СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Метод кейсов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад Метод кейсов»

МАОУ “Степно – Дворецкая ООШ»












Доклад


Кейс - инновационная технология
в учебном процессе.





Подготовила:

Рупышева Н Л

Учитель начальных классов














2017 год

Проблема усвоения знаний давно не дает покоя учителям. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

В связи с модернизацией образовательной системы -  предлагаются: иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.

Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом, поэтому учить только традиционными методами нельзя.

Вот учителю и приходится постоянно искать эффективные методы обучения.

Для себя я выбрала кейс - технологии. Что же такое кейс- технологии?

Кейс-метод  – это метод активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов.

Особенности кейс- технологий.


Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. В ходе её решения идёт развитие системы ценностей обучающихся, их жизненных установок и формирование практических навыков: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся неоднозначность решения проблем, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой.


Возможности кейс - технологии в обогащающем обучении

Кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся , опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

Создание кейса

В начале нужно ответить на три вопроса:

- Для кого и чего пишется кейс?

- Чему должны научиться дети?

- Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

-Цель обучения

-Структурирование учебного материала

-Выбор организационных форм, методов и средств обучения.

Методы кейс – технологии

- метод инцидентов Поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом. Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

- метод разбора деловой корреспонденции (баскетметод) Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает. Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.

- игровое проектирование

Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

- ситуационно ролевая игра

- Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

- метод дискуссии

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

- кейс- стади

Цель метода кейс-стади  – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Структура обучения и действия учителя.

1. Подбирает кейс.

2.Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся.

3.Разрабатывает сценарий урока.

4. Организует предварительное обсуждение кейса.

5. Делит класс на группы.

6. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

7. Оценивает работу учащихся.

8. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы.

Работа ученика с кейсом

I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

Цель работы с кейсом: создать условия для развития навыков анализа и критического мышления.

Результаты работы с кейсом:

  1. Учебные – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков.

  • Умение работы с текстом

  • Освоение методов анализа

  1. Образовательные – как результаты образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.

  • Появление опыта принятия решений, решения проблем

  • Повышение уровня коммуникативных умений

  • Опыт работы в группе

Преимущества использования кейс технологий в обучении


- Кейс -технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивают у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.


- Развивают презентационные умения.


- Приобретают экспертные умения и навыки.


-Учатся учиться.


- Изменяют мотивацию к обучению.


Виды кейсов


Кейс – это единый информационный комплекс.

Как правило, он состоит из 3 частей:

1.Вспомогательная информация (необходимая для анализа кейса).


2.Описание конкретной ситуации;


3.Задания к кейсу.


Печатный кейс, мультимедиа- кейс, видео кейс.

Вывод

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе. Ведь погоду в классе делаем Мы с вами. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно!


Спасибо за внимание!














Сборник кейсов по литературному чтению для 4 класса. 

Кейс №1

Прочитать стихотворение Н.Рубцова «Долг» и сделать вывод: долг каждого гражданина – это …..

Долг 
Холодный шум ночного океана, 
Незримые дороги кораблей... 
Я вижу земляничную поляну. 
Над той поляной – крики журавлей.
Родимый край мой! 
В грёзах или в росах, 
В туманах ночи и в сиянье дня, 
И в пору жатвы, и на сенокосах 
Ты с детства завораживал меня.
А дни идут... 
Над палубой эсминца 
Качается свинцовый небосклон. 
А волны, волны, волны вереницами 
Стремительно бегут со всех сторон.
И там, где сила духа на пределе, 
Где шторм встает преградой кораблю, 
Я должен, должен доказать на деле, 
Что сердцем всем я Родину люблю. 
(Н. Рубцов)



Проанализировав стихи. сделать вывод: главный долг гражданина своего Отечества – это …….

Россия! Не искать иного слова.

Иной судьбы на свете нет.

Ты вся - сплошное поле Куликово

На протяженье многих лет.

НЕТ, мужество случайным не бывает
Оно в душе солдата родилось,
Когда он о друзьях не забывает
И с Родиной себя не мыслит врозь!

Всегда Россия славилась отважными героями,
Не раз встревожена была войны шальными зорями,
И офицер, и рядовой воспитан был на доблести.
И за Отчизну рвался в бой по чести и по совести!

Ребят не мало полегло, и в наше время сложное
Они сражались яростно, вершили невозможное,
И на корню рубили зло, враг не дождался милости!
Уже нет сил, уже нет слов, а друга надо вынести.

Спасибо всем, кто воспитал сынов своих мужчинами!
Никто из них не задрожал пред пулями и минами!
И вновь готовы на Руси герои биться с нечестью. 
Храни, Господь, и укрепи Защитников Отечества!

Время героев, по самому высшему праву, 
Ты подарило далеким и близким годам 
Доблесть, и славу, и долгую добрую память. 
Время героев, а что ты оставило нам?

Ты нам оставило ясное небо Отчизны, 
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе, 
Ты нам оставило самое главное в жизни – 
Радость работы на мирной, счастливой земле

Кейс №2

Прочитайте текст в учебнике. Соберите из текста информацию, какое обращение написал М.Пришвин к своим маленьким читателям? О каком долге рассказ «Моя Родина»
Приложение 4. 
Объясните смысл пословиц, проанализируйте стихотворение Расула Гамзатова «Трудно жить, навеки Мать утратив». Сделайте вывод о долге перед Родиной.

Пословицы

1.Нет милее дружка, чем родная матушка.

2.При солнышке тепло, при матушке тепло.

3.На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

4. Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит.

5. Сердце матери лучше солнца греет.

Расул Гамзатов.

Трудно жить, навеки Мать утратив,

Нет счастливей нас, чья мать жива,

Именем моих погибших братьев

Вдумайтесь, молю, в мои слова.

Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влёк бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот и забот.

Боль за сыновей, подобно мелу,

Выбелит ей косы добела.

Если даже сердце очерствело,

Дайте Маму капельку тепла

Если сердцем стали вы суровы,

Будьте дети ласковее с ней.

Берегите Мать от злого слова,

Знайте: дети ранят всех больней!

Если ваши Матери устали,

Добрый отдых вы им дать должны.

Берегите их от чёрных шалей,

Берегите женщин от войны!

Мать умрёт и не изгладить шрамы,

Мать умрёт и боли не унять.

Заклинаю: берегите Маму,

Дети мира, берегите Мать!

Кейс №3

Текст о музыке.

Музыка- это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. Музыка, как один из видов искусства направлена прежде всего на душу человека, на его сознание. Именно по этой причине сходятся иногда совершенно разные люди, которым нравится одна и та же музыка. По музыкальным пристрастиям человека мы можем очень многое о нем узнать: его характер, привычки, чувства и даже образ жизни. Когда бы и где бы ни жил человек музыка всегда играла и играет огромную роль в его жизни и судьбе.

Кейс №4

Текст о живописи.

Живопись - один из древнейших видов изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.

До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспорно, самый популярный из всех видов изобразительного искусства.

Кейс №5

Текст о литературе.

Роль литературы в жизни человека трудно оценить. Книги воспитали не одно поколение людей. К сожалению, в современном обществе роль литературы недооценивается. Есть категория людей, которая заявляет о том, что литература изжила себя как вид искусство, ее заменило кино и телевидение. Но остается та категория людей, которая признает и ценит значение литературы в нашей жизни.

 Как известно, книги выполняют две основные функции: информационную и эстетическую. Из поколения в поколения именно при помощи книг передавался опыт, накопленный веками, в книгах хранились знания, запечатлевались открытия. Книги являли собой трибуну для провозглашения новых идей и мировоззрений. В трудных жизненных ситуациях человек прибегает к книге и черпает из нее мудрость, силы и вдохновение. Ведь книга универсальна, в ней человек может найти ответ на любой интересующий вопрос.

Кейс №6

Текст о  театре.

Современное общество часто недооценивает влияние театра на жизнь людей. Со всеми сегодняшними технологиями, люди забыли, что значит настоящее искусство, а в обществе, где нет истинного искусства, всегда будут проблемы. Театр воплощает все хорошее и все плохое, что есть в социальном мире. Театр развивает в людях воображение, чувство прекрасного – это всё духовное развитие человека. Это место, где человек может посмотреть на себя как бы со стороны.

Кейс №7

Текст о кино.

Кинематограф плотно засел в жизни людей. Кино играет и обучающую и развлекающую роль. Обучать начинают фильмы уже с малых лет. Дети очень любят смотреть мультфильмы. На примере персонажей делают выводы, что такое плохо и хорошо, добрые или злые и т. д. А сколько эмоций переживают! Если смотреть фильмы о дружбе, верности, смелости и благородстве с детства, то вероятнее всего, повзрослев, привычка не изменится. Кино — это одна из самых эффективных форм обучения. Какой бы смысл не был заложен в фильме, каждый сможет получить информацию, интересующую именно его, найти пищу для размышлений. Возможно, человек в фильме найдет ответы на важные вопросы. Также фильм может стать стимулом к какому-то действию, вдохновить человека на поступок.



Задание к кейсам

-Каждая группа пытается выяснить влияние изучаемого вида искусства на жизнь человека

Вопросы к кейсам.

Для каждой группы подготовлены тексты о видах искусства, к ним даны вопросы для анализа:

-Название вида искусства.

-Как этот вид искусства представлен.

-Что чувствуют люди при встрече с этим искусством.

-Как этот вид искусства отражает окружающий человека  мир.

-Даёт ли искусство представление об окружающем мире человеку.

Кейс №8 Отрывок из газетной статьи «Первопроходцы»

Миллионы Советских людей с восхищением наблюдали за подвигом советских лётчиков В. Чкалова, А. Белякова, Г. Байдукова. Овеянные славой Герои Советского Союза товарищи Чкалов, Беляков и Байдуков повели воздушный корабль страны социализма с одного континента на другой по неизвестной трассе, впервые в человеческой истории через «макушку земли», через области, которые именовались до сих пор «полюсом неприступности».

Этот перелёт Чкалов совершил благодаря каждодневным тренировкам, борьбе с трудностями. В его лётной практике сложнейшие и опасные фигуры «восходящий штопор», «медленные бочки», смелые пикирования.

Вопросы:

  1. Когда была написана статья? Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение.

  2. Какой стиль текста?

  3. Назовите жанр текста.

  4. Что вы можете сказать: поступки Чкалова это лихачество или каждодневный подвиг?

Кейс №9

Прочитайте текст:

Минотавр был сыном Миноса, царя острова Крит, расположенного в Средиземном море. Минос повелел афинянам ежегодно присылать на Крит по семь юношей и семь девушек. Несчастным юным пленникам предстояло стать жертвами кровожадного царского отпрыска- Минотавра. Чтобы Минотавр не вырвался на волю и чтобы его жертвы не ускользнули от него, Минос повелел построить Лабиринт – огромный дворец в несколько этажей, со множеством запутанных переходов, лестниц, подвалов и потайных комнат. Построил Лабиринт знаменитый греческий мастер Дедал, а хозяином и единственным обитателем дворца стал Минотавр. На греческом острове Крит до сих пор сохранились развалины Лабиринта – дворца легендарного царя Миноса. Миф о Минотавре живёт в современном языке: запутанные сооружения со множеством тупиков и извилистых переходов мы до сих пор называем ЛАБИРИНТАМИ.

Вопросы:

  1. Этот текст хотят включить в учебник «Литературное чтение» для начальной школы в раздел «Мифы». Может ли он туда попасть?

  2. К какому жанру относится данный текст?

Кейс №10

Автор - народ

Из уст в уста

Мечта о счастье

Малые фольклорные произведения

Сказки (о животных, бытовые, волшебные)

Волшебные предметы

Сказочные превращен

Вопросы. Что такое устное народное творчество?

Расскажи используя опорные слова.

Дополни своё высказывание. Найди нужную информацию в справочнике, энциклопедии или интернете.

Составь список книг, которые можно поместить на выставку «Народное творчество»

Кейс №11



Бабочка, бабочка, сядь на ладошку -



Сядь на цветок -



Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Задание. Дополни текст заклички

Кейс№12

Прочитайте докучную сказку.

Слушайте ,послушайте! Расскажу вам сказочку- хорошую – прехорошую, длинную – предлинную, интересную – преинтересную!

Жил – был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту – ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет, хвост вытащит – ноги увязнут, ноги вытащит – хвост увязнет, хвост вытащит – ноги увязнут, ноги вытащит – хвост увязнет …

Хороша ли моя сказочка?

Вопросы.

Как начинается докучная сказка про журавля?

Назови повторяющиеся слова, выражения.

Какими словами заканчивается сказка?

Определи и назови, какое слово лучше всего раскрывает понятие докучать.



Приложение 5

Оценочный лист работы на уроке. 
Ф.И.ученика _______________ 
№ Критерии оценки 5 4 3 2 1 
1 Слушаю, не перебивая, учителя и одноклассников. 
2 Принимаю участие в работе моей группы. 
3 Принимаю участие в работе всего класса. 
4 Работаю творчески 
5 Оцениваю одноклассников. 
6 Оцениваю себя. 



Оценочный лист работы группы №___________________________ 

№ Критерии оценки работы группы. 
5-отлично 
4-удовлетворительно 
3-надо постараться № группы 
1 Материал изучен в полном объеме. 
2 Участие всех членов группы в работе. 
3 Творческий подход в изложении материала. 
Итоговое количество балов