«Межпредметные связи на уроках математики»
Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Обучение этому предмету в данной школе должно носить практическую направленность и быть тесно связанным с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся. Об этом говорится и в учебной программе под редакцией В.В. Воронковой и в работах М.Н. Перовой. Знания, которые получают учащиеся на уроках математики, не могут носить характер механического заучивания и тренировок, они должны быть осознанными, мотивированными, т.е. отвечать на вопросы: «А зачем это мне нужно знать, и где я это применю на практике?»
Решение этих вопросов позволит преодолеть косность мышления и стереотипность использования полученных знаний у учащихся с нарушением интеллекта. Успех в осуществлении поставленных целей во многом зависит от выбора методов и приемов обучения, от целесообразности и правильности использования их учителем в учебном процессе. Практика работы в коррекционной школе показывает, что реализация общеобразовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач, поставленных учителем на уроке математики, возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания математики с другими учебными предметами и окружающим миром. Во время урока можно использовать знания учащихся, которые они получают на уроках биологии и природоведения, истории, географии, труда, изобразительного искусства, на занятиях социально-бытовой ориентировки и, даже, их небольшой жизненный опыт. Во время устного счета, при решении арифметических задач по различным темам использую сведения о развитии промышленности, строительства, сельского хозяйства, исторические данные, числовой материал из учебников естествознания, географии, истории. Особый интерес вызывают задания, связанные с числами из Книги рекордов Гиннеса. Например:
1. Реши примеры и узнаешь, о ком сегодня пойдет речь на уроке:
96:6, 88:8, 99:11, 100:4, 60:5, 720:8, 1400:7;
11 – У, 25 – О, 90 – О; 9 – В, 12 – Р, 16 – С, 200 – В.
2. Длина Москвы-реки в черте города 90000 м. Сколько это километров?
А длина реки Яузы, самого крупного притока Москвы-реки, в 3 раза меньше.
Какова протяженность реки Яузы в черте города?
3. Выполни преобразования чисел из Книги рекордов Гиннеса.
а) Гиганты:
Человек самого высокого роста – 245,7 см; вес – 189,6 кг.
Самая высокая женщина – 231,7 см; вес – 209,5 кг (родилась 2,95 кг).
б) Карлики:
Самый низкорослый среди мужчин – 137 см, женщин – 135 см.
в) Самый крупный тигр:
Вес – 388,7 кг; рост – 3,22 см (находится в США в музее естественной истории). В России – амурский тигр: длина – 3,15 см; вес – 265 кг.
г) Самый большой и тяжелый:
Млекопитающее – кит-полосатик. Длина – 33,58 м; вес – 187 т; вес языка– 4,22 т, сердце – 698,5 кг; скорость – 37 км/ч в течение 10 мин; детеныш длиной 6,5 – 8,6 м; вес – 2,95 т.
д) Самое быстрое морское животное:
Дельфин-касатка длиной 6,10 – 7,62 м; скорость – 55,5 км/ч.
е) Самое быстрое животное суши:
Леопард, его скорость – 96 –101 км/ч, но встречаются и до 114, 135 и 145 км/ч.
ж) Самое маленькое плотоядное животное:
Обитает в полярных районах – карликовый горностай. Длина – 177 – 207 мм, вес – 35 – 70 г.
з) Самая крупная птица:
Дрофа кори в Южной Африке – вес до 18 кг.
и) Самые мелкие птицы:
Колибри – длина – 57 мм, вес – 1,6 кг. Морские птицы – малый буревестник длиной 140 мм, вес – 28 г.
4. Найди и исправь ошибки в преобразованиях.
5 км 16 м = 5,16 км (5,016 км)
2 кг 154 г = 2,154 кг
2 р. 17 к. = 2,017 р. (2,17 р.)
2 м 15 см = 2,15 см (2,15 м)
5. Задачи с данными из окружающего мира.
Одна личинка колорадского жука за свою жизнь съедает 1,2 г листьев картофеля, а взрослый жук в 4 раза больше. Сколько картофельной ботвы съедает 25 взрослых жуков за день, месяц, лето?
Тигренку в зоопарке дают в день 0,005 т мяса, а взрослой тигрице в 5 раз больше. Сколько нужно им мяса на февраль?
Слон в зоопарке получает 0,02 т черного хлеба и 0,003 т белого хлеба. Сколько нужно хлеба слону на день, месяц, год?
Синица за день уничтожает 0,014 кг вредных насекомых, а муховка в 5 раз больше. На сколько больше насекомых уничтожит за лето муховка, чем синица?
Новорожденный детеныш кита имеет длину 6,7 м, а взрослый кит в 5 раз длиннее. На сколько длиннее взрослый кит?
Такие традиционные формы межпредметной связи используют многие учителя, работающие в коррекционной школе. Подобные задания активизируют познавательную деятельность умственно отсталых школьников, делают урок содержательным, обучающим, расширяющим кругозор учащихся. Все это способствует восприятию обучения, как единого обучающего процесса, а не разрозненного предметного обучения.
Но жизнь идет вперед, ставит новые задачи перед учителем, в том числе коррекционной школы, заставляя применять инновационные методы обучения и развития детей с нарушением интеллекта
На мой взгляд, такая форма уроков позволяет умственно отсталому школьнику установить взаимосвязь между знаниями, перенести свои знания в иные условия и актуализировать их. На нетрадиционных, так называемых, интегрированных уроках, знания по какому-либо предмету обогащаются, дополняются, используются в практической деятельности и повседневной жизни умственно отсталых школьников. Это как раз то, чего не хватает им в силу присущих особенностей психического развития. Обращение к нестандартным, новым формам проведения уроков в специальной (коррекционной) школе объясняется и тем, что окружающий мир познается в многообразии и единстве (развивается способность анализа и синтеза), побуждает к активному познанию (так несвойственному умственно отсталому школьнику), способствует развитию речи (очень важной составляющей развития детей с нарушением интеллекта).
Использование различных видов работы поддерживает на таких уроках внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности урока.
Нестандартные уроки увлекательные, интересные; снимают перенапряжение, утомляемость, служат развитию воображения, мышления, памяти. Уроки такого вида я провожу регулярно, все зависит от творческой фантазии и подходящей темы. Использование материала других предметов на уроке математики показывает нужность, важность ее изучения, как учебного предмета. Связь математики со всеми сторонами практической деятельности человека, значительно повышает любовь и интерес к предмету, к процессу обучения в школе в целом. Это очень важно в наше время, когда желание учится у детей, становится все меньше и меньше.
Хочется остановиться на применении на своих уроках изданных рабочих тетрадях для 5-9 классов, авторы: Алышева Т.В., Петрова М.Н., Яковлева И.М., которые тоже способствуют внедрению в учебный процесс инновационных методических приемов. В данных пособиях прослеживается связь математики с практической деятельностью человека, окружающим миром. Пособия являются хорошим материалом, как для урока, так и для домашнего задания.
Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Курс математики должен дать ученикам такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознавать в окружающей среде математические факты, применять математические знания для решения практических задач, которые каждый день ставит жизнь. Учитель математики должен продолжить закрепления тех знаний и умений, которые дадут учителя труда, географии, истории, естествознания. И в то же время подготовить учащихся теоретически к восприятию объясняемого материала на других уроках. (Например, «Какие меры нужно выбрать для определения толщины материала?», «В каких мерах снимать мерки для шитья наволочки, пододеяльника?», «Какой выбрать масштаб для построения отрезка на альбомном листе?»). Только при осуществлении связи преподавания математики с другими предметами можно добиться осмысленного обучения детей с нарушением интеллекта.