Совершенствование компетенций учителя для повышения качества преподавания английского языка в начальной школе
Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.
Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил им помочь. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой - манну небесную, третий- воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух сказал: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».
Сегодня перед нами стоит задача не просто передавать знания и социальный опыт, а и развивать личность ученика. Впервые с личностью ученика учитель иностранного языка встречается во втором классе, когда начинается изучение этого предмета.
Современный мир развивается и меняется - меняются научные знания, технологии и технические системы, применяемые не только на производстве, но и в быту, в сфере досуга человека. Поэтому перед школой встала необходимость учить личность, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеурочную деятельность, формировать готовность осваивать требования образовательной системы. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.
Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов второго поколения призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося.
В документах по модернизации образования записано: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а система ключевых компетентностей в общественно-политической, коммуникационной и информационной сферах». Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе - школьном учителе.
Какой же он, современный учитель? Согласно последним социологическим исследованиям образы успешного учителя глазами учителей и детей отличаются.
Ученики указывают на следующие качества успешного учителя:
- доброжелательность и понимание
-умение терпеть, сдерживаться
- оптимизм
- организованность, активность, энергичность
- умение заинтересовать своим предметом
Как можно заметить, для учащихся более важны личностные качества учителя, то есть если учитель оценен учениками как личность, они будут любить и его предмет.
Педагоги считают главными, в первую очередь, профессиональные качества:
-знание предмета
- умение доходчиво объяснять материал
- владение различными педагогическими приемами
- успехи учеников
- стремление к новациям в обучении
Учитель хочет быть отражением современности и проводником нового, осуществлять педагогическую деятельность на высоком уровне, достигать стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Совершенствование профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессио - нального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Формирование профессиональной компетентности проходит через несколько этапов :
самоанализ и осознание необходимости;
планирование и саморазвитие;
самопроявление, анализ, самокорректировка;
самообразование.
От профессиональной компетентности учителя зависит повышение качества преподавания любого предмета, а иностранный язык занимает особое место в системе образования России.
Как нам известно, согласно требованиям ФГОС общего образования, иностранный язык изучается со второго класса. К сожалению, учителя начальных классов не всегда владеют методикой преподавания иностранного языка, и предмет приходится вести учителям иностранных языков, не в полной мере знающих специфику работы и особенности приемов обучения в начальной школе. Непрофессиональная работа может повлечь за собой большие трудности и тяжелые последствия: формирование негативного отношения младших школьников к предмету «Английский язык», недовольство родителей качеством знаний их детей и т.д. Каким бы компетентным ни был учитель, без учебно-методического комплекса, разработанного для начальной школы, не возможно выстраивать методически грамотные, сбалансированные уроки английского языка в начальной школе. Учителям нашего го- рода приходится работать по УМК « Spotlight», которые не всегда могут развивать внимание, мышление и память младшего школьника.
Для развития внимания необходимо использовать фонетические разминки, постоянно менять виды деятельности, чередовать устные и письменные виды работ.
Особенности мышления следует использовать для развития образного мышления через музыкальные паузы, песенки, рифмовки, игры с движениями.
Учитывая особенности памяти (долговременной, оперативной) учителю следует постоянно повторять и расширять содержание коммуникативной темы от урока к уроку, от класса к классу на протяжении всего курса обучения. Двигательная, зритель- ная, слуховая память младших школьников развивается при применении ритмически окрашенных рифмовок с движениями, современный дизайн и яркие рисунки учебников, аутентичные аудиозаписи с шумовыми эффектами, использование ИКТ и т.д.
Учителю английского языка необходимо быть артистичным, так как регулярно приходится призывать учащихся представить какую-либо ситуацию, изобразить что-то, напомнить детям мимикой или жестами слово или выражения, выделить нужное слово голосом, прописать букву или слово в воздухе.
Музыкальность присутствует также на каждом уроке, ведь мы поем, хлопаем в ладоши, стучим ритм и даже показываем элементарные танцевальные движения.
Мы проявляем педагогическую мудрость, терпеливость и доброжелательность - ведь иногда ребенок попадает в трудные или комические ситуации, поэтому необходимо постоянно помнить, что результат обучения младших школьников требует длительного времени, и работа будет приносить свои положительные результаты только при активной и грамотной работе с родителями и в тесной связи с учителем начальных классов.
И каковы бы ни были качества преподавателя, важно особо выделить самоконтроль и самооценку как главные составляющие портрет современного учителя. Ежедневно, давая самому себе оценку, мы задаем себе вопросы: - Достигнуты ли цели урока? - Выполнены ли основные задачи урока? - Достаточно ли разнообразны приемы работы? - Соблюдался ли баланс устных и письменных видов работы? - Использовались ли дифференцированные задания на уроке? - Каков мой стиль поведения и отношения к учащимся? Какие бы вопросы себе не задавали, в конечном результате каждый учитель вырабатывает свой стиль работы и, самое главное, чтобы итог его работы был успешен.
Подтверждением успешной работы учителя, отражением его профессиональной компетентности является портфолио учителя, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиона- льной компетентности.
В обновленной школе должны работать учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развитие школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя –помочь ребятам найти себя в будущем, самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. И если это учителю удастся- профессионализм его достиг совершенства.
27 ноября учителя английского языка нашей школы принимали коллег города на заседание своего методического объединения, тема которого «Совершенствование компетенций учителя для повышения качества преподавания английского языка в начальной школе» является очень актуальной.
Теоретическую часть подготовила руководитель МО учителей английского языка школы Руденко И.А., учитель высшей категории.
Своим опытом работы с младшими школьниками при обучении чтению поделилась Миронович И. П., учитель высшей категории .
О своих педагогических находках при обучении письму на уроках английского языка в начальной школе рассказала молодой педагог Приймак С. В.
Коллеги из всех школ города с интересом слушали выступающих и активно участвовали в работе.
В завершении заседания учителя нашей школы поблагодарили гостей за участие и поделились своими разработками.