СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Методическое сопровождение деятельности учителя как условие повышения качества образования"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад " Методическое сопровождение деятельности учителя как условие повышения качества образования"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Методическое сопровождение деятельности учителя как условие повышения качества образования"»

Заместитель директора по учебной работе

МОУ СОШ № 5 села Круглолесского

Голова Клавдия Георгиевна


Методическое сопровождение деятельности учителя как условие повышения качества образования


Качество педагогической деятельности имеет важнейшее значение для развития всей системы образования. Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности высокого качества образования не достичь. Уровень профессиональной компетентности, профессионального развития учителя в значительной мере зависит с одной стороны от саморазвития самого учителя, с другой от эффективной системы методической работы. Методическая служба должна сегодня быть «сервисной», т.е. работать исключительно на диагностической основе с целью:

  • Научить педагога выбирать профессионально грамотные решения в проблемной ситуации,

  • Помочь в плане решения профессиональной проблемы,

  • Оказать своевременную поддержку в реализации данного плана, т.е. организовать «методическое сопровождение»

Среди факторов, обуславливающих рост профессионального мастерства учителя, на первом месте стоит качество методического сопровождения в школе

Среди функций методического сопровождения можно выделить следующие:

  • обучающая функция, которая ориентирована на углубление знаний и развитие навыков специалистов в системе непрерывного образования, необходимых для совершенствования их профессиональной деятельности;

  • консультационная функция предполагает оказание помощи педагогу по поводу конкретной проблемы через указание на возможные способы её решения или актуализацию дополнительных способностей специалиста;

  • диагностическая функция направлена на выявление проблемных точек в деятельности педагога;

  • психотерапевтическая функция помогает педагогу в преодолении различного вида трудностей и барьеров, препятствующих успешному осуществлению профессионально-образовательной деятельности;

  • коррекционная функция направлена на изменение реализуемой специалистом модели практической деятельности, а также на исправление допущенных профессиональных ошибок;

  • адаптационная функция обеспечивает согласование ожиданий и возможностей работника с требованиями профессиональной среды и меняющимися условиями трудовой деятельности;

  • информационная функция способствует предоставлению педагогам необходимой информации по основным направлениям развития образования, программам, новым педагогическим технологиям;

  • проектная функция связана с обучением педагога экспертизе учебных программ и пособий, образовательных технологий;

  • направляющая функция способствует установлению гуманистических отношений между педагогом и обучающимся;

  • выявление, изучение и оценка результативности инновационного педагогического опыта в образовании, его обобщение и распространение, создание системы стимулирования творческой инициативы и профессионального роста педагогов.

Все эти функции реализуются в МОУ СОШ № 5 в рамках методического сопровождения. Работа педагогического коллектива была организована в рамках методической темы школы, выбор которой был обусловлен актуальными для школы проблемами и образовательными запросами педагогов школы, выявленными в результате диагностики профессиональных затруднений.

Были определены приоритетные направления методической работы.

Организационное сопровождение:

  1. повышение и совершенствование педагогического мастерства через максимальное использование возможности урока как основной формы организации образовательной деятельности, через проведение единых методических дней, предметных недель, взаимопосещение уроков, активное участие в семинарах, конференциях, творческих мастерских;

  2. организация деятельности профессиональных объединений педагогов;

  3. совершенствование системы обобщения, изучения и внедрения передового педагогического опыта учителей школы.

Технологическое сопровождение:

  1. внедрение в практику прогрессивных педагогических технологий, ориентированных на совершенствование уровня преподавания предметов, на формирование личности ребенка;

  2. обеспечение обоснованности и эффективности планирования процесса обучения детей;

  3. совершенствование кабинетной системы;

  4. укрепление материально-технической базы методической службы школы.

Информационное сопровождение:

  1. создание методических и практических материалов методической составляющей образовательной деятельности через использование Интернет, электронных баз данных и т.д.;

  2. создание банка методических идей и наработок учителей школы;

  3. разработка и внедрение методических рекомендаций для педагогов по приоритетным направлениям школы.

Создание условий для развития личности ребенка:

1) изучение особенностей индивидуального развития детей;

  1. формирование у обучающихся мотивации к познавательной деятельности;

  2. создание условий для обеспечения профессионального самоопределения школьников;

  3. психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы школы.

Создание условий для укрепления здоровья учащихся:

  1. отслеживание динамики здоровья учащихся;

  2. разработка методических рекомендаций педагогам школы по использованию здоровьесберегающих методик и преодолению учебных перегрузок школьников.

Диагностика и контроль результативности образовательной деятельности:

  1. Мониторинг качества знаний учащихся;

  2. формирование у обучающихся универсальных учебных действий;

  3. диагностика деятельности педагогов по развитию у учащихся интереса к обучению, результативности использования индивидуально групповых занятий и элективных курсов.

Качество образования и его эффективность в наибольшей степени зависит от профессиональных характеристик педагогического коллектива, его квалификации, способности к восприятию нововведений, опыта и т.д.

Высококвалифицированный педагогический коллектив - основа успешного функционирования и развития школы как педагогической системы. Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляю 30 педагогических работников.

90 % педагогических работников имеют высшее педагогическое образование. 53% педагогических работников имеют высшую квалификационную категорию, 17% работников не имеют квалификационную категорию, из них – 2 человека находятся в декретном отпуске, 1 – молодой специалист, 1- работает в МОУ СОШ № 5 второй год.

Аттестация является составной частью повышения педагогической квалификации и предполагает повышение профессионализма, развитие творческой активности, стимулирование деятельности. Она играет важную роль в управлении образовательным процессом. Так как это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников школы.

Педагогам оказывается помощь в проведении самоанализа педагогической деятельности. Аттестующиеся работают над портфолио, выступают с отчетами по темам самообразования на заседаниях педсоветов, школьных методических объединений и методического совета. Аттестация педагогических кадров является хорошим показателем   творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования.

В 2017-2018 учебном году повысили свою квалификационную категорию – 2 человека. Перова А.Ю. получила соответствие занимаемой должности, Бостанова Ф.Н. – высшую квалификационную категорию.

Существуют различные формы для повышения профессионального мастерства педагогов: семинары, методические недели, методические совещания, открытые уроки и внеурочные занятия, мастер-классы, обмен опытом работы, индивидуальные беседы по организации и проведению уроков и т.д.

Педагогические работники МОУ СОШ № 5 принимают активное участие в семинарах, вебинарах различного уровня. В течение 2017-2018 года школьные семинары проведены в соответствии со сроками. 70 % учителей приняли участие в семинарах, конференциях, круглых столах, профессиональных конкурсах разного уровня. Ведется планомерная работа учителей в соответствии с планами самообразования.

На основании п. 5 ст. 47 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагоги проходить курсы повышения квалификации один раз в три года, проходят профессиональную переподготовку. Курсовая подготовка по предметным областям пройдена учителями в необходимые сроки. 7 учителей прошли курсы повышения квалификации на базе СКИРО ПК и ПРО, 2 человека на базе РАСХ, что составляет 31% от общего состава педагогических работников. 4 человека прошли профессиональную переподготовку.

Работа по обобщению и распространению педагогического опыта - одно из основных направлений деятельности школьной методической службы, обеспечивающее создание гибкой, целенаправленной, эффективной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров и направленное на интенсивное развитие и высокое качество образования.

Цель этой деятельности заключается в повышении качества образования. Предполагаемый результат - совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогических работников, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.

В ходе обобщения опыта педагоги представляют собственные системы работы, предполагающие:

•      комплекс методических приёмов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;

•      оригинальные взаимосвязанные действия, обеспечивающие эффективное решение образовательных задач;

•      признаки системы работы: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приёма; разносторонность воздействия на обучающихся с одновременной сосредоточенностью на их личностном развитии; оригинальность методики.

Ведущая роль в управлении методической работой МОУ СОШ № 5 принадлежит методическому совету – совещательному и коллегиальному органу при педагогическом совете, который организует, направляет работу учителей, создает условия для развития их творчества. Состав ежегодно утверждается директором школы, работа Совета осуществляется на основе годового плана.

Методический совет координирует профессиональную деятельность всего педагогического коллектива школы, школьных методических объединений (ШМО). Методический совет школы возглавляет директор МОУ СОШ № 5 С.С Бурлаченко, в него входят заместители директора, руководители ШМО.

Цель:

Создать условия для развития учительского потенциала и повышения уровня профессионализма педагогов для успешной реализации ФГОС второго поколения и воспитания личности, подготовленной к жизни в современном обществе.

Задачи:

-продолжение работы над повышением качества знаний обучающихся через работу предметных МО, развитие творческого потенциала учителя и обучающихся;

-создание условий для поэтапного введения ФГОС ООО;

-включение учителей в инновационную деятельность по введению ФГОС ООО;

-совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями;

-обеспечение условий для работы творческих групп на основе подхода к управлению развитием;

-продолжение работы по формированию и распространению положительного опыта;

-знакомство с правовыми документами и локальными актами;

-организация и проведение аттестации;

-проведение открытых уроков, взаимопосещение и их анализ;

-создание условия для участия педагогов в различных конкурсах профессионального мастерства.

Главными звеньями в структуре методической службы школы являются школьные методические объединения (ШМО). В школе сформировано 5 ШМО, каждое из которых работает над своей методической темой, связанной с темой школы, руководители и состав которых утвержден приказом директора школы. В своей деятельности ШМО ориентируются на организацию методической помощи учителю.

На заседаниях ШМО рассматриваются   вопросы, связанные с  изучением  и применением новых технологий, большое внимание уделяется вопросам сохранения здоровья учащихся. Проводится анализ контрольных работ, намечаются ориентиры  по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся. В рамках работы ШМО проводятся открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам.  Успешно проводился стартовый и рубежный контроль по предметам. Однако, недостаточно активно и широко обобщается и распространяется опыт творчески работающих учителей.

Высшая форма коллективной методической работы - это педагогический совет, который является органом самоуправления коллектива педагогов, где педагоги сочетают в себе функции объекта и субъекта административного внутришкольного управления в соответствии с закрепленными за каждым из них должностными полномочиями и обязанностями. Тематика проведения педагогических советов актуальна и востребованна, соотносилась с поставленной проблемой школы.

К подготовке педсоветов, к выработке их решений привлекаются учителя, привлекается психолого - педагогическая служба, что способствует повышению эффективности заседаний, созданию атмосферы заинтересованного обсуждения. Помимо аналитических материалов, включающих в себя результаты контроля по направлениям деятельности школы, вынесенным в тематику педсовета, основной акцент был сделан на раскрытие и осмысление понятия метапредметные результаты, на систематизацию знаний учителей о путях и способах формирования метапредметных результатов, на активизацию творческой и самообразовательной деятельности педагогов, на выявление и совершенствование системы работы с одаренными детьми, на анализ, изучение эффективных путей взаимодействия с родителями в условиях современной школы, на совершенствование системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания обучающихся. Решения педсоветов носят конкретный характер, соответствуют выводам и предложениям, содержащимся в выступлениях по обсуждаемым вопросам, определяются сроки исполнения решений.

В школе созданы необходимые условия для становления профессионального мастерства молодого специалиста. Для успешной адаптации молодого специалиста был разработан план работы. Были определены цели, задачи:

Проведенная диагностика педагогической деятельности позволила перевести работу с кадрами в режим активного саморегулирования и самокоррекции, распознать профессиональные и личностные особенности учителя, выявить доминирующие затруднения: недостаточное владение учебным материалом по преподаваемому предмету; отсутствие навыков владения методами практической работы при осуществлении дифференцированного подхода к учащимся; воспитательная работа.

Заместители директора по УР, ВР посетили уроки и воспитательные мероприятия, проводимые молодым специалистом, провели диагностику результатов обучения и воспитания учащихся с целью анализа деятельности учителя, оценки уровня профессионализма, оказания своевременной помощи, оптимизации процесса обучения.

Руководитель ШМО начальных классов провел индивидуальное собеседование с молодыми специалистами по определению темы самообразования и формы отчета, тематики открытых уроков, привлечения к школьным мероприятиям.

Организация индивидуальной методической помощи начинающим педагогам осуществлялась педагогом-наставником. Данный вид работы способствовал повышению профессионализма учителя, овладению методами развивающего обучения и различными приемами работы по формированию учебных умений и навыков, самооценки и взаимооценки учащихся. В ходе контроля: в процессе анализа ведения документации (классный журнал, рабочие программы, календарно-тематические планы), содержания плана работы, посещения уроков, а также собеседование с молодым специалистом, руководителем МО и учителем-наставником изучались следующие вопросы: ознакомление с современными методами и приемами обучения, с методиками и образовательными программами; затруднения молодого специалиста в планировании и реализации учебного процесса; соблюдение требований нормативных документов, в том числе по охране труда и технике безопасности; уровень владения фактическим материалом по предмету; участие молодого специалиста в методической работе школы, методического объединения; оказание помощи в профессиональном росте молодому специалисту.

Для адаптации молодого учителя в коллективе, выработки своей системы преподавания, формирования индивидуального стиля педагогической деятельности педагогом-наставником организуются консультации по оформлению классных журналов, составлению тематического и поурочного планирования, написанию рабочих программ. Проводятся практикумы по проектированию методической структуры и содержания урока в зависимости от его типа, цели и задач, оптимальному отбору методов, приемов и средств обучения при организации познавательной деятельности учащихся, языкового материала, материала для контроля знаний.

Повышению профессионализма молодого специалиста способствует доступ к самым прогрессивным идеям образования и воспитания, к новым педагогическим технологиям через участие в конкурсах, вебинарах, семинарах различного уровня:

Результативное участие в профессиональных конкурсах активизирует процесс самообразования молодых педагогов, способствует их активной жизненной позиции, служит пропаганде их учительского труда, стимулирует к творческой работе.

Говоря о методическом сопровождении, нужно отметить и препятствия, с которыми оно может быть сопряжено: во-первых, это количественный и качественный состав сопровождаемых, во-вторых, это пространство и время взаимодействия, в-третьих, индивидуальная и профессиональная неготовность специалистов к сопровождению, что чаще всего бывает, вызвано недостатком опыта.

Таким образом, методическое сопровождение деятельности педагога необходимо, многоаспектно и способствует всестороннему развитию педагога, его профессиональному росту. А многообразие функций методического сопровождения делает этот процесс уникальным. Осуществление методического сопровождения будет способствовать росту качества образования.






4