СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на МО "Особенности овладения навыками чтения в 1 классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на МО в 1 классе. Тема "Особенности овладения навыками чтения в 1 классе"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на МО "Особенности овладения навыками чтения в 1 классе"»







Доклад на методическое объединение

первой ступени по теме

«Формирование навыка чтения

в период обучения грамоте»













Подготовили:

Кудряшова Р.Л.

Олифер А.Е.





Март 2018 год



Навык чтения - авто­матизированное умение озвучивать, воспринимать печатный текст, осознавать идейно-художественное содержание воспринимаемого произведе­ния и вырабатывать собственное отношение к читаемому.

Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий:

1. При формировании навыка необходимо опираться на развитии таких важнейших психологических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

2. Навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.

3. Занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к чтению и к книге вообще.

4. Формирование полноценного навыка чтения необходимо рассматривать как задачу не только специального урока – урока чтения, но и как одну из задач других уроков.

Обучение чтению должно учитывать психологические особенности становления этого вида речевой деятельности. Учащиеся в процессе обучения чтению должны получать ощутимые результаты. Это помогает поддерживать желание и мотивированность учеников на овладение иностранным языком. чтение представляет собой деятельность, которая воспитывает, изменяет и формирует личность читающего. Это, однако, возможно при условии, если чтение внутренне мотивированно, что в свою очередь ведет к овладению умениями и навыками, позволяющие осуществлять процесс чтения. В таком случае значительно возрастает интенсивность образовательного и воспитательного воздействия. Получение ощутимых результатов чтения имеют ценность не только сами по себе, но и это создает более благоприятные условия для решения в полной мере воспитательных и образовательных задач.

Основными характеристиками навыка чтения являются четыре его качества: правильность, беглость, осознанность и выразительность:

- правильность - плавное чтение без иска­жений, влияющих на смысл читаемого;

- беглость - это скорость чтения, обусловливающая понима­ние прочитанного. Скорость измеряется количеством пе­чатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно коли­чеством слов в 1 минуту);

- осознанность чтения - понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному;

- выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

 

Процесс овладения чтением носит поэтапный характер. Сначала ребёнок овладевает звуко-буквенными отношениями в изолированном положении: за буквой закрепляется типовое звучание. Ребёнок учится устанавливать связь между звуком устной речи и его графическим образом- буквой. Однако в слове буквы обозначают несколько иные звуки, отличные от тех, которые они обозначают в изолированных позициях. Поэтому основная задача на следующем этапе обучения технической стороне чтения- овладение навыком слогослияния. При чтении опорой для звукослияния служит гласный звук, который выполняет функцию слогослияния и определяет произношение предшествующего согласного звука. В этом процессе и немаловажную роль играет фонематическое восприятие. На третьем этапе овладения чтением аналитически выделенные в слове слоги ребёнок синтезирует в целое слово.

Вывод: трудности овладения навыком правильного чтения у умственно отсталых детей обусловлены сложностью механизма чтения и недостаточностью аналитическо-синтетической деятельности у умственной отсталых детей, слабой организацией их произвольной деятельности, нарушениями психомоторики и сенсорных процессов в виде недостатков артикуляции, фонематического восприятия, зрительного, слухового восприятия, двигательной сферы, межанализаторных связей (зрительно-моторной, слухо-моторной, речедвигательной координации), серийной организации деятельности.