СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Использование инновационных технологий на уроках математики в основной школе»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад " Использование информационных технологий на уроках математики в основной школе" призван проанализировать и выделить наиболее эффективные методы и приемы работы.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Использование инновационных технологий на уроках математики в основной школе»»

Павлодарский филиал

МБОУ Моисеево-Алабушской сош

Уваровского района Тамбовской области















Доклад

«Использование инновационных технологий на уроках математики в основной школе»







Учитель математики: Боярская Т.Г.













2016





«Ум ученика – это не сосуд, который
надо заполнить знаниями,
а факел, который надо зажечь».


Особенностью современного мира является то, что он находится в постоянном движении и меняется все более быстрыми темпами. Объем информации в мире постоянно растет, поэтому знания, полученные в школе, через достаточно короткое время устаревают и нуждаются в коррекции. На первое место теперь выходит не результат самого обучения в виде каких-то конкретных знаний по определьнным предметам, а умение учиться, то есть добывание знаний. Поэтому, Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Иными словами, школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе. Работая с детьми, педагог постоянно находится в поиске таких приемов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности является технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМ), которая помогает формировать УУД.

Особенность данной педагогической технологии заключается в том, что обучащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. Данная технология помогает образованию новой нормы становления жизни в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь, выдвигающая повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Что дает ТРКМ ученику - повышение эффективности восприятия информации - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения - умение ответственно относиться к собственному образованию - умение работать в сотрудничестве с другими - повышение качества образования -желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни
Что дает ТРКМ учителю - умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей
Технология РКМ решает следующие задачи:

• Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. - Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

•Развитие аналитического, критического мышления.

• Задачи, которые решает РКМ тесно пересекаются с задачами по формированию УУД.

В результате данной работы будут формироваться такие УУД:
Личностные УУД – система ценностных ориентаций школьника («Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я»).
Регулятивные УУД способность строить учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты.
Познавательные УУД – самостоятельный поиск, исследование и обработка, систематизация, обобщение и использование информации.
Коммуникативные УУД – осуществление коммуникативной деятельности

Технология критического мышления по И.В. Муштавинской.

Основы методики развития критического мышления включают в себя три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания.

I этап – стадия вызова - актуализация имеющихся знаний

- пробуждение интереса к получению новой информации

- постановка учеником собственных целей обучения

-вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу

- активизация их деятельности - мотивация к дальнейшей работе

- «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу

- делает предположения - систематизирует информацию до изучения нового материала

- задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

- рассказ-предположение по ключевым словам;

- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

- верные и неверные утверждения;

- перепутанные логические цепочки;

- получение новой информации

- корректировка учеником поставленных целей обучения направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией

- постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» читает, слушает текст, используя активные методы чтения делает пометки на полях ведет записи по мере осмысления новой информации методы активного чтения:

III этап - рефлексия

- размышление, рождение нового знания

- постановка учеником новых целей обучения

- вернуть учащихся к первоначальным записям

- внести изменения

- дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания,

полученные на стадии осмысления

-заполнение кластеров, таблиц

- установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Что принципиально нового несет технология критического мышления? Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

Приёмы работы с текстом или другой информацией

Приём Инсерт (insert)

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

Пометки должны быть следующие:

v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок (по числу маркировок).

Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение.

Прием «Составление кластера»

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.

Описание приема.

Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием.

Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.

Пример. Тема “Квадратные уравнения”, 8 класс. Учащимся дано задание: “Составить кластер с ключевыми словами “Квадратное уравнение” по ходу объяснения материала. Учащиеся предложили такой ответ на поставленное задание.

Урок экскурсия по Тамбовскому краю.

Приёмы, обучающие умению составлять, задавать вопросы, охватывать материал целиком

Задавание вопросов является одним из механизмов формирования навыков критического мышления. Можно с уверенностью сказать, что вопросы стимулируют критическое мышление.

1.Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

2. Приём «Вопросы Блума»

Знание- Понимание- Применение- Анализ - Синтез- Оценка

1. Вопросы на знания: Кто, что, назови, где, когда, перечисли

Примеры:

Сколько граммов в килограмме?

2. Вопросы на понимание: Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни.

- задаются для раскрытия связей между идеями, фактами, определениями или ценностями

Примеры:

Если я соединю эти три фигуры вместе, что получится

3. Вопросы на применение: Примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй.

- требуют использования уже известной ученикам информации в новых условиях или ситуациях.

Примеры:

Что произойдет с площадью квадрата, если его сторону уменьшить в 3 раза?

4. Вопросы на анализ: Почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните.

Примеры:

Почему формулы назвали формулами сокращенного умножения

5. Вопросы на синтез: Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте

-связаны с творческим решением проблем на основе оригинального мышления.

Примеры:

Как из этих фигур построить трапецию?

6. Вопросы на оценку: Оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное

Примеры:

Что ты можешь сказать о своей работе?

Какое задание понравилось тебе больше всего?

Почему Евклида считают великим ученым?


Таким образом, комбинируя технологические приемы, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

Используемая литература:

Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.

Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998

Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/11/teoriya_tehnologii_km.doc



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!