Уважаемые родители!
Спасибо, что нашли время, чтобы посетить сегодняшнее собрание. Кто-то из вас может подумать, что это для очередной галочки. И отчасти будет прав. Только отчасти. На самом деле своим присутствием здесь вы еще раз подчеркиваете свое небезразличие к тому, что происходит с вашими детьми. И поверьте, ваши дети оценят это. Даже если им есть что скрывать. Им все равно приятно, что они для вас что-то значат.
Тема сегодняшнего РС «ПООЩРЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ» была анонсирована заранее. Это было сделано намеренно. Что бы вы настроились не просто слушать лекцию, а возможно, поделитесь своими мыслями на этот счет, действенными, на ваш взгляд, методами работы с детьми.
Естественно, что общаясь с детьми, у меня сложилось свое представление о ваших методах воспитания. Это не значит, что я учиняю вашим детям допрос (что, да как). Нет. Ребенку, как впрочем и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Им очень важно, чтобы их выслушали. В каком бы эмоциональном состоянии они не находились. А выводы напрашиваются сами собой: По отдельным фразам, по рассказам о том, как они проводят свободное время, что им купили, как они очередной раз накосячили и как им влетело или, наоборот, удалось остаться ненаказанным. Но я естественно, не собираюсь подвергать критике ваши методы воспитания. Ни в коем случае, Тем более у всех родителей есть железный аргумент: «Это наши дети. Мы лучше знаем, как их воспитывать. И за что наказывать.»
Я здесь для того, чтобы познакомить Вас с приёмами построения гуманных взаимоотношений между вами и вашими детьми,
побудить задуматься об истинном родительском авторитете.
Какие бы между вами не складывались отношения, простейшими из средств родительского влияния остаются Поощрения и наказания.
Они предоставляют нам возможность выражать свое отношение к поступкам и проявлениям ребенка. Используя наказание и поощрение, родитель фиксирует внимание чада либо на успехах, либо на неудачах, таким образом, ребенок получает важную информацию о себе, которая ложится в основу «образа Я» и самооценки сына или дочки.
Сегодня все менее популярным становится воспитание без наказания. Плоды такого воспитания уже пожинает современное общество (переполненные дома престарелых при живых, вполне состоятельных детях-эгоистах, с которых в детстве сдували пылинки, неадекватные «божки»которые уверовали в свою безнаказанность и вседозволенность). Психологи считают, что подобное воспитание со стороны взрослых просто преступно.
Потому, что у ребенка не формируются ценностные ориентиры. Он в силу своего возраста не может предвидеть последствия своего поведения. Что хорошо, а что плохо должны ему объяснить в детстве, пока его проступки невинны, пока родитель является для него авторитетом.
Только представьте себе, что будет с обществом, если оно не будет наказывать за преступления? А, преступления, ну, это-то мы понимаем. А если мы в семье не будем предотвращать неверные поступки ребёнка, трудно себе представить, чем это может для него, в первую очередь, окончиться. Не всегда лояльный родитель сможет загладить вину детяти. Впоследствии его невинные шалости, которые оставались безнаказанными в детстве, могут перерасти в нечто угрожающее для общества и последствия, в виде проблем с законом, не избежать.
Главная задача родителей состоит в том, чтобы ребенок сумел войти во взрослую жизнь подготовленным к сосуществованию с другими людьми. Именно с целью - определить для ребенка рамки дозволенного и применяются наказания.
Я думаю, каждый из вас имеет свое мнение по поводу наказаний и поощрений, и сегодня мне хотелось бы еще раз рассмотреть виды воздействий, их влияние на детей и эффективность.
1. Будь то наказание, или поощрение надо помнить, что они должны быть соизмеримы содеянным поступкам. За мелкие шалости — мелкие наказания. За серьезные проступки — большая взбучка. Например, если ребенок получил «2», нет смысла лишать возможности смотреть телевизор на целый месяц. Нужно лишить его удовольствия на то время, которое необходимо для подготовки к исправлению.
Ребенок должен знать, какое наказание последует за его очередной шалостью. Нельзя одинаково наказать за неубранные вещи и за грубость в отношении престарелых членов семьи.
2. Наказывая, не ограничивать ребенка в удовлетворении его физических потребностей. Т.е. не ограничивать еду, питье, не ставить на ночь на горох, как делали наши прабабушки.
3. Наказывать, но не лишать любви. У ребенка не должно складываться впечатления, что из-за проступка его больше не любят.
4. Наказание должно быть справедливым. Нельзя срывать на ребенке злость от ссоры с супругом или выплескивать на него негодование из-за проблем на работе. Ведь он не виноват в ваших трудностях. Если же сдержаться не получилось, то не нужно бояться извиниться.
5. Необходимо соблюдать последовательность и системность в своих требованиях, а не воспитывать от случая к случаю.
6. Наказание должно быть реальным. Не нужно пугать детей Бабой Ягой или милиционером.
7. Необходимо Объяснять причину, а не просто наказывать. Ребенок должен понимать, почему то или иное действие запрещено.
8. Наказание должно быть действительно нежеланным. Какому-то ребенку тяжелее будет отказаться от сладкого, чем от прогулок на улице, а кому-то будут важнее компьютерные игры и мультики.
9. Нельзя унижать ребенка. Фразы, произнесенные сгоряча, могут сильно ранить нежную детскую душу.
10. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА, КОГДА ОН БОЛЕН, ПЛОХО СЕБЯ ЧУВСТВУЕТ, КОГДА РЕБЕНОК СТАРАЕТСЯ И У НЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. Очень важно помогать сыну или дочке разобраться в причинах случившегося независимо от того, насколько серьезным был проступок, Помогая ребенку выяснить мотивы его поведения, вы способствуете формированию у него внутренней рефлексии - способности анализировать свои поступки, их мотивы и последствия. При совершении мелких проступков намного важнее помощь родителей, чем наказание. Помогите ребенку выяснить причину и создайте условия для успешного опыта, тем самым вы заменяете неуспешность на успех.
Надо помнить, что цель наказания - не столько кара за проступок, не страх, который предупреждает повторение его ребенком, а сознание вины ребенком. Для этого нужно, чтобы он понимал справедливость наказания.
При определенных условиях надобность в наказании вообще отпадает. Например, если ребёнок искренне раскаивается в совершённом без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения и неприятности.
Необходимо понимать разницу между наказанием (моральное) и насилием (физическое) воздействие.
Родителям надо четко усвоить, что насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребёнок остаётся при своём мнении. Так в отношения родителей и детей приходит отчуждённость. Кроме того, они негативно сказываются на характере ребёнка. Он становится лживым, неискренним, прячет своё истинное лицо, привыкает кривить душой. Это приводит к тому, что он перестаёт быть живым и жизнерадостным, уходит от общения, сторонится учителей. Боится сказать что-нибудь не так.
Еще в древности был придуман метод кнута и пряника. В нем наказание и поощрение — это две противодействующие силы. А тонкое равновесие между ними — главное условие успешного воспитания.
Поощрение положительных проявлений и поступков ребенка способствует повышению его уверенности в себе и чувства компетентности, а следовательно, повышению его самооценки.. он рождает стремление жить, учиться, работать ещё лучше. Поэтому это всегда - профилактика против проступков.
Поощрения, как известно, могут быть моральными и материальными. Естественно следует стремиться к тому, чтобы дети больше ценили моральные: сам факт эффективности их - это уже свидетельство о довольно высоком уровне воспитанности.
Виды поощрения весьма разнообразны:
• одобрение;
• ободрение;
• похвала;
• благодарность;
Несмотря на кажущуюся простоту, метод требует дозировки и осторожности.
Неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Важно соблюдать определенные требования к поощрению.
1. Поощряя, родители должны стремиться, чтобы поведение подростка
мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.
2. Поощрение не должно противопоставлять подростка остальным членам
семьи. Поэтому поощрения заслуживает ребенок не только когда он добился успеха, но и когда добросовестно трудился на общее благо, показывал пример честного отношения к делу. Надо поощрять, если сын или дочка проявили высокие нравственные качества - трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая
3. Поощрение должно соответствовать заслугам подростка, его индивидуальным
особенностям и не быть слишком частым. Выбирая поощрения, важно найти меру,
достойную ребенка. Неумеренные похвалы приводят к зазнайству.
4. Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить
неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества ребенка, родитель
вселяет в него уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность,
преодолеть трудности. Подросток, оправдывая преодолевает свои недостатки.
5. Пожалуй, главное в воспитании - соблюдать справедливость.
За что не следует его хвалить:
• за то, что получено от природы;
• из жалости (дети это чувствуют);
• второй раз за одно и то же достижение;
• за то, что достигнуто не своим трудом;
• из-за желания понравиться.
Помните, что главный метод воспитания – это убеждение. А для этого нужно часто говорить с ребёнком, быть тактичными, искать примеры положительного подтверждения своих мыслей. Тогда ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
Памятки родителям
- Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка сейчас, надо уметь их увидеть.
- Не скупитесь на похвалу. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.
- Всякое повышение требований к ребёнку надо начинать с похвалы, даже авансом.
- Ставьте перед ребенком достижимые цели.
- Вместо приказаний ребёнку следует просить у него совета или помощи, как у равного или старшего.
- Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.
- При необходимости наказания, помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.
- Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивания, требования просто не нужны.
- Любой ребенок заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом!