СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на курсах повышения квалификации для учителей химии и биологии "Организация внеурочной деятельности учителя химии "

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Докдад для педагогов химии и биологии о способах организации внеурочной деятельности, принципах и подходах к ее планирован ию.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на курсах повышения квалификации для учителей химии и биологии "Организация внеурочной деятельности учителя химии "»

То, что дети могут сделать вместе сегодня,

завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

Лев Семёнович Выготский



Внеурочная деятельность по химии и биологии


Особенности внеурочной работы

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Задачи внеурочной деятельности:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.


Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Ведущая педагогическая идея  заключается в том, что правильно организованная внеурочная деятельность по химии и биологии будет способствовать развитию познавательного интереса к предмету и повышать учебную успеваемость учащихся.

Целью такой деятельности является сформировать у учащихся высокий познавательный интерес к предмету, через правильно организованную внеурочную деятельность.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- организация образовательного процесса, позволяющего стимулирование интереса к исследовательской деятельности через обеспечение мотивации к занятиям;
- введение элективных курсов по предмету;

-использование элементов медиаобразования, технологии проблемного обучения, технологии проектного обучения, технологии обучения в сотрудничестве, ТРИЗ и др.;

- организация участия школьников в краевых конференциях, областных конкурсах исследовательских работ:

- организация и проведение олимпиад, конкурсов, предметной недели, дней интеллекта.


В ходе такой деятельности достигаются метапредметные результаты:


Коммуникативные УУД:

  • - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

  • - принимать участие в работе парами и группами; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • - участвовать в коллективном обсуждении  проблемы;

  • - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • - выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

  • - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

  • - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • - владеть монологической и диалогической формами речи;

  • - воспринимать различные точки зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • -  использовать в общении правила вежливости.


Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); понимать знаки, символы, модели, схемы;

  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться словарями, электронными учебниками, справочниками;

  • строить рассуждения.


Регулятивные УУД:

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

  • составлять план решения проблемы совместно с учителем;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

  • осуществлять контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

  • оценивать совместно с учителем результат своих действий.


Личностные результаты:

Сформированность у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости; воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к природе, своему народу;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества;

  • развитие любознательности и формирование интереса к учению;

  • развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;

  • развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы;

  • воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества в  исследовательской и проектной деятельности.

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

  • знание основных моральных норм поведения.;

  • чувствовать ответственность за свой выбор;

  • понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки, др.


Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться. 

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе и химии и биологии.

Овладение этими видами деятельности является необходимым условием развития и социализации школьников, позволяет говорить о метапредметных результатах образования. Метапредметные результаты выражаются, совокупностью приобретённых ключевых компетенций, в структуру которых включены основные компоненты: мотивация, знания и деятельность.

Сочетание внеурочной и учебной деятельности способствует развитию личности обучающихся, т. к. позволяет каждому ребенку осуществить индивидуальный образовательный маршрут, реализовать творческие возможности, познавательные интересы, приобрести коммуникативные навыки и самореализоваться в социуме.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

1.Самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

2.Смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва;

3. Морально- этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации - учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.


Предполагаемые воспитательные результаты

реализации программ внеурочной деятельности:

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к людям других поколений и других социальных групп; о современных СМИ, о международном экологическом движении; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного исследования; о способах ориентирования на местности и элементарных экологических привычках в природе.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной этнической или культурной принадлежности, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня  (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений; опыт волонтерской деятельности; опыт самостоятельной организации праздников и других экологических мероприятий; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

Таким образом, внеурочная деятельность направлена на достижение воспитательных результатов:

  • Формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям.

  • Получение обучающимися опыта приобретения ими социального опыта.

  • Самостоятельное общественное действие.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся- формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

 

Направления внеурочной деятельности.

 

В соответствии с ФГОС организуется внеурочная деятельность по пяти направлениям развития личности детей

  1. Спортивно-оздоровительное

  2. Духовно-нравственное

  3. Социальное

  4. Общеинтеллектуальное

  5. Общекультурное


Особенности внеурочной деятельности можно объединить в две группы. Первую группу образуют особенности, обусловленные спецификой внеурочной деятельности, как организационной формы, вторую группу - особенности, определяемые спецификой задач, решаемых данной школой

Первая группа особенностей позволяет реализовать следующие возможности:

- углубление программного материала;

- изучение внепрограммного материала;

- выполнение общественно полезной деятельности;

- разнообразие форм, методов и средств организации (организационно-методические возможности);

- организация досуга учащихся.

Вторая группа особенностей внеурочной деятельности дает возможность осуществить:

- интеграцию и дифференциацию задач, содержания и методов обучения разных учебных предметов (общеобразовательных, специальных, естественных и технических),

- принцип профессиональной направленности.

Только в процессе внеурочной деятельности могут быть реализованы такие виды работы, как оформление и выпуск газет, видеороликов, химические и биологические конкурсы, экскурсии на объекты и производства и др.

Внеурочные занятия, в отличие от урочных и факультативных, связаны с выполнением общественно полезной деятельности учащихся (оснащение химического кабинета наглядными пособиями, выпуск химических календарей, подготовка химического эксперимента к предстоящим урокам, изготовление макетов и т.п.).

Внеурочная деятельность - единственная и оптимальная форма организации досуга учащихся. Проблема организации свободного от уроков времени является одной из актуальных в современной педагогике, дидактике и частной методике. Правонарушения подростков, увлечение алкоголем, наркомания среди обучающихся - это следствие не только низкой их обученности и воспитанности, но и также плохой организации их свободного времени. Внеурочная работа по химии и биологии, должна сыграть немаловажную роль в решении проблемы, организации свободного времени обучающихся.

1. Задачи внеурочной деятельности обучающего характера:

- расширение и углубление теоретических знаний учащихся по различным вопросам и разделам курса химии и биологии;

- формирование предметных и профессионально значимых умений и навыков;

- углубленное раскрытие вопросов химической технологии и химического производства;

- прочное овладение учащимися лабораторной техникой и техникой безопасности труда в химической и биологической лаборатории;

- раскрытие связи изучаемого материала с практикой его применения на производстве и в быту;

- прочное освоение учащимися методов и языка практической науки;

- овладение учащимися межпредметными категориями, возможностью переносить знания и умения в типичные и нетипичные ситуации.


2. Задачи внеурочной работы воспитывающего характера:

- формирование у учащихся экологической картины природы;

- формирование бережного отношения к духовным и материальным ценностям, к природе, человеку;

- ознакомление учащихся с гуманитарным аспектом истории химической науки и химической промышленности, а также с вкладом выдающихся химиков и биологов мира в ее развитие;

- воспитание положительных личностных качеств.


3. Задачи внеурочной работы развивающего характера:

- формирование устойчивого познавательного интереса учащихся к химической науке, к химическим производствам и профессиям, а также к химическому образованию;

- развитие системного стиля мышления учащихся и расширение их научно-технологического кругозора;

- воспитание самостоятельности и воли учащихся посредством использования адаптированных заданий, поощрение настойчивости при решении нестандартных задач, создание проблемных ситуаций, устранение опеки при оказании помощи;

- организация на внеурочных занятиях эмоциональных ситуаций, вызывающих удивление, радость, применение ярких, занимательных и парадоксальных примеров, воздействующих на чувства учащихся.


Отбирая содержание внеурочной работы по химии, необходимо руководствоваться основными критериями.

К критериям отбора содержания внеурочной деятельности относятся:

1. Достижение целей и задач химического и биологического образования.

2. Реализация функций внеурочной работы.

3. Учет социально-экономических особенностей региона.

4. Развитие интересов, склонностей, потребностей учащихся и преподавателя химии.

5. Реализация важнейших принципов внеурочной работы, в частности, принципа интеграции и дифференциации содержания.

В качестве основных направлений в реализации содержания внеурочной работы рекомендуются следующие:

I. Изучение работ и биографий выдающихся химиков и биологов мира.

II. Работа с научно-популярной, химико-биологической и специальной литературой, новинками современных издательств.

III. Изучение вопросов истории и достижений прикладных дисциплин, химической промышленности в нашей стране.

IV. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Углубленное изучение программного материала (химических элементов, веществ, химических реакций, процессов и производств, химической технологии, методов и языка химической науки).

V. Изучение внепрограммного материала (агрохимии, электрохимии, химии космоса, земли, морей, океанов, биосферы, атмосферы, плодов, овощей, минералов и т.п.).

VI. Химико-биологическое экспериментирование (изучение лабораторной техники, основ химического анализа, препаративной химии и др.) и связанная с ним исследовательская работа.

VII. Общественно полезная деятельность (оснащение кабинета стендами, самодельными приборами, наглядными пособиями, моделями и т.п.).

VIII. Проектная работа, конструирование, моделирование, другие виды творчества.

IX. Составление и решение химико-биологических задач, использование ЦОР.

X. Краеведческая и страноведческая работа (экскурсии на заводы, выставки, природу, лаборатории и музеи).

XI. Организация и проведение массовых мероприятий.

XII. Воспитание через предмет (экологическое, этическое, гуманистическое, эстетическое, интернациональное и др.).


Основные задачи внеурочной деятельности по химии и биологии:

1. Привитие интереса к химии и биологи

2. Развитие и усовершенствование навыков эксперимента

3. Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся

4. Подготовка учащихся к практической деятельности

5. Организация отдыха учащихся в сочетании с их экологическим и нравственным воспитанием.


Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. Количество часов на внеурочную деятельность в настоящее время не регламентировано и образовательное учреждение вправе самостоятельно это определять.

Для организации внеурочной деятельности я использую элементы личностно-ориентированных педагогических технологий, которые ориентированы на обучение в сотрудничестве, решение проблемных задач и разработку проектов. Именно они способствуют организованному усвоению опыта творческой деятельности и применению знаний.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации могу предложить свою комплексную модель.

Внеурочная деятельность по предмету химия может осуществляться через:

- элективные курсы;

- проектную деятельность;

- олимпиады, конкурсы, конференции;

- исследовательские работы;

- домашние опыты и эксперименты;

- подготовку к экзаменам;

- проведение предметной недели

- проведения дня интеллекта.



Данную комплексную модель характеризует:

- создание условий для полноценного пребывания школьников в образовательном учреждении в течение дня,

- содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

- создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

- построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

- опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.




Элективные курсы по предмету «Химия»

Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования.

Ключевым элементом профилизации школы призвана стать система элективных курсов для учащихся 8-11 классов.

Элективные курсы для предпрофильного уровня обучения помогают учащимся основной школы выбрать будущую специализацию и профиль обучения.

В старшей профильной школе элективные курсы направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к итоговой аттестации, продолжению соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности.

В 2019 учебном году Издательство «Просвещение» выпустило сборники программ элективных курсов разных типов, с подробными пояснительными записками, в которых обозначены цели и задачи курса, содержанием курсов, требованиями к результатам обучения, списками литературы.

Предлагаемые программы следует рассматривать как ориентировочные.

Учитель может изменять последовательность изучения тем, количество часов, отведенных на их изучение.

Учитель, вправе разработать свой элективный курс, программа которого должна пройти экспертизу на муниципальном (обсуждена районным методическим объединением учителей химии) и региональном (в Министерстве образования СК или СКИПКРО) уровнях.


Проектно-исследовательская деятельность

Активно использую метод проектов, позволяющий обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путѐм решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определённой ситуации. Деятельность в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности ее этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и ее осуществление.

Правильно организованная исследовательская деятельность позволяет значительно повысить познавательный интерес учащихся, который выражается в способности к творчеству, саморазвитию, самореализации.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение определенного результата и его рефлексию.

Педагог в процессе работы над проектом играет роль партнера и помощника, направляющего деятельность учащихся. Главное в деятельности педагога – заинтересовать ребенка, вовлечь его в атмосферу поиска, а также создать необходимые условия для успешного выполнения детьми индивидуальных и коллективных проектов.

Структура деятельности учителя и ученика при работе над проектами существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.


Структура деятельности учителя в ученикапри использовании

метода проектов


Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определять цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект обучения

Партнер ученика

Несет ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки


При организации проектно-исследовательской деятельности по предмету необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности школьников. Поэтому темы проектных работ лучше выбирать из содержания данного учебного предмета или из близких к нему областей. Для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая школьникам, обеспечивающая мотивацию включения их в самостоятельную работу. Тема проекта должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.


Олимпиады, конкурсы, научно - практические конференции

учащихся по химии

Конференции учащихся как особая форма внеурочных массовых мероприятий имеют свои особенности. Основной элемент конференции - доклады и сообщения учащихся. Они могут сопровождаться демонстративными экспериментом.

Научно - практические конференции учащихся важная составная часть в системе внеурочной работы. Содержание своих сообщений на конференции учащиеся черпают в значительной мере из научно - популярной литературы, поэтому уровень выполняемых работ намного выше.

Конференции могут быть посвящены или отдельным темам школьного курса химии или вопросам, выходящим за пределы школьной программы, но представляющим достаточно широкий интерес.

Некоторые конференции целесообразно проводить совместно с учителями других дисциплин.


Домашние опыты и эксперименты, наблюдения.

Развитие самостоятельности и познавательного интереса учащихся к химии может осуществляться при выполнении ими домашней работы. В домашние задания целесообразно включать элементы исследования, проведение - мысленного эксперимента или выполнение эксперимента, который возможен в домашних условиях.

При подборе домашнего задания нужно исходить их того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным.

Внеурочная деятельность - это особая форма взаимовоздействия учителя и ученика. Это такое взаимодействие, когда учащийся может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное «я». Это процесс сотрудничества, сотворчества учителя и ученика.

Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют высокий познавательный интерес к предстоящей работе.

Постановка целей и задач всегда учитывает потребность учащихся к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажде познания нового. Если учитель создает условия для удовлетворения таких потребностей, то учащиеся с интересом включаются в работу.

В развитии познавательного интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.

Мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности, и поэтому непрочны. Мощным «детонатором», который помогает им проникнуть внутрь, а там «взорваться», превратившись затем в убеждения, является познавательный интерес. Важно искать средства, которые бы вовлекли ученика в работу.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

- привлечение учащихся к целям и задачам;

- возбуждение интереса к содержанию повторяемого или вновь изучаемого материала;

- включение учащихся в интересную для них форму работы, например, в эксперимент или проектно-исследовательскую деятельность.

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация. Общеизвестно три основных мотива, побуждающих школьников учиться:

- интерес к предмету (я изучаю предмет не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса - это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.

- сознательность (занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).

- принуждение (я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.

В отличие от других стимулов, познавательный интерес в очень высокой степени повышает эффективность изучения предмета, активизирует познавательную деятельность учащихся. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу того имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже познавательный интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.

План внеурочной деятельности составляется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и может включать:

- план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов, детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.;

- план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по учебным предметам программы основной школы, предметные недели и т. д.);

- план организационного обеспечения учебной деятельности (ведение организационной и учебной документации, организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.);

- план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);

- план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся).

При планировании внеурочной деятельности используются регулярные и нерегулярные занятия.

К регулярным занятиям относятся: секции, клубы (поисковый, дискуссионный, интеллектуальный, туристический, экологический и пр.), кружки, студии, мастерские, регулярные занятия в центрах (медиацентр, редакционная коллегия), занятия в детских общественных объединениях, классные часы и пр. Регулярность предполагает организацию занятий с определенной частотой, не обязательно еженедельно.

Нерегулярные занятия: походы выходного дня, экскурсии, экспедиции, турниры, конкурсы, предметные недели, праздники, презентации, акции, линейки, фестивали, марафоны, концерты, спектакли, игры (спортивные, интеллектуальные, деловые и пр.), социальная практика, проекты).

Разрабатываются рабочие программы на основе отбора задач, ориентированных на достижение школьниками планируемых результатов, в первую очередь личностных и метапредметных. Это означает, что результаты «на выходе» определяют содержание «на входе», а не наоборот. В связи с этим алгоритм действий по разработке рабочих программ курсов внеурочной деятельности включает следующие основные этапы:

1) определение целей и планируемых результатов;

2) отбор, структурирование учебного материала (дидактические единицы содержания обучения) и разработка процессуальной стороны обучения;

3) планирование учебно-методического и материально-технического ресурсного обеспечения.

На первом этапе определяем цели и планируемые результаты, то есть отвечаем на вопросы: чему мы хотим научить учащихся, чему мы сможем научить, чему они научатся без наших усилий. При этом важно понимать, что достижение планируемых результатов возможно, если в ходе их планирования хотя бы в некоторой степени учитывается мнение учащихся. Затем проектируем содержание обучения, то есть отбираем и структурируем учебный материал, освоение которого в ходе специально организованной внеурочной деятельности учащихся обеспечит достижение планируемых результатов. При этом акцент делается не на совокупности сведений, а на формах и процедурах усвоения учебного материала школьниками. И только после этого можно приступать к планированию учебно-методического и материально-технического ресурсного обеспечения.

В ходе разработки рабочей программы курсов внеурочной деятельности необходимо руководствоваться требованиями ФГОС к ее структуре. В соответствии с этими требованиями структура рабочей программы курса внеурочной деятельности включает в себя следующие разделы:

- результаты освоения курса внеурочной деятельности;

- содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

- тематическое планирование.


По сути, в стандарте представлен сокращенный вариант структуры рабочей программы, так как структура любой образовательной программы определяется структурой педагогического процесса, который включает следующие компоненты:

- целевой (цели и задачи курса);

-содержательный (совокупность знаний, формируемых ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения);

-деятельностный (формы, способы, средства организации и осуществления образовательного процесса, направленного на реализацию целей и задач курса;

-результативный (планируемые результаты курса);

-ресурсный (кадровые, учебно-методические и материально-технические условия).


Следовательно, кроме указанных в стандарте разделов рабочая программа курса внеурочной деятельности может иметь и дополнительные разделы, например, пояснительную записку, общую характеристику курса внеурочной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения и др. Пояснительная записка, как правило, содержит общую характеристику программы, цели и задачи реализации курса внеурочной деятельности.

В общей характеристике программы необходимо описать ее тип и отличительные особенности. Существуют разные типы программ курсов внеурочной деятельности: линейные и нелинейные (модульные), тематические и комплексные, предметные и надпредметные. Д. В. Григорьев и П. В. Степанов в соответствии с тремя уровнями воспитательных результатов предложили собственную типологию программ курсов внеурочной деятельности: комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от результатов первого к результатам второго и третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; тематические образовательные программы, направленные на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности, (например, программа экологического воспитания, программа воспитания толерантности и т. п.) образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня; образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастные образовательные программы для младших школьников, подростков и старшеклассников; индивидуальные образовательные программы внеурочной деятельности.

Значительное количество затруднений при разработке программ курсов внеурочной деятельности возникает при формулировании цели и задач.


В соответствии с требованиями стандарта цель рабочей программы курса внеурочной деятельности формулируется на основе конкретизации общей цели начального, основного или среднего общего образования с учётом специфики курса внеурочной деятельности и образовательных запросов учащихся. Она должна быть однозначно понимаема и диагностируема.

Задачи формулируются на основе конкретизации цели. Они показывают, что необходимо сделать для того, чтобы достичь цель. Задачи прописываются в определенной последовательности. При формировании задач можно воспользоваться следующей классификацией:

- мотивационные (создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, включить в активную познавательную деятельность, ситуации успеха);

- обучающие (формировать специальные знания, умения, удовлетворить образовательные потребности);

-развивающие (развивать активность, самостоятельность, предприимчи-вость и др.);

-социально-педагогические (формировать общественную активность);

- эстетические (формировать культуру поведения, умение ценить красоту);

- оздоровительные (формировать здоровый образ жизни).


В соответствии с требованиями ФГОС и поставленными в программе курса целью и задачами в специальном разделе формулируются планируемые результаты (обязательные и желаемые).

Это могут быть личностные результаты (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности), и (или) метапредметные результаты, предполагающие освоение и использование учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных) и межпредметных понятий для решения значимых для них проблем (познавательных, коммуникативных, нравственных и др.), неизбежно возникающих в процессе изучения социального опыта.

Исходя из этого, планируемые результаты курса внеурочной деятельности формулируются как приобретенные учащимися возможности или способности в решении значимых для них проблем с учетом мотивационной составляющей, которая определяется соответствием планируемых результатов возрастным особенностям и образовательным потребностям учащихся. Каждый результат конкретизируется и детализируется до необходимого уровня операционализации, то есть таким образом, чтобы его достижение можно было измерить. Например, обязательными результатами курса внеурочной деятельности могут быть «способность находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)», «способность готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением», «способность преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем)», а желаемыми - «способность работать в команде. Продуктивно взаимодействуя с взрослыми и своими сверстниками», «умение вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания» и др.

В чем заключаются особенности проектирования содержания курса внеурочной деятельности?

Теперь рассмотрим особенности проектирования содержания курса внеурочной деятельности в соответствии с целями и планируемыми результатами обучения, общедидактическими принципами и критериями. Как правило, разработчики программ при отборе содержания ориентируются на такой его компонент, как учебная информация. Однако в соответствии общими теоретическими установками, согласно которым содержание образования предопределяется структурой объекта изучения и структурой деятельности, и требованиями ФГОС в содержание курса внеурочной деятельности необходимо включить:

- краткое описание объекта изучения (учебный информационный) материал);

- основные виды (способы) внеурочной деятельности обучающихся, посредством которых, они будут осваивать учебный (информационный) материал, применяя универсальные учебные действия и межпредметные понятия;

- формы организации образовательного процесса, соответствующие возрастным и психологическим особенностям детей.


Отбор содержания возможно производить, руководствуясь следующими критериями:

- отражение в содержании образования основных компонентов социального опыта, перспектив его совершенствования, задач разностороннего развития личности;

- выделение главного и существенного в содержании образования, то есть отбор наиболее необходимых, универсальных, перспективных элементов;

- соответствие возрастным возможностям обучающихся;

- соответствие количеству часов, отведенному на изучение данного курса;

- учет отечественного и международного опыта формирования содержания программ;

- соответствие содержания имеющейся учебно-материальной и методической базе школы с учетом реальных перспектив ее развития.


Особое внимание следует уделить фиксации и структурированию отобранного содержания с учетом его деления на инвариантное и вариативное. В настоящее время, существуют разные методы фиксации и структурирования инвариантного и вариативного содержания учебных курсов. Что касается внеурочной деятельности, ориентированной на достижение личностных и метапредметных результатов, то в качестве основной структурной единицы содержания могут выступать конкретные учебно - познавательные или учебно-практические задачи, решение которых предполагает не только освоение учащимися определенного учебного материала, но и выполнение мета-деятельности, связанной со специфическими действиями по оценке и самооценке, рефлексии, упорядочиванию собственных впечатлений, самостоятельному принятию важных решений и др.

В рабочей программе содержание следует представить в компактном и наглядном виде, например, в таблице:


Учебно-познавательные и учебно-практические задачи

Учебный материал


Виды внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Раздел 1. …


Тема 1. …



(указывается перечень дидактических единиц)





Обязательным разделом программы курса внеурочной деятельности является тематическое планирование, которое представляет собой ориентировочное распределение учебных часов по разделам и темам курса, объединяющих ряд дидактических единиц соответствующего раздела, рассчитанных на изучение в течение нескольких занятий.

Оформлять его рекомендуется в виде таблицы

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

Раздел 1

Тема 1





Тема 2






Требования к программам внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности должна содержать следующие структурные элементы:

  • Титульный лист

  • Пояснительная записка

  • Общая характеристика курса

  • Личностные и метапредметные результаты освоения курса

  • Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;

  • Содержание курса внеурочной деятельности

  • Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса.


На титульном листе программы внеурочной деятельности необходимо указать:

  • наименование ОУ;

  • где, когда и кем утверждена программа;

  • название программы внеурочной деятельности;

  • направление внеурочной деятельности, в рамках которого предполагается реализовать данную программу;

  • возраст детей, на которых рассчитано содержание внеурочной деятельности;

  • срок реализации;

  • Ф. И. О., должность автора (авторов);

  • год разработки.


В пояснительной записке к программе внеурочной деятельности обучающихся не­обходимо раскрыть следующие вопросы:

  • актуальность (педагогическая целесообразность) программы внеурочной деятельности - ори­ентация на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школь­ников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ;

  • цель и задачи программы внеурочной деятельности. Цель должна соответствовать требовани­ям к личностным результатам, установленным ФГОС. Задачи должныраскрывать логику достижения цели при организации практической деятельности обучающихся;

  • формы и режим занятий.


Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Результаты необходимо описать на трех уровнях: личностные, метапредметные и предметные. Ожидаемый личностный результат должен соответствовать целям внеурочнойдеятельности. Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (по­знавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающиеовладение ключевыми компе­тенциями, составляющими основу умения учиться.

Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности включают в себя:

- специфические знания, умения и навыки по изготовлению определенного продукта (открытию социально-культурного знания);

- опыт самостоятельной деятельности обучающихся по изготовлению специфического продукта (проектирование изменений социально-культурного знания);

- опыт презентации индивидуального продукта.

Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется по итогам участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ. Обязательное количество таких сертификационных испытаний не должно быть больше четырех за учебный год.

Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. п. Перечень ведения мероприятий должны быть прописаны заранее. По каждому направлению внеурочной деятельности за учебный год должно пройти не менее четырех мероприятий на уровне ОУ.

Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности должен содержать перечень разделов и тем, количество часов по каждому разделу и теме с разбивкой натеоретические и практические виды и формы организации занятий.

Содержание программы представляет собой краткое описание каждой темы с выделением подлежащих освоению основных понятий и видов деятельности обучающихся. Возможноописание организации деятельности учащихся по формированию УУД. (В календарно-тематическом планировании мероприятий, реализуемых в рамках внеурочной деятельности, должныбыть указаны: название и форма мероприятия, сроки проведения, видов деятельности обучающихся и предполагаемый результат).

В разделе «Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса» указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень технических средств обучения, демонстрационные печатные пособия, экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы,учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т.д.)

Приложения оформляются по желанию составителя программы. В эту часть программы можно поместить краткие методические рекомендации по организации и проведению игр, бесед,походов, экс­курсий, конкурсов, конференций, лабораторных и практических работ, по постановке экспери­ментов или опытов и т. п.; дидактический и лекционный материал, методики исследовательских работ, тематика опытни­ческой или исследовательской работы и т. п.


4. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности.

4.1. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

- оценку достижений учащихся (портфолио обучающегося);

- оценку эффективности деятельности ОУ.

4.2. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется на трех уровнях:

- представление коллективного результата деятельности группы обучающихся в рамках одного направления (результаты работы кружка, детского объедения, системы мероприятий и т. п.);

- индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на осно­вании экспертной оценки личного портфолио;

- качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям вне­урочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.


Положение о Рабочей программе по внеурочной деятельности


1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с

-Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ);

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897) с изменениями (Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)»;

- Письмом Минобрнауки РФ от 19.04.2011 № 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;

- Письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960 и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ внеурочной деятельности основного общего образования.

1.2.Рабочая программа (далее – Программа) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание внеурочной деятельности.

1.3.Цель рабочей программы – создание условий для развития личности и раскрытие творческого, познавательного, физического потенциала обучающихся по определенному курсу внеурочной деятельности.

1.4. Функции рабочей программы:

- нормативная: является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

- целеполагания: определяет уровень соответствия требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы, установленным ФГОС;

- определения содержания образования: фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающихся (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

- процессуальная: определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

- оценочная: выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.


2.Технология разработки рабочей программы.

2.1. Рабочая программа составляется учителем, педагогом дополнительного образования или другими педагогическими работниками по определенному курсу самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ внеурочной деятельности, также педагогический работник может использовать авторскую программу внеурочной деятельности без изменений.

2.2.Рабочая программа составляется на конкретный класс на учебный год.

2.3.Рабочая программа должна быть рассчитана на школьников определённой возрастной группы.

2.4. Содержание программы формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организаций, отличных от урочной системы обучения, таких как кружки, творческие объединения, секции, клубы и т.д.


3.Структура рабочей программы внеурочной деятельности

3.1. Структура Программы является формой представления курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

- Титульный лист.

- Пояснительная записка

- Планируемые результаты курса.

- Учебно-тематический план

- Календарно-тематическое планирование.

- Методическое обеспечение.


3.2. Титульный лист – структурный элемент программы , который должен содержать следующую информацию:

 название ОУ;

 название программы;

 направление развития личности школьника (спортивно оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, художественно-эстетическое (общекультурное и т.д.);

 класс;

 автор (если имеется);

 составитель и его квалификационная категория;

 учебный год;


3.3. Пояснительная записка должна содержать:

- нормативно-правовую базу;

- цель реализации программы курса;

- задачи реализации программы;

- актуальность и перспективность курса;

- возрастную группу обучающихся, на которых ориентированы занятия;

- объём часов, отпущенных на занятия;

-формы и методы работы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.);

- режим занятий.

3.4. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.

- Результаты необходимо описать на трех уровнях:

- Личностном,

-метапредметном,

- предметном.

Ожидаемый личностный результат должен соответствовать целям внеурочной деятельности.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

К предметным результатам обучающихся относится опыт специфической деятельности по получению продукта ( нового знания), его преобразованию и применению.

Результативность освоения программы определяется на основе участия школьников в конкурсных мероприятиях или выполнения творческих работ.

Обязательное количество такого рода сертификационных испытаний не должно превышать 4-х за учебный год.

Формами подведения итогов, освоения программы внеурочной деятельности являются выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.


3.5. Учебно-тематический должен содержать:

- перечень основных разделов, блоков, тем программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

- количество часов по теме с разбивкой на теоретические и практические занятия.

- Учебный план должен быть представлен в форме таблицы:

- разделы программы;

- темы занятий,

- формы проведения занятий;

- количество часов

- даты проведения по плану и по факту;

3.7. Информационно-методическое обеспечение:

- дополнительная литература;

- цифровые образовательные ресурсы.


4. Делопроизводство по рабочей программе внеурочной деятельности

  • Лист формат А4.

  • Шрифт TimesNewRoman.

  • Размер 12.

  • Заголовки –жирный шрифт.

  • Межстрочный интервал 1.

  • Поля (обычные: 2 см, 3, см, 2 см, 1,5 см).

  • Печать односторонняя.

  • Нумерация страниц произвольная (без титульного листа).

  • Документ прошит (на последней странице указано количество, пронумерованных и прошитых страниц).

  • В электронном виде программа содержит следующие файлы (указать названия файлов): ТЛ (скрин), ПЗ, ПЛАН. РЕЗУЛЬТ УТП, КТП, УМК.

  • Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование представляются в виде таблицы.

  • Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием названия издательства, года выпуска, количества страниц.


5.Экспертиза и утверждение рабочей программы

внеурочной деятельности

5.1. Рабочая программа внеурочной деятельности подлежит экспертизе.

Сначала она рассматривается на заседании школьного методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта, а также миссии, целям, задачам образовательной организации, зафиксированным в образовательной программе. Решение ШМО учителей отражается в протоколе заседания, а на первой странице рабочей программы ставится гриф согласования.

5.2. Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет ее соответствия учебному плану образовательной организации и требованиям государственных образовательных стандартов с целью определения степени готовности к принятию ее педагогическим советом центра образования.

5.3. Педагогический совет принимает рабочую программу по предмету.

5.4. Директор утверждает рабочую программу по внеурочной деятельности, ставит гриф утверждения на титульном листе.


6. Хранение рабочих программ внеурочной деятельности

Рабочая программа по предмету хранится в центре образования в течение 5 лет с момента ее разработки на бумажном и (или) электронном носителе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!