Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н.Донского-II»
МКУ «Вилюйское улусное управление образования»
Харлампьева Анна Егоровна- учитель математики
МБОУ «Лекеченская сош имени А.И. Леонтьева
отличник образования Республики Саха (Якутия)
ст. 89659988895
эп[email protected]
Статья на тему: «Использование современных технологий
на уроках математики»
2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность и перспективность опыта......................................................................2
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)……………………………………………………………………………………....2
3. Условия возникновения и становления опыта……………………………………………3
4. Теоретическая база опыта…………………………………………………………………..3
5. Использование интерактивной доски на уроках математики……………………………4
6. Новизна опыта……………………………………………………………………………......4
7. Применение мультимедийных презентаций во время урока……………………………..5
8. Использование компьютера при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ и ВПР……………….…..5
9. Анализ результативности опыта……………………………………………………………7
10. Заключение………………………………………………………………………………….8
Современные технологии обучения и
создание на уроке эффективной
среды взаимодействия участников
образовательного процесса – это залог
успешного развития ученика.
1. Актуальность и перспективность опыта
Изучение математики в настоящее время сопряжено с целым рядом особенностей, если не сказать трудностей развития школьного образования в нашей стране. Знания, твердые основы которых формируются при изучении математики в школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной практике. В современных условиях в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Это побудило меня к работе, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых технологий.
Возникновение интереса у учащихся к математике зависит в большей степени от методики её преподавания, от выбранного стиля общения с учениками и от того, насколько умело будет построена учебная работа. Я постоянно озабочена тем, чтобы каждый ученик работал активно, увлеченно, был любознательным. Огромная роль здесь отводится новейшим образовательным технологиям, так как в настоящее время именно внедрение данных технологий стало неотъемлемой частью современного образования. В связи с этим моя педагогическая проблема называется «Использование современных технологий на уроках математики». Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Использование проектной деятельности, исследовательской работы, игровых технологий, дискуссионной технологии, ИКТ технологий, групповой и индивидуальной позволяет мне в полном объёме реализовать системно-деятельностный подход в работе с учащимися и формировать личностные и метапредметные УУД.
3. Условия возникновения и становления опыта
Новые требования к уроку математики различаются деятельностью учителя и учащихся на уроке. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа.
4. Теоретическая база опыта
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии: информационно – коммуникационная; технология развития критического мышления; проектная; технология развивающего обучения; здоровьесберегающая; технология проблемного обучения; игровые ; модульная ; технология мастерских; кейс–технология; технология интегрированного обучения; педагогика сотрудничества; технологии уровневой дифференциации; групповая работа; традиционные технологии (классно-урочная система).
Уроки с использованием современных технологий позволяют мне вместе с учащимися на равных вести работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; поэтому знание для ученика становится личностно значимым, а ученик воспринимается мною как творец своего знания. Я создаю условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала. На моих уроках математики: правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля; возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений; ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих одноклассников (взаимооценивание). Одна из технологий, которую я использую и которая получается с начала своей педагогической карьеры – это групповая работа (КСО, модульная технология). Групповая работа на уроках математики весьма привлекает моих учеников. Это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках математики групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения - самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности. Следовательно: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми; укрепляется дружба в классе; растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей. Использование этой технологии на уроках математики позволяет учащимся сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков, а также обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении.
5. Использование интерактивной доски на уроках математики
Научные исследования показали, что люди усваивают 20% услышанного и 30% увиденного, но запоминают 50% того, что слышали и видели одновременно. Для повышения интереса к урокам, использую работу с интерактивной доской со всеми ее преимуществами, которые позволяют существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации обучения, осуществить самостоятельную учебную деятельность. Подготовленные материалы, презентации, а также видео и интернет-ресурсы экономят время на написание текста на обычной доске. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Чертежи получаются наглядными, аккуратными. При введении новых понятий с использованием презентаций, чертежей интерактивная доска дает возможность использовать широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), эффективно отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Таким образом очевидны преимущества использования интерактивной доски на уроке: можно изобразить наглядно и красиво; позволяет повысить познавательной активности обучающихся; повышается мотивация к обучению; позволяет стимулировать развитие мыслительной и творческой активности обучающихся; увеличивается темп урока. Применение интерактивной доски с ее возможностями на уроках математики расширяет возможности творчества учителя и обучающегося, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение математики, что ведет к интенсификации процесса обучения.
6. Новизна опыта
В настоящее время главной задачей учителей математики становится обеспечение условий для широкой межпредметной интеграции и индивидуализации обучения. Использование ИКТ на уроках – достаточно новое для школы явление, способствующее выполнению поставленной задачи. Важным методическим принципом применения компьютерных программ является их совместимость с традиционными формами обучения и с другими технологиями: уровневой дифференциации, проектная, проблемного обучения, критического мышления. Своеобразие и новизна моего опыта заключается в использовании информационно-образовательной среды, отвечающих требованиям модернизации российского образования, таким как повышение доступности, качества и эффективности современного урока. В основу моего опыта положены следующие принципы: доступность в обучении; наглядность в обучении; практическая направленность обучения. Применение ИКТ влияет на повышение познавательной активности школьников. Это действительно так. Повышение познавательной активности отражается на успеваемости и качестве знаний обучающихся по предмету. Обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий – это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выбору ученика).
7. Применение мультимедийных презентаций во время урока
Применение презентаций на уроке позволяет: более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении, эффективнее использовать время на уроке; создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.
Оптимальный вариант презентаций– интерактивная доска. Данные уроки эффективны не только своей эстетической привлекательностью, но и способствуют активизации разных каналов восприятия учащихся, реализуя тем самым принципы доступности и наглядности. За время работы в школе мною накоплены как целые системы уроков по отдельным главам, так и отдельные мультимедийные презентации. Программа PowerPoint дает возможность использовать на уроке рисунки, графики, диаграммы, портреты математиков, сведения из истории, видео-уроки и т.д.
8. Использование компьютера при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, ВПР
Главной задачей как в старшей, так и в основной школе является качественная подготовка обучающихся к ГИА в формате ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ и ВПР. Использование информационных технологий позволяет оптимизировать этот трудоёмкий процесс. В своей практической деятельности я использую тренажеры для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ по математике, провожу тестирование в режиме- онлайн. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам заданий ОГЭ и ЕГЭ, содержат такое же количество заданий. Работа на тренажерах позволяет более эффективно подготовить обучающихся к ЕГЭ. При работе использую следующие образовательные ресурсы: www.sdamgia.ru (образовательный портал для подготовки к экзаменам),http://fcior.edu.ru , http://eor.edu.ru, каталог образовательных ресурсов сети интернет для школы - http://katalog.iot.ru, единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru, образовательный портал для подготовки к ЕГЭ https://math-ege.sdamgia.ru/?redir=1, материалы газеты «Математика» http://mat.1september.ru, федеральный институт педагогических измерений http:// www.fipi.ru, образовательный математический сайт.
На уроках очень удобно использовать презентации с тестовыми заданиями. Основными параметрами результативности педагогической деятельности при внедрении ИКТ являются: стабильное качество знаний и успешность обучения учащихся математике; устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету и качественная динамика учебной мотивации; повышение мотивации в обучении; развитие научного стиля мышления, формирование наглядно-эвристического компонента мышления; перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на самостоятельную познавательную активность учеников; развитие новых отношений «ученик-учитель»; повышение информационной компетентности школьников; формирование новых путей познания мира; расширение кругозора учащихся; формирование исследовательских навыков.
Таким образом, использование информационных технологий помогают обеспечить устойчивую мотивацию у обучающихся к получению знаний, повысить их познавательную активность и качество знаний.
9. Анализ результативности опыта
Системная работа по использованию современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по математике в моих классах составляет 100%, качество знаний в среднем 70 % (таблица 1).Качество сдачи ЕГЭ в среднем 81% (таблица 2), качество сдачи ОГЭ в среднем 52% (таблица 2), качество сдачи ВПР (к примеру, я взяла результаты одного класса за три года) в среднем 79% (таблица 3). Всё это показывает, что использование новых технологий на уроках даёт у большинства учащихся улучшение и повышение качества знаний на разном этапе обучения. Результатом является 100% сдача ЕГЭ, поступление обучающихся в учебные заведения и занятие призовых мест на олимпиадах, конкурсах разного уровня.
Результаты успеваемости и качества образования таблица 1 |
| 2019-2020гг | 2020-2021гг | 2021-2022гг | 2022-2023гг |
успеваемость | 100% | 100% | 100% | 100% |
качество | 67 | 70 | 71 | 72 |
таблица 2 |
учебный год, ЕГЭ (баз) | успеваемость | качество | наивысший балл | учебный год ОГЭ | процент выполнения | качество | наивысший балл |
2016-2017 | 67 | 67 | 19 | 2014-2015 | 100 | 60 | 17 |
2018-2019 | 100 | 75 | 16 | 2016-2017 | 100 | 57 | 21 |
2021-2022 | 100 | 100 | 21 | 2021-2022 | 100 | 40 | 19 |
2021-2022(ГВЭ) | 100 | 100 | | | | | |
Результаты сдачи ВПР одного класса таблица 3 |
Учебный год | процент выполнения | качество | класс |
2019-2020 | 100 | 75 | 5 |
2020-2021 | 100 | 75 | 6 |
2021-2022 | 100 | 87 | 7 |
10. Заключение
Проведённая мною работа подтвердила актуальность использования современных технологий обучения на уроках математики. Современные обучающие технологии преобразуют преподавание математики, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала. Ежегодно успеваемость учащихся по итогам учебного года и на ГИА составляет 100%. В соответствии с поставленными целями, современные технологии помогают ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешных участий на олимпиадах, конкурсах и успешных сдач ВПР, ОГЭ и Единого Государственного Экзамена.
Использованная литература:
Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3.
Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3.
Кваша В.П. управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994.
Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. дис. Хабаровск, 2000.
Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. – 2002, 2003.
Менкес М.В. Групповая и парная форма работы на уроках математики // М.В. Менкес. – 2016. [электронный ресурс], - режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/627441/
Современные образовательные технологии. С.Л. Еркина, ЦДНТТ ГАОУ АО ВПО «АИСИ»
7