СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Использование инновационных технологий в работе музыкального руководителя»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование различных информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно  эффективным.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Использование инновационных технологий в работе музыкального руководителя»»

Доклад «Использование инновационных технологий в работе музыкального руководителя»



На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируется внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

Какие же инновационные технологии целесообразно применять именно в музыкальной деятельности?

  1. Здоровьесберегающие технологии. Формами работы на музыкальных занятиях являются: музыкально-валеологический аспект (исполнение песен, распевок о здоровом образе жизни), дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, музыкотерапия, физкультминутки, ритмопластика и др.

  2. Игровые технологии. Основные формы – музыкальные и музыкально-дидактические игры.

  3. Технология «Синтез искусств». Направлена в основном на восприятие музыки через привлечение других видов искусств (изобразительное искусство, театр, литература, хореография).

  4. Проектная деятельность. Позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе.

  5. Информационно-коммуникационные технологии.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

  • музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске;

  • процесс создания новых вариантов моделей;

  • радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».

Инновационные технологии проведения музыкальных занятий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели в работе музыкального руководителя – научить ребенка любить и понимать музыку.

На сегодняшний день в практике музыкального воспитания имеют место быть инновационные формы и виды деятельности для развития музыкальности ребёнка.

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. В детском саду коммуникативное развитие осуществляется во всех видах детской деятельностикоммуникативной, познавательной, продуктивной, двигательной, музыкально – художественной.

Музыкальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Важной особенностью коммуникативных танцев-игр, является простота исполнения, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания.

Коммуникативные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. В этих танцах - играх, есть игровые сюжеты, что еще больше облегчает их запоминание.

Одной из самых увлекательных форм работы музыкально – ритмических игр для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.

Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. Сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.

Актуальность: В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Игра на детских инструментах является универсальным средством развития творчества детей, их воображение и фантазии. Во-первых, ее можно использовать в работе с детьми разного возраста, начиная с ясельной группы. Во-вторых, применять детские музыкальные инструменты можно в различных видах деятельности ребенка – музыкальные занятия, театрализованная деятельность, ознакомление с окружающим миром, конструирование, ИЗО, физкультурные занятия и т. д. Детский музыкальный инструмент обладает чудесной притягательной силой.

Дети все хотят играть. Взяв в руки инструмент, ребенок преображается, светится от счастья и радости, становится почти волшебником. А волшебники как раз творят чудеса. Попав в руки робкого ребенка музыкальный инструмент, помогает ему стать более смелым и решительным, преодолеть неуверенность в себе.

Основное назначение музыкально дидактических игр- научить ребёнка

различать жанры музыкальных произведений. акцентировать его внимание на

средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, музыкально –

Основное назначение музыкально дидактических игр- научить ребёнка

различать жанры музыкальных произведений. акцентировать его внимание на

средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, музык

Основное назначение музыкально дидактических игр- научить ребёнка

различать жанры музыкальных произведений. акцентировать его внимание на

средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, музык

Музыкально-дидактические игры объединяют все виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально - ритмические движения, упражнения в виде игры. Музыкально-дидактическим играм присущи две функции в процессе обучения. Первая функция — совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания. Музыкально - дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.

Наглядное моделирование - это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально задействовать зрительную, двигательную и ассоциативную память и активизировать речь для решения познавательных задач.

Доступность моделирования заключается в том, что в его основе лежит принцип замещения реальных предметов рисунком, схемой, значком.

Метод моделирования вызывает у детей интерес к музыкальной деятельности, способствует воспитанию осознанного отношения к музыке, обеспечивает освоение навыков музыкальной деятельности и значительно обогащает творческую деятельность детей.

Можно использовать различные виды моделирования – предметные, схематические, цветовые и графические. Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня облученности, учёта сложности музыкального материала.

Моделирование сюжетов песен. Динамические карточки (педагог показывает карточки с полярными динамическими оттенками, а дети проговаривают или пропевают знакомые потешки, песенки, упражнения)

Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.
Ритмодекламация - Поэтическое музицирование. - Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.
Музыкально-двигательные упражнения. Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, а для того чтобы дети могли в движении передавать характер музыки, их необходимо обучить определенным двигательным умениям и ритмическим навыкам.
И мы – педагоги используем в работе с детьми анимационные танцы и

Флешмобы. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.
У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.
Современное общество столкнулось с проблемами нарушения речи и мелкой моторики. Современные дети избавлены от ежедневных, элементарных тренировок своих пальчиков. Выполнение мелких движений пальцами рукразвивает речь и мелкую моторику.

Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном воспитании дошкольников вызвана тем, что они играют очень важную роль в общем развитии ребёнка.

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» - говорил В.М. Бехтерев. Овладение речью является наиболее важной проблемой дошкольного возраста.

Пальчиковые игры с текстом направлены на развитие координации движений пальцев и кисти руки, учат соотносить движения с содержанием текста игровой гимнастики. Активное использование пальчиковых игр укрепляет мышцы кисти руки, что, в дальнейшем помогает в рисовании, в письме, способствует расслаблению на занятии, служит отличным способом для отдыха ребенка. Дети с помощью пальчиковых игр расширяют познания об окружающем мире, так как несут в себе новую информацию. Музыкальные пальчиковые игры привлекательны тем, что по сути это коротенькие песенки, которые быстро запоминаются своей простотой, напевностью, определенной ритмичностью, возможностью двигаться. Художественный образ находится в тесной связи со стихотворным текстом и ритмическими движениями, что вызывает у детей высокую эмоциональную отзывчивость. При этом использование музыкальных пальчиковых игр на музыкальных занятиях и вне занятий развивает музыкальные способности ребёнка: слух, музыкальную память, вокальные данные, ритм, а также знакомит детей с элементарной теорией музыки и создаёт для ребенка благоприятную атмосферу для занятия. Постоянное применение пальчиковых игр помогает укреплению мышц кистей рук, что способствует в игре на музыкальных инструментах.

Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и в то же время вызывают яркие положительные эмоции

Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля. Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов.

Основное назначение музыкально дидактических игр- научить ребёнка

различать жанры музыкальных произведений. акцентировать его внимание на

средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, музыкально –

Вывод: Использование инновационных технологий  стало базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом. А так же, позволило сделать процесс приобщения дошкольников к музыкальному искусству достаточно эффективным. Итак, использование нами различных информационных технологий позволило сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открылись новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и педагога.










3