Дошкольное структурное подразделение МБОУ «СОШ №2 им. С.И.Подгайнова г. Калининска
Саратовской области» Д/с «Почемучка»
Доклад из опыта работы
по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста
Воспитатель: Малахова Г.В.
Апрель 2018г.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н.Н.Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим».
Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, это проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.
В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.
Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Тема: «Вода»
Свою работу я начала с экспериментов с водой. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда «Напоим кукол»; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной «Кукла замаралась».
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
Наблюдая на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения и процессе конденсации воды. А при проведении развлечения «У куклы Кати день рождения» дети убедились в том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.
Тема: «Песок»
Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок
Тема: «Воздух»
С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.
Так же мы провели несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду.
Тема: «Камни»
На занятиях по ознакомлению с окружающим «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.
Опытническим путем дети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши опускали поролоновые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни.
Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
Тема: «Бумага»
При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогли сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной.
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.
Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок.
Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
Литература
Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с.6.
Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4
Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.
Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.
Материалы Интернет-сайтов
Приложение 5
Сценарий родительского собрания
«Маленькие исследователи»
Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»
Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении малыша была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.
Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах, я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это – самое настоящее социальное экспериментирование.
Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил он игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие – игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша.
Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалился своими калошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего окружающего пространства.
Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти крохи и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства, и никакого порицания.
Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов, и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.
Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло.
Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 2-го года? Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности. Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его «один на один» с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой - самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни.
2 часть.
Элементарные опыты:
«Разноцветная водичка»; «Песочек»; «Выпустим воздух из стакана»; «Помоем камешки»; «Тонкая – толстая»
Приложение 6
Консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!»
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:
активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.