Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ (из опыта работы)
Сафина С. Ф., учитель биологии и химии МОБУ Караярская сош.
Здравствуйте уважаемые коллеги и присутствующие гости. Поздравляю вас с началом очередного нового учебного года, и хочу пожелать здоровья, терпения и вдохновения.
Кто в учениках не бывал,
тот учителем не будет.
(Боэций Аниций Манлий Северин)
Я не случайно выбрала это высказывание, потому, что именно с учеников начинается признание учителя. И поэтому, успех любой познавательной деятельности учеников в значительной степени зависит от ее мотивации, при отсутствии таковой возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению. Что такое мотивация? Это активные состояния мозговых структур, побуждающие человека совершать действия, направленные на удовлетворения своих потребностей. Образовательная мотивация – это система факторов, которая обуславливает учебную деятельность школьников. Большое влияние на выработку мотивации оказывает ситуация успеха, ощущение учеником собственного развития, что во многом зависит конечно же, от личности учителя, который оказывает повседневное влияние на учеников.
В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Для создания внешней мотивации учитель располагает целым рядом средств обучения, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Формирование же внутренней мотивации – проблема значительно более сложная, но именно этот процесс создает основу успешного продвижения от незнания к знанию. Если используемые учителем технологии создают условия для личной заинтересованности ученика не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения, если сама эта деятельность становится личностно значимой для ученика, то есть все основания утверждать, что таким образом будет формироваться внутренняя мотивация деятельности. В связи с этим учителя должны шире использовать такие формы работы, которые позволяли бы учащимся проявить собственную активность, наиболее полно реализуя свои знания и умения.
Перед учителем стоит вопрос: с чего и когда начинать подготовку к ЕГЭ? Это надо делать с самых первых уроков биологии и химии. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал, который поможет сформировать у учащихся умения отождествлять биологические и химические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, четко и ясно формулировать свои выводы и ответы. Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно.
Необходимость качественной подготовки к ЕГЭ требует от учеников запоминания большого количества биологических понятий и терминов. Не каждый ученик любит, или не способен «зазубривать» их. Для этого я использую следующие приемы.
1.Вместе с учащимися «переводим» термины, ищем общие корни в словах. 2. Составление зрительного образа термина в виде схемы – опоры.
3.Задания на соответствия. между понятием (термином) и его содержание.
4.Задания на установления правильной последовательности,
5.Терминологические диктанты
6. Задания на развитие логического мышления.
Для развития творческого мышления учащихся и активизации их познавательной деятельности, целесообразно использовать в свой работе проблемные вопросы и задачи, вызывающие, как правило, большой интерес у учащихся. При этом в педагогическом отношении, более важным оказывается не быстрое получение однозначного правильного ответа (если такой имеется), а сам процесс поиска, имеющий ярко выраженный поисковый характер. Такие задачи целесообразно обсуждать в ходе коллективной работы класса, совместного поиска решения, обращения к учебнику и другим источникам информации.
Подобные задания являются хорошей подготовкой учащихся к ОГЭ и ЕГЭ, особенно при выполнении части В и С, как мы раньше их называли.
Подготовка и участие на различных олимпиадах и конкурсах на уровне школы, на муниципальном уровне, а также на различных дистанционных, хороший способ пополнить багаж своих знаний, которые необходимы для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
На уроках биологии и химии исследовательская деятельность включает самостоятельные лабораторные работы, опыты, наблюдения, практические работы на дом, эксперименты.. На уровне школы у нас действует исследовательское общество учащихся «Эрудит» с выходом на научно-практической конференции, С подобными работами учащиеся занимали призовые места на муниципальных олимпиадах по экологии, а также на республиканской научно-практической конференции «Совенок»
Мои выпускники ежегодно выбирают ЕГЭ и ОГЭ по предмету биология, а в последние годы и по химии. Например, в 2013 году ГИА по биологии сдавали 3 ученика, двое на «5», один на 4, по химии трое и все на «5». ЕГЭ по биологии сдавали 7 обучающихся, средний балл 67, максимальный 82. В этом году ЕГЭ по биологии сдавало 5 обучающихся, средний балл 61 а максимальный 99, химию сдали двое, средний балл 86, максимальный 97. При этом две выпускницы поступили в медуниверситет, одна в академию физкультуры спорта и туризма, За годы работы я пришла к выводу, что успешно сдать ЕГЭ можно в том случае, если совпадают большой труд учителя, желание и старание ученика, и совместная плодотворная работа. Только эти три составляющие обеспечивают отличный результат.
Как сказал Леонардо да Винчи «Плох тот ученик,
который не превзошел учителя», и моя задача, как учителя, чтобы мои ученики превзошли меня в познаниях, и я могу гордиться тем , что у меня есть такие ученики.
Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ (из опыта работы)
Сафина С. Ф., учитель биологии и химии МОБУ Караярская сош.
Здравствуйте уважаемые коллеги и присутствующие гости. Поздравляю вас с началом очередного нового учебного года, и хочу пожелать здоровья, терпения и вдохновения.
Кто в учениках не бывал,
тот учителем не будет.
(Боэций Аниций Манлий Северин)
Я не случайно выбрала это высказывание, потому, что именно с учеников начинается признание учителя. И поэтому, успех любой познавательной деятельности учеников в значительной степени зависит от ее мотивации, при отсутствии таковой возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению. Что такое мотивация? Это активные состояния мозговых структур, побуждающие человека совершать действия, направленные на удовлетворения своих потребностей. Образовательная мотивация – это система факторов, которая обуславливает учебную деятельность школьников. Большое влияние на выработку мотивации оказывает ситуация успеха, ощущение учеником собственного развития, что во многом зависит конечно же, от личности учителя, который оказывает повседневное влияние на учеников.
В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Для создания внешней мотивации учитель располагает целым рядом средств обучения, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Формирование же внутренней мотивации – проблема значительно более сложная, но именно этот процесс создает основу успешного продвижения от незнания к знанию. Если используемые учителем технологии создают условия для личной заинтересованности ученика не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения, если сама эта деятельность становится личностно значимой для ученика, то есть все основания утверждать, что таким образом будет формироваться внутренняя мотивация деятельности. В связи с этим учителя должны шире использовать такие формы работы, которые позволяли бы учащимся проявить собственную активность, наиболее полно реализуя свои знания и умения.
Перед учителем стоит вопрос: с чего и когда начинать подготовку к ЕГЭ? Это надо делать с самых первых уроков биологии и химии. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал, который поможет сформировать у учащихся умения отождествлять биологические и химические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, четко и ясно формулировать свои выводы и ответы. Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно.
Необходимость качественной подготовки к ЕГЭ требует от учеников запоминания большого количества биологических понятий и терминов. Не каждый ученик любит, или не способен «зазубривать» их. Для этого я использую следующие приемы.
1.Вместе с учащимися «переводим» термины, ищем общие корни в словах. 2. Составление зрительного образа термина в виде схемы – опоры.
3.Задания на соответствия. между понятием (термином) и его содержание.
4.Задания на установления правильной последовательности,
5.Терминологические диктанты
6. Задания на развитие логического мышления.
Для развития творческого мышления учащихся и активизации их познавательной деятельности, целесообразно использовать в свой работе проблемные вопросы и задачи, вызывающие, как правило, большой интерес у учащихся. При этом в педагогическом отношении, более важным оказывается не быстрое получение однозначного правильного ответа (если такой имеется), а сам процесс поиска, имеющий ярко выраженный поисковый характер. Такие задачи целесообразно обсуждать в ходе коллективной работы класса, совместного поиска решения, обращения к учебнику и другим источникам информации.
Подобные задания являются хорошей подготовкой учащихся к ОГЭ и ЕГЭ, особенно при выполнении части В и С, как мы раньше их называли.
Подготовка и участие на различных олимпиадах и конкурсах на уровне школы, на муниципальном уровне, а также на различных дистанционных, хороший способ пополнить багаж своих знаний, которые необходимы для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
На уроках биологии и химии исследовательская деятельность включает самостоятельные лабораторные работы, опыты, наблюдения, практические работы на дом, эксперименты.. На уровне школы у нас действует исследовательское общество учащихся «Эрудит» с выходом на научно-практической конференции, С подобными работами учащиеся занимали призовые места на муниципальных олимпиадах по экологии, а также на республиканской научно-практической конференции «Совенок»
Мои выпускники ежегодно выбирают ЕГЭ и ОГЭ по предмету биология, а в последние годы и по химии. Например, в 2013 году ГИА по биологии сдавали 3 ученика, двое на «5», один на 4, по химии трое и все на «5». ЕГЭ по биологии сдавали 7 обучающихся, средний балл 67, максимальный 82. В этом году ЕГЭ по биологии сдавало 5 обучающихся, средний балл 61 а максимальный 99, химию сдали двое, средний балл 86, максимальный 97. При этом две выпускницы поступили в медуниверситет, одна в академию физкультуры спорта и туризма, За годы работы я пришла к выводу, что успешно сдать ЕГЭ можно в том случае, если совпадают большой труд учителя, желание и старание ученика, и совместная плодотворная работа. Только эти три составляющие обеспечивают отличный результат.
Как сказал Леонардо да Винчи «Плох тот ученик,
который не превзошел учителя», и моя задача, как учителя, чтобы мои ученики превзошли меня в познаниях, и я могу гордиться тем , что у меня есть такие ученики.