает задания. Дано квадратное уравнение:

  1. 2 = 8х; 2) 5х2 = 25; 3) х2 – 5х + 4 = 0; 4) х- х – 2=0.

Всем учащимся класса предъявлены такие требования:

  1. Решить уравнение.

  2. Найти для каждого из них сумму и произведение его корней.

  3. Найти для каждого уравнения частное от деления второго коэффициента взятого с противоположным знаком, на первый коэффициент и частное от деления свободного члена на первый коэффициент.

  4. Сравнить полученные значения частных для каждого уравнения с соответствующими значениями суммы и произведения его корней. После этого представители от каждой группы сообщают свои результаты, в результате наблюдений учащиеся делают выводы: полученные равенства не случайные, а являются свойствами квадратных уравнений. Затем формулируется теорема Виета и утверждения, обратные к ней.

Тема. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.

Устный опрос: «Игра: Микрофон».

  1. Что называют квадратным корнем из числа а?

  2. Что называют арифметическим квадратным корнем из числа а?

  3. Как обозначают арифметический квадратный корень из числа а?

  4. Как называется знак √ ?

  5. Как называют запись √а?

  6. Как называют выражение , стоящее под знаком радикала?

  7. Какое значение может принимать подкоренное выражение?

  8. Как называют действие нахождения арифметического квадратного корня из числа а?

  9. Чему равно значение выражения (√а)для любого неотрицательного числа?

  10. Сколько корней имеет уравнение х2 =а при х › а? Чему они равны?

  11. Имеет ли корни уравнения х2 =а, при а = 0, при а ‹ 0?

Кто из учащихся даст больше ответов, тот победитель.



«Метеоритный дождь» - запишем то, что смыло дождем в формуле. 7 кл. при изучении формул сокращенного умножения.

Убедилась в том, что учащиеся с интересом выполняют «нестандартные задания», в которых необходимо найти неточности, ошибки, противоречия и исправить их, проконтролировать действия одноклассника, вставить нужное выражение.

Закрепление и осмысление знаний по теме: «Стандартный вид числа» в 8 кл., можно провести в виде игры «Диалог».

Объединить учащихся в 5 групп и определить 5 экспертов (по одному из каждой группы). Эксперты следят за работой групп, контролируют время, а также сами выполняют задания.

Задания:

  1. Записать в стандартном виде число:

1). 7500, 2). 110 000, 3). 34,17; 4). 456 000 000, 5). 0,035;

6). 0,00015.

2. Масса Земли равна 6 000 000 000 000 000 000 000 т, а масса атома водорода 0,000 000 000 000 000 000 0017г. Записать в стандартном виде массу Земли и массу атома водорода.

3. Записать в стандартном виде:

1).45*103; 2). 117*107; 3). 0,74*105.

4. Записать в виде десятичной дроби числа, которые записаны в стандартном виде. Записать в виде десятичной дроби число:

1). 1,2*103; 2). 117*105; 3). 4,2*10-3; 4). 5,7*10-5.

После завершения работы представители от каждой рабочей группы записывают ответы на отдельных листиках, отдают их экспертам, проверяют, делают выводы. Группы обсуждают ответы и заносят конечные варианты ответов в тетради.





Заключение



Использование в работе технологии интерактивного обучения дает

ученику:

- развитие личностной рефлексии;

- осознание включенности в общую работу;

- становление активной субъективной позиции в учебной деятельности;

- развитие навыков общения;

- принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

- повышение познавательной активности.

классу:

- формирование класса как групповой общности;

- повышение познавательного интереса;

- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.

учителю:

- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

В чем же заключаются положительные моменты использования интерактивных методов обучения? При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.

Список использованной литературы

1. Гін А. Прийоми педагогічної техніки. – Луганськ, 2004.-84 с.

2. Голодюк Л. Як навчити учнів спілкуватися на уроці // Рідна школа. – 2001.-№9.

3. Гезеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М.: Сентябрь, 1996.

4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении:О коллективном способе учебной работы. – М.: просвещение, 1991.

5. Интерактивное обучение: новые подходы // Відкритий урок. – 2002.-№5-6.

6. Інтерактивні методи навчання у підготовці спеціалістів для банківської системи України: 36.наук.праць.-Суми-Харків,2001.-250 с.

7. Кондратюк В.Л., Волос М.М., Бабин І.І.Основні тенденції розвитку системи освіти та освітніх технологій у світовій педагогічній практиці. // Відкритий урок. – 2002.-№5/6.

8. Крамаренко С.Г. Інтерактивні техніки навчання як засіб розвитку творчого потенціалу учнів// Відкритий урок.-2002.-№5/6.

9. Нісімчук А.С., Падалка О.С., Шпак О.Т., Сучасні педагогічні технології.К, 2000.-368 с.

10. Освітні технології./За ред..О.М.пєхоти.-К.-2002.-255 с.

11. Саган О. Інтерактивні методи навчання як засіб формування навчальних умінь молодших школярів // Початкова школа. -2002.-№3.

12. Пометун О., Пироженко Л. Інтерактивні технології навчання: теорія і практика.-К., 2002.-136.

13. Подласый И.П. Педагогика. – М.:ВЛАДОС, 1999.-Кн.1.:576с.

14. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы//Инновации в образовании.-2001.-№5.-С.106-107.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!