Казённое общеобразовательное учреждение Орловской области «Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
303140 Россия, Орловская область, г. Болхов, ул. Генерала Белова 82. Тел. 2-39-44;
2-34-10 факс (8-486-40)2-34-10; e-mail: [email protected]; сайт: http://kouoo-bolhovshkola.ru/10
Доклад на педагогическое чтение по теме: «Формирование трудовых приемов и методов на уроках сельскохозяйственного труда как средство адаптации учащихся коррекционной школы в социуме»
| Подготовила: учитель сельскохозяйственного труда Федина Р. А. |
Болхов, 2019 г.
Содержание
Введение | 2 |
Основная часть | 3 |
Примеры дидактических игр | 5 |
Обобщение знаний в развлекательной форме | 6 |
Описание практического урока «По следам Робинзона» | 7 |
Заключительная часть | 8 |
Литература | 11 |
Введение.
Трудовое обучение является одной из основных задач коррекционной школы VIII вида. Проблема трудового воспитания и обучения детей с недостатками интеллектуального развития представляет собой одну из наиболее значимых областей знаний, разрабатываемых коррекционной педагогикой и психологией.
Научное обоснование этой проблемы связано, прежде всего, с именем Л. С. Выготского. Он рассматривал ее как неотъемлемую часть программы социализации личности ребенка с нарушениями интеллекта, и подчеркивал, что организованный особым образом труд такому ребенку обеспечивает все: общение, речь, сознание.
В трудовом обучении умственно отсталых школьников, как в обучении общеобразовательным предметам, проявляется большой разброс уровней способностей учащихся. У одних больше нарушено восприятие, мышление, формирование знаний, но относительно сохранены моторика, работоспособность, волевые качества, сформировалось устойчивое положение отношение к труду. У других наблюдаются иные сочетания нарушенных и относительно сохраненных свойств трудовой деятельности. Таким образом, в оценке результатов трудового обучения необходимо исходить из разных уровней минимальных требований к результатам обучения. Проблема состоит в том, что у умственно отсталого школьника отсутствует резкий переход, граница между относительно сохранным и глубоко нарушенными профессионально важными качествами.
Основой эффективного трудового воспитания является осуществление следующих задач:
- формирование положительного отношения учащихся к труду;
- воспитание понимания необходимости участия в труде;
Трудовая деятельность наиболее эффективно способствует развитию личности умственно отсталых школьников.
Основная часть.
В процессе труда у них формируются такие ценные черты личности, как коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость, самостоятельность. В процессе труда, осуществляемого под руководством и направляющим воздействием учителя, у умственно отсталых школьников происходят значительные сдвиги в умственном развитии познавательных, учебных, общественных и иных потребностей и интересов.
Демор, придававший большое значение ручному труду в условиях вспомогательной школы писал: «Ручной труд побуждает инициативу, заставляет работать мозг, побуждает внимание и желания и регулирует проявления воли. Таким образом, является важным орудием для развития интеллекта и для прочного усвоения различных знаний». Он же подчеркивал, что «учитель, занимающийся обучением умственно отсталых детей, должен уметь преподавать ручной труд».
Изготовление общественно полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий повышают интерес к работе, активность, способствуют формированию у детей социальных мотивов деятельности.
Формирование положительного отношения умственно отсталых учеников к своей будущей профессии, к доступным видам труда часто осложняется тем, что они завышают свои возможности. Таким образом, формирование у учащихся правильного понимания своих возможностей и должного отношения к доступным видам труда становятся средством воспитания нравственных качеств учащихся. Большое внимание уделяли ручному труду первые организаторы коррекционных школ в России.
Во вспомогательной школе-санатории профессора В. П. Кащенко ручному труду уделялось исключительно большое внимание. «Ручной труд, — писал В.П. Кащенко, — имея важное педагогическое и профессиональное значение, должен занять первенствующее значение среди остальных предметов, он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на дефективного ребенка».
Трудовая деятельность умственно отсталых школьников характеризуется глубоким своеобразием, обусловленным особенностями их психофизического развития. Как известно, познавательные процессы у умственно отсталых школьников недостаточно развиты и обнаруживают существенные отклонения от нормы. Это накладывает большой отпечаток на их трудовую деятельность, которая состоит не только из практических, но и познавательных действий. От развития этих познавательных действий зависят характер и результаты трудовой деятельности.
Большое влияние на трудовую деятельность умственно отсталых школьников оказывает то, что их восприятие является недостаточно аналитическим. В ряде случаев это приводит к тому, что трудовые действия выполняются учащимися без учета пространственных связей и отношений между отдельными деталями, без предварительного установления порядка и последовательности действий.
Сознательная трудовая деятельность невозможна без запоминания, без привлечения прошлого опыта. Без работы памяти невозможно усвоение новых знаний, формирование трудовых навыков и умений и их использование в самостоятельной работе.
Как показали исследования Л. В. Занкова, П. И. Зинченко, А. А. Смирнова и др., процессы памяти или включены в определенную деятельность, или сами выступают как особая форма деятельности. В обоих случаях они непосредственно связаны с целью, направленностью, мотивами и способами деятельности. Поскольку эти компоненты деятельности формируются у умственно отсталых школьников в аномальных условиях, процессам памяти (как и другим познавательным процессам) у умственно отсталых школьников присущ ряд особенностей.
Одной из основных особенностей памяти умственно отсталых детей является то, что она у них слабее, чем у нормальных детей.
Другой важной особенностью памяти умственно отсталых школьников является отсутствие существенных различий между продуктивностью непреднамеренного и преднамеренного запоминания. У нормальных школьников эти различия больше.
Я работаю учителем сельскохозяйственного труда в коррекционной школе 8 вида и считаю, что одна из основных задач преподавателя сельскохозяйственного труда является воспитание в детях любви к родной земле, уважения к труду и людям труда. Знакомлю детей с простейшими сельскохозяйственными приспособлениями и инвентарем, учу рациональным приемам работы, соблюдать правила техники безопасности. Для совершенствования практических умений и навыков включаю в программный материал упражнения для развития мотивации, мелкой моторики рук, глазомера, цветоразличения, которые создают условия для развития памяти, мышления и речи, творческих способностей. Это оказывает положительное влияние на трудовую деятельность детей с проблемами в здоровье, способствует их интеллектуальному развитию. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, дают большой результат. Значение игры на уроке трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Дети узнают много нового, полезного: названия деревьев, цветов, животных, знакомятся с профессией. В своей практике применяю урок-сказку, урок- конкурс, урок-путешествие, урок-игру и т.д. каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний. Применяю дидактические игры.
Игра первая « Отгадай овощи по вкусу».
Задача: закрепить знания детей об овощах, определить их по вкусу; психологическая разгрузка на уроке.
Игровые правила: отгадывать овощи только на вкус, не открывая глаз.
Ход игры: нужно попробовать на вкус, съев кусочек, назвать овощ и рассказать о нем.
Игра вторая « отгадать овощи по запаху», здесь развивается обоняние.
Игра третья: «узнать овощи на ощупь», здесь развиваются тактильные ощущения.
«По признаку подбери название инструмента» - игру провожу при закреплении знаний об инструментах, например, при обработке почвы.
1. Для вскапывания почвы. 1.
2. Для рыхления почвы. 2.

3. Для полива растений. 3.

4. Для окучивания картофеля. 4.

5. Для уплотнения почвы после посева. 5.
Ход игры: играют всем классом. У каждого перфокарты с двумя столбиками окошечек. На одном табло перечислены признаки инструментов по назначению (все признаки пронумерованы). На втором - названия инструментов под номерами, не совпадающими с номером признака, нужное выбрать.
При обобщении знаний об овощах предлагаю такую игру: «каждому овощу - его листву». Даю два набора карточек: 1) с картинками той части растения, которая употребляется в пищу, 2) с рисунками листьев овощей. Задача играющих : соединить овощ и листву.
Игра «Указать стрелками, какие части растения употребляют в пищу», морковь лук картофель щавель помидор
клубни лист луковица плод корнеплод
капуста чеснок огурец свекла редис
Предлагаю урок - игру «По следам Робинзона». Во время путешествия по морю на корабле случилось кораблекрушение, вы попали на необитаемый остров. Случайно у вас в кармане оказались картофелина, жареные семечки, луковица, несколько зерен пшеницы, морковка.
Подумайте и скажите, что вы можете съесть, а что вырастить на острове и какую часть растения употребить в пищу после выращивания.
Зарисуйте растение, которое вы посадили и вырастили, и укажите на нем части растения.
Назначение загадок - средство, развивающее логическое мышление, любознательность, и игровые элементы в учебном процессе. Я задумала слово. Это - название того блюда, которое очень часто готовит ваша мама и в котором много овощей (щи).
Задание: выберите из овощей, лежащих в корзине те, которые обязательно будут присутствовать в этом блюде. Практическую работу 1-2 ученика. Кто может назвать последовательность закладки овощей в щи? Правильный ответ найдем, отгадав загадки:
Прежде чем его съели, все наплакаться успели (лук).
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь).
Лоскуток на лоскутке - зеленые заплатки (капуста).
Неказиста, мешковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель).
Овощное растение - «золотое яблоко» (помидор).
Тематические кроссворды на уроках с/х труда помогают повысить
активность учащихся, развивать их память, наблюдательность, лучшему усвоению материала. Кроссворды предлагаю учащимся индивидуально или всему классу, например, при повторении инвентаря. Использую и кроссворды, составленные на основе загадок. Это оживляет урок, делает его занимательным, развивает у детей интерес к предмету.
Для развития мыслительной деятельности, умения находить общее, выделять только существенное предлагаю такие упражнения, например,
1. Сад – растение, садовник, собака, забор, земля.
2. Лес – охотник, яблоня, дерево, лист, звери.
Так определенное количество рядов, за некоторое время для каждого ряда нужно найти два слова, которые по смыслу ближе других к обобщаемому слову в строке 30-60 сек. Или наоборот несколько рядов слов из пяти слов, четыре из них объединены общим понятием, а одно не подходит для этой группы.
1. Лист, почва, кора, чешуя, сук.
2. Простокваша, молоко, сметана, сыр, сало.
К пословицам обращаюсь на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при его закреплении, во время опроса. Некоторые пословицы применяю с целью объяснить их смысл, например:
«на удобренной земле и оглобля родит»,
Другие – соотнесите житейский смысл: «не сади дерева корнем кверху» и подмеченную природную закономерность: «готовь сено пока солнце сияет».
При изучении тем об овощах применяю разгадывание ребусов.
Применяю упражнения – энергизаторы.
Упражнение на расслабление. Участники сидят по кругу. Ведущий предлагает сесть удобно, расслабиться и представить себя в виде холодного «мороженого», затем «мороженое» начинает таять. Можно использовать следующие образы: идем против ветра, по льду, по горячему асфальту.
Заключительная часть.
В результате применения игровых технологий решается несколько задач обучающего, воспитывающего и коррекционного направления, а также позволяет успешно решать задачи социальной реабилитации детей с проблемами интеллекта.
Наблюдения за деятельностью умственно отсталых школьников показали, что, в отличие от нормальных школьников, они никогда не прибегали к припоминанию способов выполнения повторяющихся действий с целью их рационализации. Умственно отсталые школьники пользовались припоминанием лишь в тех случаях, когда они оказывались перед необходимостью преодолеть повторно одни и те же затруднения.
В трудовой деятельности исключительно велика роль мыслительных процессов. Для того чтобы отобрать необходимые материалы для работы, наметить правильный план действий, контролировать их выполнение, вносить в работу нужные изменения, необходимо использовать анализ, синтез, обобщение и т. д. От развития мыслительных процессов зависит успех выполняемой работы.
Формируясь на основе плохо развитой речи, бедного запаса представлений об окружающей действительности и на фоне общего недоразвития психики, мыслительные процессы умственно отсталых школьников обнаруживают существенные отклонения от нормы. Как показали специальные психологические исследования (И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф, А. И. Липкина, М. В. Зверева и др.), у умственно отсталых детей крайне несовершенны процессы анализа и синтеза.
При отсутствии необходимого направляющего воздействия со стороны учителя умственно отсталые дети относятся к получаемым результатам недостаточно критически. Они не соотносят эти результаты с требованиями задачи и не обращают внимания на содержание и реальную значимость результатов. Так, например, они не подвергают должному сравнению и сопоставлению с имеющимся образцом изготавливаемые ими на уроках труда изделия.
Трудовая деятельность умственно отсталых школьников в значительной степени зависит от особенностей их физического развития.
Учащиеся коррекционной школы значительно отстают от учащихся массовой школы в физическом развитии. Это проявляется у них наиболее ярко при выполнении упражнений и действий, требующих физической силы и быстроты. Эти дети быстро устают, если к сказанному прибавить, что у умственно отсталых школьников не развита ориентация в пространстве и времени, то станет совершенно ясно, какое большое влияние оказывают особенности их физического развития на трудовые действия.
Успешность трудовой деятельности зависит в сильной мере от работоспособности человека. Если человек быстро устает и начатую работу продолжает в неоптимальных условиях, то это не может не повлиять на ее результаты. Было также обнаружено, что продуктивность умственно отсталых учащихся при выполнении различных учебных заданий в два-три раза ниже, чем у нормальных учащихся.
На протяжении урока работоспособность учащихся коррекционной школы сильно меняется. Причем снижение работоспособности наблюдается у них не только в конце урока, но и в начале, и в середине. В начале урока их низкая работоспособность обусловлена неумением мобилизовать себя и взять необходимый темп работы. В середине урока она часто вызывается отсутствием умения преодолевать трудности, настойчиво и самостоятельно добиваться необходимых результатов.
Труд как методический прием является важнейшим средством коррекции, давая возможность осуществлять наглядность обучения в ее наиболее развернутой форме: делания, воспроизведения, моделирования и конструирования
Привычка постоянно оперировать с инструментами и материалами, вскрывать их свойства, устанавливать отношения, создавать определенные материальные ценности в виде тех или иных поделок, видеть использование этих поделок другими - все это ведет к выработке у учащихся прочных трудовых установок.
Литература.
1. Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей вспомогательной школы. М., Педагогика, 1994.
2. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе – М.: Просвещение, 1969.
3. Ковалева Методика обучения труду во вспомогательной школе. М., Педагогика, 1995.
4. Крылов А. М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе. //Дефектология. – 1993. - №5.
5. Кузьмицкая М. И. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М., 1971 г., с. 83-95
6. Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. //Дефектология. – 1986. - №1.
7. Мирских С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М., Просвещение, 1988.
7