Доклад на методическое объединение
первой ступени по теме
«Формирование навыка чтения
в период обучения грамоте»
Подготовили:
Кудряшова Р.Л.
Олифер А.Е.
Март 2018 год
Навык чтения - автоматизированное умение озвучивать, воспринимать печатный текст, осознавать идейно-художественное содержание воспринимаемого произведения и вырабатывать собственное отношение к читаемому.
Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий:
1. При формировании навыка необходимо опираться на развитии таких важнейших психологических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.
2. Навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.
3. Занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к чтению и к книге вообще.
4. Формирование полноценного навыка чтения необходимо рассматривать как задачу не только специального урока – урока чтения, но и как одну из задач других уроков.
Обучение чтению должно учитывать психологические особенности становления этого вида речевой деятельности. Учащиеся в процессе обучения чтению должны получать ощутимые результаты. Это помогает поддерживать желание и мотивированность учеников на овладение иностранным языком. чтение представляет собой деятельность, которая воспитывает, изменяет и формирует личность читающего. Это, однако, возможно при условии, если чтение внутренне мотивированно, что в свою очередь ведет к овладению умениями и навыками, позволяющие осуществлять процесс чтения. В таком случае значительно возрастает интенсивность образовательного и воспитательного воздействия. Получение ощутимых результатов чтения имеют ценность не только сами по себе, но и это создает более благоприятные условия для решения в полной мере воспитательных и образовательных задач.
Основными характеристиками навыка чтения являются четыре его качества: правильность, беглость, осознанность и выразительность:
- правильность - плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого;
- беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту);
- осознанность чтения - понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному;
- выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Процесс овладения чтением носит поэтапный характер. Сначала ребёнок овладевает звуко-буквенными отношениями в изолированном положении: за буквой закрепляется типовое звучание. Ребёнок учится устанавливать связь между звуком устной речи и его графическим образом- буквой. Однако в слове буквы обозначают несколько иные звуки, отличные от тех, которые они обозначают в изолированных позициях. Поэтому основная задача на следующем этапе обучения технической стороне чтения- овладение навыком слогослияния. При чтении опорой для звукослияния служит гласный звук, который выполняет функцию слогослияния и определяет произношение предшествующего согласного звука. В этом процессе и немаловажную роль играет фонематическое восприятие. На третьем этапе овладения чтением аналитически выделенные в слове слоги ребёнок синтезирует в целое слово.
Вывод: трудности овладения навыком правильного чтения у умственно отсталых детей обусловлены сложностью механизма чтения и недостаточностью аналитическо-синтетической деятельности у умственной отсталых детей, слабой организацией их произвольной деятельности, нарушениями психомоторики и сенсорных процессов в виде недостатков артикуляции, фонематического восприятия, зрительного, слухового восприятия, двигательной сферы, межанализаторных связей (зрительно-моторной, слухо-моторной, речедвигательной координации), серийной организации деятельности.