СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педагогическом совете

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогическом совете по теме: "Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогическом совете»

«Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения детей с особыми образовательными потребностями».

Технология индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Мне бы хотелось начать свой доклад с краткого рассказа о классе, в котором я преподаю. Итак, речь идет о 6 классе, в котором учатся дети с большим количеством проблем со здоровьем. На сегодняшний день у нас З девочки и 7 мальчиков. У этих детей не только ментальные нарушения, но и большое количество соматических проблем. Расстройства аутистического спектра отмечаются у З (Б., П., К.), синдром Дауна 1 человек (С.), Синдром Вильямса, отягощенный ринолалией (С.), другие дети также страдают сочетанными нарушениями, например С. испытывает большие затруднения, связанные со зрение (птозом). Грубые нарушения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у В. Помимо вышеперечисленных проблем, у всех детей системное недоразвитие речи I-II уровня.

Для эффективной работы я условно разделила учащихся класса на подгруппы по уровням психофизического состояния и возможности усвоения программного материала. К первой подгруппе относятся дети с грубыми нарушениями, нуждающиеся в непосредственной помощи и постоянном контроле (С., В., К.). В обучении этих детей я использую большое количество наглядности для привлечения активного внимания. Выполнение графических работ доступно этой группе лишь методом ”рука в руке”, мы работаем в увеличенной строке по обводке. Арифметические действия ребята выполняют только с помощью калькулятора под контролем и помощью учителя.

В состав второй подгруппы входят ребята (П., Б.), у которых грубо нарушены высшие психические функции, такие как речь, все виды внимания, отмечается также серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы. Эти дети нуждаются в дополнительном контроле при выполнении любых видов деятельности. Для получения наилучшего результата этих детей необходимо во время уроков ограждать от лишних как звуковых, так и тактильных раздражителей. Поэтому на уроках эти учащиеся располагаются за отдельными партами.

С., С., Б. и Ш. относятся к третьей подгруппе. Эти дети могут работать самостоятельно по инструкции. Они могут принимать участие во фронтальной работе, давать краткие односложные ответы у доски и с места. Это наиболее сохранная группа.

Учитывая то, что класс состоит из детей со сложной структурой дефекта, при работе я использую разноуровневый личностно-ориентированный подход, опираясь на технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы, которая базируется на следующих принципах:

1. Непрерывность комплексность коррекционно-образовательной поддержки ребенка в школьном учреждении и семье.

В течение учебного дня в нашей школе проводится большая работа всех специалистов: логопедическая, психологическая, дефектологическая и др. Учащиеся нашего класса получают эту помощь от педагогов школы. Но, благодаря усилиям педагогов коррекционный процесс не прерывен и в не учебное время (каникулы). Ребята посещают занятия в кружках. Также проводится большая коррекционная работа родителей, учителя оказывают большую консультативную помощь семьям. Не только по выполнению ежедневных домашних заданий, но и по индивидуальным запросам.

2. Принцип одной трудности при отборе нового программного материала для образовательной работы.

На каждую четверть я составляю календарно-тематический план с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Так как класс не однороден по своей структуре дефекта, то при составлении календарного планирования учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка.

Поскольку класс разделен на подгруппы, для каждой из которых я подбираю свой образовательный маршрут.

Например, урок: счёт

Тема урока: решение примеров в пределах 20.

подгруппа работает индивидуально под контролем и с помощью учителя, Дети по очереди выходят к доске, составляют пример, затем с помощью калькулятора считают. Ответ не записывают, а выбирают карточку с тем числом, которое получилось. Примеры для составления в пределах 10.

подгруппа списывает примеры с доски, считает с помощью калькулятора и под контролем учителя, затем записывает ответ к себе в тетрадь(Б.); считает на счётах и выбирает карточку с правильным ответом, затем записывает в тетрадь ответ (П.).

Ш подгруппа работает самостоятельно по индивидуальным карточкам, либо по учебнику. Дети самостоятельно решают примеры, либо на счетах(Б., С., Ш.), либо в уме (С.). После выполнения задания учитель проверяет каждую работу и оценивает.

Урок: Письмо

Тема урока: Составление и запись предложений по сюжетным картинкам.

Цель урока: Упражнять в составлении и записи предложений по сюжетным картинкам.

подгруппа работает у доски по очереди. Дети выходят к доске, Учитель называет предложение и просит ребенка выбрать картинку, которая подходит к данному предложению (на выбор З картинки). После этого предложения записываются в тетрадь.

11 подгруппа работает индивидуально, каждый у себя за партой. Детям предлагается картинка. Например, «Девочка читает книгу». Из предложенных слов, учащимся нужно правильно составить предложение. Затем с помощью учителя это предложение записать к себе в тетрадь.

III подгруппа работает самостоятельно. На листочке у каждого ребенка серия картинок. Детям необходимо составить предложения и записать к себе в тетрадь. Затем один из учащихся читает вслух, что у него получилось.

Урок: рууное творчество

Тема урока: Аппликация «Корзина с фруктами»

подгруппа прикладывала уже вырезанные по шаблону фрукты. Затем с помощью учителя приклеивала их.

П подгруппа с помощью учителя вырезала, прикладывала и приклеивала фрукты.

Ш подгруппа самостоятельно после инструкции учителя приступила к работе. Все фрукты самостоятельно вырезали, затем прикладывали, после чего приклеивали.

З. Взаимосвязь соДержательного и операционального компонентов в процессе воспитания.

Каждую четверть учащиеся нашего класса посещают разные музеи и тематические выставки, которые помогают расширить кругозор детей, оказывают большую помощь в социализации наших воспитанников. Также в школе проводятся тематические беседы по основным событиям в нашей стране, и за рубежом.

Ребята нашего класса очень любят принимать участие в школьных праздниках, подготовка к которым является неотъемлемой частью коррекционно-образовательного и воспитательного процесса. При подготовке декораций и костюмов я стараюсь задействовать ребят по возможностям. Например, при подготовке новогоднего праздника мы украшали класс, изготовленными из бумаги снежинками. Яркие элементы новогодних костюмов ребята сами приклеивали. праздник осени мы отметили изготовлением разноцветных осенних листьев и поделок из природного материла. В прошлом году при наступлении весны, мы делали поделки в виде почек и листочков, закрепленных на ветках тополя, которые мы в последствии подарили мамам на день 8 марта.

4.Практико ориентированныи подход в процессе индивидуальной коррекционно - абилитационной работы

Социальный опыт ребенка является результатом социализации и воспитания. В нашем классе все направлено на достижение максимально возможного результата. На уроках и во внеурочной деятельности мы проводим целый спектр воспитательных работ направленных на социализацию ребенка в обществе. Даже элементарные режимные моменты, проводимые в стенах нашего учебного заведения, подготавливают ребенка к жизни в социуме.

Например, я считаю очень важным научить детей использовать носовые платки, салфетки, средства личной гигиены. Обучить детей элементарным навыкам самообслуживания. Особое внимание я уделяю правилам поведения в общественных местах. Перед тем, как отправиться на какое-то мероприятие, я провожу разъяснительную беседу, повторяю правила поведения в общественных местах. Дети с удовольствием и большим вниманием смотрят мультфильмы ” Уроки тетушки Совы”, в которых также поднимаются вопросы правильного поведения. Когда мы проводим экскурсии и тематические прогулки я обращаю внимание ребят на то, что мы живем в обществе, в котором есть правила, нарушать которые нельзя.

5. Ориентировка на потребности личности и максимально возможное снижение зависимости от постороннеи помощи.

В работе с родителями я стараюсь в деликатной форме объяснять, что гиперопека не всегда позитивно влияет на развитие личности ребенка. Что мы должны вместе работать над развитием и закреплением приобретенных навыков самостоятельного выполнения того или иного действия. Например, Федор Воронин испытывает большие трудности с выполнением даже самых элементарных действий самообслуживания и, тем не менее, мы стараемся научить его делать что-то без посторонней помощи. Пусть медленно и не всегда аккуратно, но он уже многие операции делает самостоятельно.

6.Своевременное предупреждение ЭМОЦИОНалЬНО-Сенсорной изолированности: госпитализма и гиподинамии

Для предупреждения гиподинамии, ежедневно мы начинаем учебный день с утренней зарядки. В процессе урока, выполняя физкультминутки мы также делаем небольшие комплексы физических упражнений. Каждую перемену я стараюсь не допускать присутствия детей в классе, мы проводим разные игры в коридоре. В эти игры привлекаются и учащиеся из других классов, что дает дополнительную возможность установления контакта и социализации учеников моего класса.

7 Ориентировка на сензитивные периоДы развития высших психических функций и закономерности формирования основных видов Деятельности

Учитывая сложности в развитии моих учеников, я стараюсь проводить их по пути от простого к сложному. Каждый учебный период я провожу анализ достижений и возможностей своих ребят. Разрабатываю стратегию и тактику для создания полноценной работы с каждым ребенком. Например, в начале учебного года С.не могла самостоятельно писать в тетрадях. Девочка выполняла все графические задания только по обводке. Но сейчас у С. сформировался навык самостоятельного письма, обводки, штриховки, раскрашивания. На протяжении нескольких лет, мы активно работали над укреплением и развитием мышечного аппарата пальцев рук. Мы выполняли пальчиковую гимнастику, работали над развитием пространственных ориентаций (прописывали элементы узоров, геометрических фигур, буквы, цифры, контуры предметов в воздухе и т.д.).

Особое внимание мной всегда уделяется урокам ручного труда. Ребятам очень нравится работать с пластилином, соленым тестом, природным материалом. По мере взросления, им стали доступны такие виды деятельности как вышивания по проколам. Они очень заинтересованно работают на уроках, с огромным удовольствием демонстрируют свои работы детям из других классов, педагогам школы, родителям.

8.Создание образовательной коррекционно - развивающей среды

В своей работе я ориентируюсь, прежде всего, на духовный мир ребенка, на его предпочтения, интересы, возможности, а не его ограничения. Исходя из сохранных сторон каждого ученика, я стараюсь создавать благоприятную психологическую атмосферу. Все ребята в нашем классе стараются помогать более слабым одноклассникам, при возникновении проблем, мы все вместе обсуждаем и решаем их. Никогда, наши ребята не обижают учеников из младших классов, В.после уроков посещает группу продленного дня, но и там он ведет себя очень дружелюбно. Не смотря на трудности в общением. Ребята из других классов с большим уважением и пониманием относятся к В., стараются помочь ему, если возникают не решаемые затруднения (шнуровка ботинок, застегиванием мелких пуговиц и т.д.).

В нашем коллективе часто возникают проблемы в поведении Владислава Карпова. Но дети с пониманием и достаточно дружелюбно воспринимают его. Даже когда он ведет себя агрессивно, дети стараются его успокоить и не обращать на его выходки внимания.

Петросян Давид может во время перемены отлучиться в другой конец коридора, но ребята очень внимательно отслеживают его передвижения и предупреждают его о конце перемены и начале следующего урока.

Особо хочется отметить помощь, которую стараются оказывать более сохранные ученики своим слабым одноклассникам. С., Ш. и С. всегда выполняют поручения учителя, стараются помогать и другим ребятам, если они испытывают затруднения при выполнении поручений. При этом рады моей похвале.

Я считаю, что самым важным принципом в работе с детьми с тяжелыми и комплексными нарушениями развития является создание психологически комфортной атмосферы. Важно, чтобы на первом плане был сам человек, его духовный мир, потребности, а не его ограничения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!