Педсовет « Проблемы преемственности»
Доклад зам.директора по УВР Сиротюк О.Ю.
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда, еще Василий Александрович Сухомлинский, в книге «Разговор с молодым директором школы» писал: «…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».
Актуальны вопросы преемственности и сегодня. Особенно в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов.
Каждый год, проводя педагогический совет, мы говорим об адаптационном периоде для 5-тиклассников, пытаемся выявить проблемы преемственности между начальной и основной школой и возможные пути их решения.
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Решение вопросов преемственности представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного процесса: заместителей директоров школ, психолога, учителей 4-х классов, учителей-предметников, принимающих детей в 5-й класс.
Переход детей из начального в среднее звено школы психологи и педагоги уверенно называют кризисом. Для этого, несомненно, есть определенные основания. Наблюдения за состоянием детей, отслеживание их школьной успешности показывают, что успеваемость у многих из них падает, интерес к учебе снижается, отношения между детьми становятся более напряженными, конфликтными, а они сами — тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях, значительно более отстраненными от взрослых. Все это признаки кризиса.
Переход от начального образования к следующему уровню считается очень важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов.
Некоторые проблемы, возникающие при переходе из начальной школы в основную:
Смена социальной обстановки;
Изменение роли обучающегося;
Увеличение учебной нагрузки;
Изменение режима дня;
Изменение стиля общения учителей с детьми.
Различие требований со стороны учителей-предметников;
Разность систем и форм обучения;
Кроме того ситуацию адаптации усугубляют следующие затруднения: рассогласованные требования учителей; педагоги предъявляют одинаковые требования как к пятиклассникам, так и к более взрослым ученикам; ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя; отсутствие индивидуального подхода к обучающимся.
В связи с этим у нас в школе возникла необходимость проанализировать причины подобного положения дел. В результате анализа данных последних лет работы, полученных в процессе наблюдений, анкетирования и тестирования пятиклассников, учителей и родителей, определились проблемы, возникающие в период адаптации младшего школьника к средней школе:
- не до конца сформированы основные компоненты учебной деятельности, что соответствует возрастной норме на данном периоде обучения, НО учителя старшей школы не принимают этого факта;
- не понимание качественных и количественных изменений содержательного компонента учебной деятельности;
- изменение содержания учебного материала, степени его сложности и объема,
- трудности усвоения программного материала по новым предметам: географии, биологии, истории, обществознанию;
- эмоциональный дискомфорт и состояние внутренней напряженности и настороженности обучающихся в 5 классе;
- формы и методы, технологии работы, применяемые педагогами 4-ых классов, учитывают не все педагоги 5-х классов;
- чрезмерная опёка, попустительство, воспитательная неуверенность или непостоянство в требованиях родителей. Чувство «беспризорности» пятиклассников вызывается их нахождением среди большого количества новых педагогов и положением самых младших в средней школе. Противоречие, возникающее между «чувством взрослости пятиклассников» и отношением педагогов к ним как к маленьким детям приводит к конфликтам и непониманию между обеими сторонами и затрудняет процесс адаптации.
Таким образом, можно говорить о том, что в нашей школе не до конца решены проблемы по осуществлению преемственности, с которыми сталкиваются все субъекты воспитательно - образовательной деятельности. При этом работу необходимо строить работу с тремя категориями участников педагогического процесса: педагогами, обучающимися и родителями.
Педагогический коллектив учителей средней школы должен с одной стороны, знать основные проблемы процесса адаптации выпускников начальной школы к обучению в среднем звене. С другой стороны создать такие благоприятные условия адаптации, при которых пятиклассник сможет успешно справиться со всем комплексом учебных и вне учебных нагрузок, которые ложатся на его плечи с переходом в среднюю школу.
Все это доказывает необходимость пересмотра организации преемственности воспитательно-образовательного процесса начальной и средней школы и психологического сопровождения данного процесса с целью сохранения психологического здоровья обучающихся. Успешная адаптация (сохранение физического и психического здоровья) и эффективное обучение пятиклассников обеспечивается при интеграции усилий начальной и средней школы.
Для этого в нашей школе создан план «Преемственность в обучении и воспитании начальной школы и среднего звена», который входит в ООП НОО в Организационный раздел Система условий «Описание психолого-педагогических условий»
Работа по преемственности продолжается непрерывно и решить проблемы невозможно в рамках одного педсовета. Мы представляем систему работы по преемственности между начальной школой и основного общего образования.
Этапы работы школы
1. На 1-ом этапе в мае проходит малый педсовет, участниками которого являются классные руководители 4–х классов, будущие классные руководители 5–х классов, учителя предметники, психолог и социальный педагог.
Цель - информирование участников образовательной деятельности об особенностях классных коллективов 4-х классов.
Задачи: принять к сведению индивидуальные особенности обучающихся 4-х классов, соблюдать преемственность форм и методов организации учебной деятельности.
Повестка данного педсовета:
педагогическая характеристика класса, диагностика личностных, метапредметных и предметных результатов, на выходе из начальной школы и на входе в основную школу - учитель 4 класса;
портрет выпускника по ФГОС руководитель ЦК Батуева А.В.
итоги промежуточного контроля, уровень достижения ПР – зам.директора по УВР Сиротюк О.Ю.,
результаты коррекционных занятий логопедической группы – учитель логопед Матвеева Е.А.;
результаты психологической диагностики – педагог-психолог Зотова Л.Р.;
социальный паспорт классного коллектива - социальный педагог Хасанова Ю.А.
Малый педсовет по преемственности позволяет создать условия для «мягкой» адаптации обучающихся 5-х классов, согласовать действия учителей-предметников, классных руководителей, в поиске и осуществлении конкретных шагов в решении назревших проблем (учебных затруднений, эмоциональных проблем и др.), в подборе личностно-ориентированных технологий обучения, воспитания и развития обучающихся.
Решение педсовета:
1.Для предотвращения снижения успеваемости обучающихся 4-х классов согласовать образовательную и воспитательную деятельность в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методических уровнях.
2. В период адаптации использовать накопительную систему оценивания ПР, без использования неудовлетворительных отметок в течение сентября. Чаще применять словесное оценивание и продолжать реализовывать приемы начальной школы по самоооценке и самоконтролю (оценочные линейки, критериальное оценивание и др.
3.На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта между родителями с педагогами.
4. С учётом индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья детей продумать систему рассадки в 5 классе.
5.Обратить внимание на группу детей с высоким интеллектуальным потенциалом для организации индивидуальной работы по предмету.
6. Учителям предметникам учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приёмов. Не перегружать учеников втечении первых двух месяцев излишними по объёму домашними заданиями, дозировать их с учётом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста. Применять технологию системно-деятельностного подхода при подготовке к урокам (работы в группах, в парах, индивидуально)
2 этап работы представляет руководитель ШМО …
Педсовет как средство координации процесса преемственности начального и основного образования МБОУ СОШ №38
Срок - осенние каникулы
Исходя из определения слова
Координация - это взаимосвязь, согласованность, приведение в соответствие. Координация - это центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность.
Цель координации повышение эффективности процесса преемственности через достижение согласованности в работе начальной и старшей школы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.
Мы представляем 2 этап модели работы по преемственности Педагогический совет, который состоит из 2-х блоков.
Повестка первого информационного блока
I Информационно-аналитическая часть
1.Выступления классных руководителей 5-х классов с аналитической справкой по результатам адаптации классов за сентябрь-октябрь (с опорой на первичную характеристику, данную на выходе в 4 классе)
2.Выступления учителей предметников с анализом по итогам усвоения учебных программ 5 класса за адаптационный период.
3.Анализ социально-психологической службы. Диагностика (анкетирование) обучающихся определение уровня комфортности, мотивации в период адаптации; изучение психологического климата в классном коллективе; выявление положительных тенденций и негатива, определение круга претензий со стороны родителей.
4. Преемственность в работе с одаренными учащимися.
5. Выполнение решений малого педсовета и плана по преемственности.
Каждый выступающий отмечает положительные моменты и проблемы, которые возникли в данный период. На доске появляется
ЭКРАН ПРОБЛЕМ на котором фиксируются проблемы….
Вывод по первой части
На основе анализа всех участников образовательной деятельности определить общую стратегию учебно-воспитательной деятельности, направленную на повышение эффективности процесса адаптации.
II часть представляет педагог-психолог школы ….
Данная часть - дискуссионный метод работы с педагогами в групповой форме.
Главная задача состоит в побуждении к изменениям привычных взглядов на тот или иной аспект в психолого-педагогическом сопровождении процесса адаптации 5- классников. Здесь работа заключается не только в рамках работы в зоне своей компетенции, а также расширение своих профессиональных горизонтов.
Практическая часть заключается в делении педагогов на группы в соответствии с функциональными обязанностями.
Цель: разработка единого поля работы всех субъектов образовательной деятельности
в осуществлении образовательной, воспитательной деятельности социально-психологического сопровождения.
Такая форма становится актуальной на сегодняшний день, потому что опыт работы в данном направлении отразил следующие проблемы:
- недостаточно отлаженной системы работы педагогического коллектива
- рекомендации психолога по организации индивидуального сопровождения, организации учебного процесса не всегда выполняются учителями-предметниками
- возможны взаимные претензии или несогласие между администрацией школы и педагогами
- в разные годы отмечалось, что большая работа ведется только кл.руководителем.
Итак, перед нами обозначены проблемы адаптации 5 кл.
Педагоги, классные руководители 5-х классов, администрация школы, служба сопровождения делятся на группы:
- группа административная
- группа классных руководителей
- группа учителей-предметников
- соц-психологическая группа
В данном случае мы считаем целесообразным погружение педагогов в работу своих коллег, чтобы погрузиться в функциональные обязанности каждого участника психолого-педагогического сопровождения 5-классников с учетом тех проблем, которые были обозначены ранее.
Основная задача групп: разработать план мероприятий и рекомендации по оптимизации процесса адаптации по функциональным обязанностям данной группы.
Круг проблем может быть охвачен, как проблемой адаптации в 5 классе, так и рекомендациями для учителей 4-х классов.
Группы можно разбивать по разным признакам: по цвету стикеров, по форме и т.д.
Время работы групп: 15-20 минут.
В группе определяется человек, который будет представлять свой проект рекомендаций.
По ходу возможны уточнения.
В результате создается некий проект решения, включающий наиболее приемлемые и осуществимые идеи по данному вопросу.
В итоге создается решение педагогического совета по преемственности в 5 классе.
«ВЫХОД» групповой работы учителей этого учебного года
Предложения от групп
Группа администрации
Проблема: увеличивается учебная нагрузка на обучающихся 5-х классов. Один из способов решения: при составлении расписания учитывать эту проблему и уменьшить количество устных предметов на один день. Биология, география, история, обществознание по итогам анкетирования вызывают наибольшие трудности при подготовке домашних заданий, на детей обрушивается огромный поток информации. С письменными заданиями по математике, русскому языку, литературе в основном проблем нет.
Проблема дисциплины: на уроках и переменах 5-классники очень активны, часто возникают проблемы с дисциплиной и организацией порядка в классе. Способ решения проблемы: ввести дневники наблюдений и контроля. На ЦК комиссии или на совещании классных руководителей разработать структуру – внутреннего наполнения данного Дневника ( план рассадки, дежурство, листы здоровья, индивид. особенности, группы риска, подготовка к урокам и т.д.)
В школу пришли молодые специалисты. Организовать Школу наставничества
Разработать систему мониторинга достижения личностных результатов и метапредметных результатов ООП ООО
Продолжать успешные, традиционные формы должностного контроля по преемственности начального и основного образования (посещения уроков с анализом, родительских собраний и др.)
Группа классные руководители
Провести классное мероприятие-презентацию классного коллектива новому классному руководителю с использованием Портфолио
Продолжать работать с « Папкой моих достижений»
Опираться на актив класса в организации самоуправления( КТД)
«Посвящение в 5- классники»
На конец 4-го класса провести квест «По дороге в 5 класс»
Проблема классных руководителей - нет окон для посещения уроков в своем классе…
Ввести традиционные мероприятия по рефлексии « Моя жизнь в 5 классе» в конце учебного года.
Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе. Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, написание писем болеющим детям и так далее.
Приглашать на первое родительское собрание в 5 классе классного руководителя 4 –го класса для координации возникших проблем в ходе адаптации 5 – классников.
Группа учителей-предметников
С целью предупреждения перегрузок – регламентировать подачу нового материала, сделав его доступным для усвоения. Предлагать формы для запоминания и воспроизведения учебного материала ( алгоритмы устных ответов, планы схемы, таблицы, модели и т.д.)
Продолжать использовать информационные справочники, например Тетрадь открытий.
Посетить уроки в 4 классе, с целью преемственности форм, приемов работы в данном классе по данной программе.
Использовать технологию развивающего обучения, технологию критериального оценивания.
Обращать внимание на орфографический режим.
Учителям начальных выпкскных и будущим учителям предметникам найти точки соприкосновения в системе требоований , предъявляемых к обучающимся заранее в 4 классе.
Рекомендации группы социально-психологической по оптимизации процесса
адаптации в 5 классе:
Организация социально-психологического сопровождения процесса адаптации обучающихся 5 классов:
Социальному педагогу провести для обучающихся и родителей консультацию по выполнению правил внутреннего распорядка школы.
Согласно системе сопровождения учеников в период перехода из начального в среднее звено провести мероприятия из цикла «В пятый класс – в первый раз» с целью сохранения психологического здоровья, формирования умения учиться в среднем звене, навыков самоорганизации и самоконтроля.
Во внеурочной деятельности проводить курс занятий для снижения тревожности обучающихся в 5 классе (по итогам психологической диагностики).
Провести родительские собрания «Особенности младшего подросткового возраста», на котором познакомить с
рекомендациями для родителей пятиклассников по организации системы контроля выполнения домашних заданий.
Включить в план работы индивидуальные программы воспитательно-профилактической деятельности с учащимися и семьями «группы риска».
Осуществлять социально-психологическую поддержку всем участникам образовательной деятельности.
7. Продолжать использовать традиционные формы соц-психологического сопровождения обучающихся.
И последний этап нашей модели- педсовет «Итоги адаптации» март
Выводы
слайд -обобщение
12