Диагностика физического воспитания дошкольников с расстройствами аутистического спектра
Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования. Период дошкольного детства - наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.
Важным условием успешного физического воспитания дошкольников является диагностическая работа, которая осуществляется инструктором по физической культуре совместно с воспитателями и медицинским работником ДОУ. Диагностика физического воспитания рассматривается как деятельность, направленная на изучение и комплексную оценку исходного физического состояния ребенка. Эти знания необходимы педагогу для того чтобы индивидуализировать процесс физического воспитания ребенка: построить гибкий распорядок дня, дифференцировать условия жизни и воспитания, подобрать закаливающие мероприятия с учетом здоровья детей, обеспечить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательно-игровой и учебной деятельности. Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют два направления:
Оценка физической подготовленности.
Для определения индивидуальных способностей детей, оценки начального уровня физического развития, с целью оптимизировать нагрузки при формировании двигательных навыков, инструктор по физкультуре, при участии медицинских работников, два раза в год проводит диагностику, или, как теперь принято называть, мониторинг физического развития дошкольников.
Мониторинг физического развития дошкольников позволяет инструктору по физкультуре:
определить уровень физического развития детей на начало и конец года;
выявить динамику изменения уровня физического развития;
оценить технику владения основными движениями;
спланировать индивидуальную работу по формированию физических качеств;
скорректировать план физкультурно-оздоровительных мероприятий;
определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия (дополнительные оздоровительные занятия для ослабленных и часто болеющих детей);
определить интерес детей к занятиям физической культурой;
определить упущения в работе по физическому воспитанию.
Дать характеристику физического состояния организма в процессе физического воспитания можно проследив динамику физического развития, физической активности и физической подготовленности ребенка.
Перед проведением мониторинга инструктору по физкультуре необходимо знать:
I группа - основная (которую составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма), с тренирующей психофизической нагрузкой
II группа - подготовительная (дети, имеющие некоторые функциональные отклонения и часто болеющие), с умеренной нагрузкой.
III группа - риска с ограниченной физической и психической нагрузкой (эту группу составляют дети, имеющие хронические заболевания и дети после болезни).
Инструктор по физкультуре оценивая физическую подготовленность определяет качественные (усвоение детьми техники выполнения движений в соответствии с возрастом) и количественные (гибкость, выносливость, быстрота) показатели.
Диагностика физической подготовленности проводится на учетно-контрольных занятиях и может быть организована как в спортивном зале, так и на спортивной площадке ДОУ. Для проведения диагностики необходимо иметь беговую дорожку, яму для прыжков в длину с разбега, разметку для прыжков в длину с места и метания, стойки и шест для прыжков в высоту.
При проведении диагностики ведется протокол обследования, где фиксируются количественные показатели (указываются цифрами) и качественные показатели (указываются цветом). Уровень сформированности двигательных качеств определяется, как высокий, средний, ниже среднего. Цифровые показатели после сопоставления со средними количественными показателями развития психофизических качеств для каждого возраста детей и цветовые показатели (красный - высокий уровень навыка, синий - средний уровень, выполняется большинство элементов техники, зеленый - уровень ниже среднего, ставится при наличии многих ошибок) позволяют оценить уровень физической подготовленности детей, а сопоставление результатов на начало и конец года наглядно показывает динамику их физической подготовленность.
Выделяют критерии оценки конечных результатов деятельности по укреплению здоровья, физического и двигательного развития детей Оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья) дошкольника предполагает проведение диагностики следующих систем его организма: нервной, мышечная, костной и сердечно-сосудистой систем, органов пищеварения, кожи и подкожной клетчатки, обмена веществ и эндокринных желез, органов мочеобразования и мочеотделения, дыхания и чувств, температуры тела, особенностей кроветворения и крови у детей.
Таким образом, в проведении мониторинга участвуют все участники образовательного процесса. Это позволяет определить как индивидуальный план лечебно-профилактических мероприятий, так и индивидуальную программу физического, социального, познавательного развития каждого воспитанника.
Все полученные данные создают единую картину здоровья и развития детей в каждой группе и в детском саду в целом. Проведение внутреннего мониторинга позволяет выявить как недостатки, так и успехи в деятельности коллектива, конкретных специалистов дошкольной образовательной организации, выявить отклонения в деятельности по обеспечению качественного дошкольного образования ребенка. Выявление причин отклонений и их последствий, выработка необходимых рекомендаций по организации работы по охране жизни и укреплению здоровья детей позволяют скорректировать цели, задачи и методы работы педагога с детьми для получения ожидаемого эффекта.
2