СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад к педагогическому совету

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация деятельности учащихся в группе и классе, создание ситуации успеха.

Просмотр содержимого документа
«Доклад к педагогическому совету»

ГБУЗ НО «Детский санаторий «Городец»

Доклад к педагогическому совету

«Мотивация деятельности учащихся в классе и группе, создание ситуации успеха» на тему

«Как стимулировать желание детей учиться?»

Одним из важных вопросов современной педагогике на данный момент стоит вопрос «Как создать и поддержать интерес ученика к познавательной деятельности на уроке и самоподготовке?»

Для педагогов давно стала прописной истина: если школьники хотят овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако нам давно известно, что не все дети хотят учиться. Почему же не хотят? И в чем причины? Их не мало. Хотя в каждом конкретном случае своя причина, но есть и довольно распространенные причины, на которые надо обратить особое внимание. Рассмотрим их подробнее.

  • Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.

Учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а так же немалой силы воли. Усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания, счета и вообще математических операций, наблюдательность, твердость руки и владение письмом, внимательность, достаточный запас слов, начитанность, умение слушать и складно говорить, терпение, настойчивость, целеустремленность, умения и навыки сотрудничества с окружающими, чувство ответственности – вот лишь часть тех умений, навыков и качеств, без которых трудно или даже невозможно добиться успеха в учении. Можно с уверенностью сказать, что некоторыми из этих качеств обладают дети еще до поступления в школу, но некоторые качества приобретаются и совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Если по каким-то причинам ребенку не привили или не научили их соответствующим навыкам, учение оказывается очень трудным делом.

  • Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить.

Попытка передать каждому школьнику основные знания, накопленные человечеством, утопична, но содержание общего школьного образования продолжает разбухать. Попытка втиснуть в память и сознание школьников весь материал школьной программы приводит к чрезмерным перегрузкам, усталости и сопротивлению детей. Но посмотрим на проблему с другой стороны. Школа отвечает на вопросы, которые школьник не задавал, вталкивает в него материал, который им не востребован. Педагоги часто пытаются организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности. Попробуйте кормить ребенка, который уже наелся и больше есть не хочет! Но ведь именно это делают педагоги, которые пытаются дать детям громадный познавательный материал, требующий освоения за сравнительно небольшой временной период.

В этом и состоит одна из серьезных причин нежелания многих детей учиться.

  • Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни.

Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Но вокруг ребенка кипит полнокровная жизнь с различными соблазнами – телевизор, компьютер, игры и т.д. Школьник должен выбирать между необходимостью делать нужные, но далеко не желанные школьные задания, и возможностью насладиться захватывающими телепередачами или компьютерными играми, это предпочтение нередко оказывается совсем не школьным заданием.

  • Однообразие жизни и учебного процесса.

Монотонность и однообразие школьных занятий, убранства классов, действий учителя, отсутствие ярких красок и впечатлений, необходимость долгое время смирно сидеть и почти не говорить – все это делает школьную жизнь тусклой и скучной для учеников. В школе не хватает движения и смены впечатлений.

  • Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще.

Учитель с годами подбирает наиболее удобные для себя методы и приемы работы, привыкает к ним, и работает можно сказать на «автомате». Нередко ученики не только чувствуют, но даже могут более или менее точно предсказать поведение учителя в ближайшие минуты и слова которые он обязательно произнесет. Такая рутина и однообразие не могут не настраивать учеников против уроков, против учителей и вообще против школьного учения.

  • Упорно-однообразная позиция учителей и родителей.

В школе, как и дома, многие дети часто слышат одни и те же слова: «Учитесь, учитесь и учитесь! Это главное в жизни…»

Авторитарную позицию взрослых школьники воспринимают как несправедливую и неправильную, что вызывает их протест и отбивает желание учиться.

Рассмотрев некоторые причины нежелания детей учиться, мы видим, что не все из них легко устранить. Можно ли в этих условиях «обеспечить» не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность? Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей.

Трудности овладения современной культурой требуют использовать в учебном процессе специальные средства и меры, и, прежде всего- стимулирование.

Необходимость в стимулировании связана с тем, что человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно ему, когда у него есть определенные мотивы для ее выполнения.

Мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить определенная деятельность. Даже навязанная деятельность может быть мотивирована! Чем? Стремлением к безопасности, желанием избежать наказания, несвободы или каких-то неприятностей при попытке уйти от нее. Естественно, такие мотивы побуждают не к эффективной, а скорее к формальной деятельности, цель которой – как можно скорее выйти из неприятной ситуации. Итак, отметим главное: человек активно включается в деятельность только тогда, когда у него есть мотив в ней участвовать.

Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы.

Мотив отражает некоторые потребности, которые стали актуальны для человека в какой-то момент. Чтобы вызвать, «подогреть» и усилить мотив, надо актуализировать связанную с ним потребность. Именно на этом основано стимулирование познавательной, да и всякой иной деятельности.

Если педагог не знает, что нужно детям, какие у них нужды, потребности, желания, интересы, ему не удастся стимулировать их деятельность. Конечно, сложно знать все потребности конкретного ребенка. Но изучать типичные потребности школьников – общечеловеческие, возрастные, половые и другие, чтобы обратить их на пользу стимулирования учения и познания, совершенно необходимо. Именно опираясь на такие потребности, можно найти эффективные стимулы. В этом случае преподавателю удается вызвать у школьников соответствующие желания и мотивы.

Рассмотрим способы стимулирования. Эти способы можно разделить на три группы:

  1. Связанные с оптимальным удовлетворением врожденной потребности в познании, которая есть у каждого ребенка, через разумную организацию обучения.

  2. Специальные стимулы, каждый из которых ориентирован на другие, вполне определенные потребности школьников.

  3. Связана с созданием общих благоприятных условий для учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность.

Умелая организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя, читать учебник, решать задачи и запоминать изученный материал, так как мы давно уже знаем, что эффективность знаний зависит от того, как эти знания подаются.

Четкое структурирование учебного материала облегчает его восприятие. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, школьники их легче воспринимают, осознают и запоминают.

Логичное, яркое, увлекательное изложение материала побуждает школьников слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в мир познания.

Своевременное чередование различных умственных знаний, более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет работоспособность детей и их желание овладеть знаниями.

Педагог должен знать и использовать в работе специальные стимулы:

Их можно выделить в четыре подгруппы в зависимости от того, на какую категорию потребностей они опираются:

  • Общечеловеческие потребности;

  • Возрастные потребности;

  • Специфические потребности мальчиков и девочек;

  • Индивидуальные потребности.

Рассмотрим эти подгруппы подробнее:

Опора на типичные общечеловеческие потребности.

Начнем с такого стимула, как новизна учебного материала и характера познавательной деятельности, предлагаемых учителем школьникам.

У детей безусловен острый интерес к ранее неизвестному. Но новое, абсолютно не связанное с тем, что уже знакомо детям, непонятно им. Так, если школьникам младших классов рассказать о формулах расчета химических реакций, то никакого интереса от них ожидать не приходится, хотя этот материал и будет новым для них. Однако, не связанный с их знаниями, он не вызовет познавательной деятельности. И это не удивительно, т.к. основной путь познания – опора нового знания на уже известное.

Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников получше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нем.

При этом педагог опирается на природную любознательность детей, на их желание все знать. Задача педагога – всегда, в любом учебном материале и самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям.

Следующий стимул – практическое значение и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников.

Действительно, смысл познания – ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, поиск своего места и утверждение в обществе. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Карнеги был прав, когда утверждал, что «только те знания, которые используются, закрепляются в нашем сознании».

Не случайно школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. При этом мы опираемся на их потребность активно действовать и добиваться успеха. Но ведь это совсем непросто – отыскать для учеников то, что им пригодиться в жизни, и показать им практическую пользу знаний. Обучение обязательно должно быть связано с практическими потребностями ученика.

Противоречивость материала – тоже стимул. Когда человек встречается с противоречием, в частности, со взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете у него возникает желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие. Противоречие разрушает гармонию, нарушает предполагаемый и ожидаемый порядок и поэтому вызывает желание глубже понять противоречивую ситуацию и восстановить упорядоченность. Педагог всегда может найти те или иные противоречия в учебном материале, а также использовать при обучении школьников противоречия между научными и житейскими толкованиями явлений природы и общества, между новыми знаниями и опытом детей, между новыми познавательными задачами и существующим уровнем умений школьников, между достигнутым уровнем знаний и неумением их применять, между новыми сведениями и существующим уровнем мировоззрения учащихся.

Задача учителя – находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Однако в последние десятилетия не утихают споры о том, нужна ли оценка, должна ли она точно отражать успехи ученика, или слабоуспевающему ученику лучше не показывать реальный уровень его знаний т.к. это может отбить у них желание учиться. Но любой человек, занятый делом, хочет знать, насколько успешно он действует. Без такой обратной связи не может быть эффективной деятельности. У детей тоже есть потребность посмотреть на свою работу со стороны, сравнить свои успехи с успехами своих одноклассников.

Конечно, расхождение между мечтой быть сильным учеником и реальностью, которую обнаруживает оценка, задевает слабого ученика. Влияние отметки на ученика может быть двояким. Она может стимулировать более упорную и успешную учебу. Но роль оценок нельзя и преувеличивать. Они не могут заменить собой остальные стимулы и всю работу учителя. Если урок скучный, объяснение слабое или непонятное, если учебный процесс организован неразумно, дети неимоверно перегружены, задерганы авторитарными учителями, то нормализовать учение одними оценками невозможно.

В целом при целесообразной организации учебного процесса в целом оценки становятся хорошим стимулом познавательной деятельности.

Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Она удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа. С этой точки зрения, даже если фактические успехи ученика не очень значительны, полезно некоторое время ставить ему белее высокие оценки – именно для стимулирования познавательной деятельности. Но если завышать оценки постоянно, возникает явное противоречие: не совсем адекватная выполненной работе более высокая оценка должна укрепить желание учиться и преодолевать трудности, однако ее несоответствие фактическому уровню сделанного вызывает у ребят в классе ощущение несправедливости и приводит к обратным результатам. Как преодолеть такие противоречия?

  1. Максимально доброжелательное отношение учителя к слабому ученику позволяет педагогу ставить ему адекватную отметку с благожелательным комментарием.

  2. Оценка может быть незначительно завышена, если преподаватель уверен в поддержке и понимании ситуации в классе.

В любом случае такие действия педагога должны быть временными, исключительными, в то время как, безусловно, преобладать должны оценки совершенно адекватные. Правильный выход из этого противоречия требует мастерства преподавателя и знания им детской психологии.

Следующая группа стимулов – Опора на возрастные потребности.

Значительная часть потребностей детей отличается от потребностей взрослых так же, как интересы старших школьников отличаются от интересов младших школьников.

Начнем с младшего возраста. Дети в этом возрасте в своей массе весьма любознательны. У них еще не определилась область особых интересов, поэтому они тянуться ко всему новому. Школьники любят мечтать и играть, разгадывать загадки и раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно чаще включать в занятия с ними игры или игровые элементы, давать пищу их воображению.

Для стимулирования познавательной деятельности младших школьников можно использовать также их интерес к нормам взаимоотношений между людьми. Этот интерес к нормам поведения людей часто используют учителя литературы и истории для того, чтобы вызвать и стимулировать познавательный интерес к своему учебному предмету.

У старших школьников свои особенности, которые приходиться учитывать преподавателю. Прежде всего, отметим их стремление избегать всякой рутины, однообразия и формализма, интерес к фантастике и вообще к необычному, стремление к подвигу. Если педагог чаще рассказывает им о необычных и малоизвестных явлениях природы или событиях, если вариативно меняет организацию урока и вводит в него новые и неожиданные элементы, знакомит с подвигами исследователей или защитников отечества и устраивает обсуждение героических поступков, он чувствует явное желание подростков узнать больше и вообще – учиться.

Для подростков характерна потребность в справедливости, нетерпимость к унижению, стремление к взрослости. Тактичное отношение к каждому школьнику - такой стиль отношений педагога с учениками удовлетворяет возрастные потребности подростков и потому стимулирует их желание учиться.

Подростки любят испытывать свои возможности: кто больше знает и умеет, кто более сообразительный и находчивый, и т.д. Их стремление к соревнованию и соперничеству можно использовать в области познания. Конкурсы, викторины, школьные соревнования становятся стимулами познавательной деятельности.

Общеизвестное стремление подростков к общению и объединению в группы, страх и стремление избежать изоляции преподаватель тоже может использовать при организации обучения.

Опора на специфические потребности мальчиков и девочек.

Стимулирование познавательной активности школьников должно учитывать половые особенности их интересов. Рассмотрим специфические потребности мальчиков и девочек.

Мальчики, как правило, проявляют большой интерес к спорту, автомобилям, вообще к технике, а также к военной тематике.

Девочек интересуют взаимоотношения людей, мода, проблемы искусства и эстетики. Учитель может стимулировать учение, затрагивая те или иные проблемы, связанные с этими интересами, не только при отдельном общении с мальчиками или девочками, но и в общей деятельности класса.

Опора на индивидуальные потребности.

И, наконец, вспомним об индивидуальных потребностях школьников. Дети все разные, и индивидуальных интересов у школьников – бесчисленное множество, они есть у каждого, хотя у кого-то больше, а у кого-то меньше. Учет и возможное удовлетворение, и использование этих интересов на школьных занятиях отражается на учебной деятельности. Сложность тут в том, чтобы знать и помнить об этих интересах и увлечениях детей.

Привлекательность школьных помещений, приятная окраска стен, чистота, уют, достаточная освещенность, свежий воздух, живые цветы – все это нужно школе. Соответствуя многим потребностям детей и педагогов, в частности – потребности в гармонии окружающей среды, такая обстановка успокаивает детей и настраивает их на упорядоченную деятельность.

Дети устают от слишком объемного учебного материала и от непомерно длительной умственной работы. Утомленная психика не воспринимает новых знаний. Кратковременный отдых от умственных занятий стимулирует дальнейшую познавательную деятельность. Вся школьная жизнь, все общение педагогов должны быть пронизаны гуманным отношением к школьникам. При этом удовлетворяются многие потребности растущего человека.



В моем сообщении были освещены типичные причины отсутствия у школьников учебной мотивации и специальные средства и меры по формированию у школьников интереса к познавательной деятельности. Но в каждом возрасте есть свои психологические особенности. Их непременно нужно учитывать, планируя учебный процесс. (таблицы «Психофизических особенностей детей младшего и старшего возраста»).



Педагог – психолог

ГБУЗ НО «Детский санаторий «Городец» Тропина Н.И.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!