СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педагогический совет

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогический совет

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогический совет»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02

ул. Школьная, 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru








«Формирование мотивации учения школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики»











Учитель математики:

Селифонкин Д.Н.






2021







        Одно из направлений подготовки умственно отсталых обучающихся к самостоятельной жизни – обучение математике.

     Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Поэтому я прежде, чем приступить к самой теме, должна выяснить, какие именно особенности усвоения математических знаний, умений и навыков имеются у обучающихся.

          Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо хорошо изучить состав обучающихся, особенности его поведения, потенциальные возможности, с тем, чтоб наметить пути включения его в работу.

Начиная свою педагогическую деятельность, я да­леко не всегда уделял должное внимание мотивации обуча­ющихся. Часто, сам того не осознавая, считал, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. На практике убедился в том, что заставить можно, но какой ценой… Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, методисты, психологи. Поэтому и придумывают учителя различные «завлекалочки» на уроках – игры, презентации, викторины и т.д.

Для разных ребят учебная деятельность имеет различный смысл. Выявить характер мотивации, смысла учения для школьника – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с этим школьником.

Причина спада школьной мотивации:

  • У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

  • Отношение ученика к учителю.

  • Отношение учителя к ученику.

  • Личная значимость предмета.

  • Умственное развитие ученика.

  • Продуктивность учебной деятельности.

  • Непонимание цели учения.

  • Страх перед школой.

Таким образом, проанализировав все эти проблемы, я пришел к выводу, что проблема формирования учебной мотивации будет существовать всегда.

И чтобы замативировать обучающихся на получение необходимых для жизни в социуме математических знаний, необходим  дифференцированный и индивидуальный  подход в обучении, или  дифференциация обучения, рассматривающаяся как возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса.

При этом под типологическими индивидуально-психологическими особенностями понимают такие особенности учеников, на основании которых их можно объединить в группы.

В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения:

  • уровневую;

  • профильную.

Уровневая дифференциация - это такая организация обучения, при которой школьники имеют возможность и право усваивать содержание обучения на различных уровнях глубины и сложности.

Профильная дифференциация содержания образования направ­лена на подготовку обучающихся к продолжению образования в избран­ной специализации, будущей профессиональной деятельности.

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход.

Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым обучающимся, предупреждение неуспеваемости обучающихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств.

          Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.

Индивидуальный подход необходим умственно отсталым школьникам, независимо от их успехов в учебе. Нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников, им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к учению.

Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как умственно отсталые школьники в силу неоднородности дефекта имеют разные учебные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.

         Условия формирования интереса: 

  • Вовлечение обучающихся в процесс «открытия» новых знаний.

  • Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразие быстро вызывает скуку.

  • Для проявления интереса необходимо понимание необходимости, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

  • Чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интереснее.

  • Обучение должно быть трудным, но посильным.

  • Чем чаще оценивается труд обучающегося, тем интереснее ему работать.

  • Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.


Приемы создания мотивации разнообразны, но все они, как правило, имеют интерактивный характер. Приведу некоторые из них, которые я использую на своих уроках:

-часто десятичные и обыкновенные дроби приходится переводить в рубли и копейки.

- использование занимательного сюжета - Особенно он оправдан в среднем звене, где в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет. Я использую на своих уроках занимательные задачи, фокусы с числами, задания типа «найди ошибку»; ввожу героев из мультфильмов, сказок; неплохим приемом при повторении материала является «игра в мяч», я использую его при повторении таблицы умножения в 5-6 классе.

- ролевой подход - в этом случае ученику предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма либо решение задачи с предварительным практическим заданием, которое ученик может выполнить на уроке (измерить длину и ширину класса, крышки парты для определения периметра или площади прямоугольника. Найти вертикальные, горизонтальные, наклонные, параллельные, перпендикулярные линии в окружающем пространстве). Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью.

«Представьте, что у вас есть небольшая фирма по выдаче напрокат видеофильмов…», «Представьте, что вы стали директором завода…», «Представьте, что вы пришли на день рождения» и т.д.

- игры я использую на различных этапах урока: при опросе, при закреплении новой темы(КВНы, Викторины с элементами занимательной математики, Путешествия (во времени, в космос), уроки с использованием героев сказок, анимированные презентации для решения задач на движение). Игровая форма оптимизирует все формы внутри урочной коммуникации: ученик-учитель, ученик-информация, ученик-ученик. Мне с помощью игры легче мотивировать обучающихся на изучение материала, проще поддерживать познавательную активность во время урока. Наконец, ученик получает информацию на том уровне, который ему по плечу. Это гарантирует ситуацию успеха каждому ребёнку.

Приведенные приемы создания мотивации далеко не исчерпывающие, однако и они позволяют понять, что интерактивные формы обучения предполагают, прежде всего, заинтересованность обучающихся в усвоении предлагаемого учебного материала.

Так же, я считаю, что для увеличения мотивации обучения необходимо применение информационных технологий. Они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам; активизируют познавательную деятельность обучающихся; осовременивают урок.

Вывод: для формирования мотивации учения школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики необходим  дифференцированный и индивидуальный  подход в обучении. Необходимо применять различные приемы, формы и методы обучения (игры, загадки, устный счет, историю математики, ребусы, задания на смекалку, игры, тесты, использовать практическую работу с изготовлением фигур из бумаги), формирующие положительную мотивацию детей, способствующие развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности, а так же активно применять информационные технологии.



 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!