Педсовет
«Формирование самостоятельного мышления школьников»
Подготовила
Хакимова М.Н.,
учитель начальных классов
2019
Доклад на тему:
«Формирование самостоятельного мышления на уроках русского языка и литературного чтения»
1 слайд
2 слайд
М.В. Ломоносов пишет: «Чем больше таинства наш разум постигает, тем обильнее собирает плоды для потребностей житейских».
Итак, что такое мышление?
Человек начинает мыслить, когда перед ним встают вопросы. Любые ли вопросы заставляют нас задумываться? Надо ли, например, глубоко погружаться в мысли, чтобы ответить какого цвета снег или сколько ног у собаки. Нет. Мыслительный процесс начинается тогда, когда перед нами возникает проблема, у которой нет готового способа решения. Если мы пытаемся понять, в чем-то разобраться, то здесь речь идет о мышлении. Психологи утверждают, что мышление начинается с удивления, недоумения, противоречия. Мышление – это процесс познания нового. Именно благодаря способности человека мыслить, решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но как и другие качества ума, мышление надо развивать.
3 слайд
Развивать мышление – значит развивать умение думать.
В начальных классах мы формируем простейшие мыслительные навыки: умение ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения. Попутно идет развитие гибкости и широты мышления. Гибкость ума проявляется в умении во время переключаться на новые способы решения поставленной задачи, если прежние способы не приводят к успеху. Широта мышления – это умение видеть изучаемый предмет во всех связях, с учетом всех его свойств. Например, при написании слов с безударной гласной необходимо учитывать и какой частью речи является слово, и в какой части слова находится гласная, проверяемая она или нет и т.д.
Результатом гибкости и широты ума должна стать беглость мыслительных процессов, которая проявляется в умении быстро перебирать множество вариантов для решения одной проблемы.
Чтобы успешно проходило развитие учащихся, необходимо соблюдать такие условия.
Первое - четко представить, что развивать в пределах каждой конкретной темы, при этом учитывая, что учащиеся имеют различную успеваемость.
Второе – знать, у кого развивать, т.е. мы должны знать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, овладеть навыками диагностики, при помощи которой фиксируются исходный уровень познавательных процессов и контроль за их развитием. Результаты начальной диагностики и последующих контрольных работ необходимо сообщать учащемуся, чтобы он знал особенности своего восприятия, памяти, мышления, понял, что ему мешает в овладении теми или иными навыками и знаниями, и получил от учителя рекомендации по устранению недостатков.
Третье – знать, как и какими средствами можно развивать то или иное качество. В поиск таких средств должен быть включен и сам ученик под контролем учителя.
Четвертое – не только развивать познавательные процессы, а включать упражнения по развитию в цель любой работы на уроке, соблюдая следующий порядок: диагностика – тренировка приемов на уроках – включение в поле учебной деятельности.
Пятое – осуществлять контроль не только знаний, умений, навыков, но и уровня развития познавательных процессов.
4 слайд
Каждая дисциплина вносит свой вклад в развитие мышления учащихся. Большими возможностями в этом процессе располагают уроки русского языка, на которых я использую разнообразные игры, загадки, кроссворды, упражнения, учитывая возрастные, психологические и физиологические особенности детей.
Выполняют дети с удовольствием такие задания:
-составь как можно больше слов из букв: а. б, о, и., к, л, е, п, т;
-найди слово в слове: телевизор;
- найди среди буквенного текста слова и подчеркни: -кносликпрслонтдкволкмит, прщукатькарасьтпсомтдн;
5 слайд
-сравни по значению слова: музыка, мелодия, мелодика. Какое слово вызвало у детей затруднение? (мелодика) С данными словами нужно было образовать однокоренные прилагательные ( мелодия- мелодичный, мелодика – мелодический или песенный - это учение о мелодии)
-из каждого слова взять только 1-й, 2-й или 3-й слог и записать новое слово: предлог, логово, железо, низина, енот – по 1-му слогу; пуговица, молоток, лава – по 2-му слогу и т.д.
Развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, усваивать существенные и несущественные признаки предметов, сравнивать, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов такие упражнения:
6 слайд Допиши пословицы. Ученье – свет, ...__________________________________________ Скучен день до вечера, …___________________________________ Терпение и труд…_________________________________________ Напиши, кто как голос подает. . кошка ______________ рыба ________________ кузнечик _____________ лошадь ______________ соловей ______________ сорока _______________ Замени устойчивые сочетания слов одним словом. Кот наплакал- Спустя рукава- Зарубить на носу- Какие слова так произносятся? [ Г РУ С’ Т’ ] [ Л’ Э С’ Т’ ] Составь слово, если в нем … Корень – из слова моряк Окончание – из слова зимний Приставка – из слова прилететь Суффикс – из слова русский Расставь ударение в словах. Щавель, сливовый, звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи. Подчеркни лишнее слово. а) кресло, бревно, пальто, число, весло; б) водитель, водяной, водичка, заводь, водянистый; в) быстрый, скорый, проворный, тихий. Подчеркни главные члены предложения. Сяпала Калуша с калушатами по напушке. Калушата присяпали, бутявку стрямкали и подудонились. (Л. Петрушевская) Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи: (По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь. Восстанови деформированное предложение…; Расположи предложения в правильной последовательности…; Найди предложение по данной схеме…; составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти слова: река, ручка, собака; Представленные задания вызывают у детей большой интерес. А интерес порождает желание познать мир и самого себя. 7 слайд |
Огромную возможность для развития мыслительной деятельности дает курс литературного чтения. Содержание курса литературного чтения строится на основе дифференцированного обучения и учета индивидуальных возможностей каждого ученика. «Программа и представленные учебные материалы решают комплексно вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно – эстетического воспитания, ибо чтение для ребенка – это и труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и удовольствие».
8 слайд
Задания репродуктивного характера направлены на овладение и совершенствование навыка чтения, создание ситуации успеха для слабоуспевающих детей. Они предназначены для учащихся низкого уровня обучаемости:
Прочитай текст.
Подчеркни ( отметь) непонятные слова.
Отметь трудные для чтения слова.
Прочитай и расставь ударения.
Выдели все гласные в слове и прочитай без ошибок.
Просмотри каждое слово до конца и назови его целиком.
Прочитай все восклицательные, вопросительные, повествовательные предложения.
Выполни задания, данные после текста.
Отметь главное слово ( слова) в предложении (абзаце, тексте).
Сосчитай, сколько раз встречается прямая речь.
Прочитай выразительно прямую речь.
Выдели красивые слова и выражения.
Выдели однородные слова в тексте.
Какие синонимы использует автор к слову.
Из слов, данных на карточке, вычеркни те, которые в тексте не употреблялись.
Из слов, данных на карточке, выбери те, которые ты встретил в тексте, подчеркни их.
Раздели предложение или предложения на логические отрезки, состоящие из 1, 2, 3 слов, прочитай, делая паузы.
Прочитай выразительно по смысловым отрезкам первый абзац, пятый…
Задания конструктивного характера направлены на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений. Они предназначены для учащихся среднего уровня обучаемости. Таковыми могут быть задания вида:
Подбери однокоренные слова к заголовку рассказа.
На карточке напечатана часть текста, которую мы сейчас прочитали, но с пропущенными словами. Впиши по памяти недостающие слова.
Распространи предложение (абзац, часть ) прилагательными.
На карточке предложена часть текста. Измени время повествования. Прочитай текст со своими изменениями.
Замени прямую речь так, чтобы смысл не нарушился.
Дополни (распространи) каждое предложение однородными членами и прочти новый текст.
Реши анаграммы. Встречаются ли эти слова в тексте?
Замени слово различными синонимами с учетом эмоциональной окраски текста.
На отдельных полосках бумаги написаны разрозненные предложения. Составь из них текст. Сверь со второй частью текста.
На доске помещена часть текста. Найди лишнее предложение. Проверь по книге.
На карточке написана часть текста, но одно предложение пропущено. Догадайся, какое и где. Сверь по книге.
Подчеркни в каждой строке стихотворения самые главные по смыслу слова, расставь паузы. Прочитай выразительно.
Прочитай часть текста, подбери для выразительности соответствующие жесты и движения.
Задания исследовательского характера способствуют осознанию идеи произведения и развитию творческих способностей. Они подбираются для учащихся высокого уровня обучаемости:
Почему это произведение можно отнести к сказке (стихотворению, рассказу и т. п.)?
Какое настроение передает автор в первой части , во второй, в третьей? Какими средствами?
Прочитай рассказ в лицах.
Какими средствами автор передает свое отношение к герою?
Прочитай отрывок, который помещен на карточке. Определи, к какой части композиции он относится. Почему?
Сконцентрируй внимание на середине строки. Попытайся (на один взгляд) увидеть всю строку. Так же вторую, третью и т. п. Читай, делая движения глазами только вниз.
Почему текст так называется? Докажи.
Какие особенности стиля автора в написании рассказа (стихотворения) ты заметил?
Докажи, что данное произведение – легенда (сказка, басня и т. п.)
Отметь кульминацию повествования в тексте.
Какие сказочные элементы присутствуют в этом тексте?
Выполни партитуру текста, отметь ритмические особенности чтения. Прочитай именно так.
Подготовь сценарий данного текста.
Выбери группу исполнителей и создай по отрывку живую картину. Докажи, почему именно так она должна выглядеть.
Задания для развития творческого мышления:
Трудно добиться хорошего литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую мыслительную деятельность. Для того чтобы самостоятельная работа стала действенным средством обучения, я стараюсь вводить такие задания (как воспроизводящего характера, так и творческого, поискового), в которые ученик мог внести элемент творчества, где он мог бы выразить свое отношение, свое понимание и интерпретацию текста. Вот примерные задания творческого характера:
Задание 1.
1 уровень. Реши анаграммы: екознамы, дылес, езимне, троу.
2 уровень. Составь рассказ на тему «Зимнее утро» по опорным словам.
3 уровень. Сочини четверостишие о зиме, о зимнем утре.
Задание 2.
1-2 уровни. Прочитай слова: нашкорабльстоялнаякоре.
2 уровень. Составь такие же «загадочные письма» на карточках для своих друзей.
3 уровень. Составь кроссворд по произведениям Л. Н. Толстого.
Задание 3.
1 уровень. Подбери рифмы:
небеса –
иней –
снежок –
2 уровень. Придумай двустишие по рифмам:
ковром – серебром
бело – замело
3 уровень. Придумай стихотворение на тему «Зима».
Задание 4.
1 уровень. Подготовь подробный пересказ.
2 уровень. Подготовь выборочный пересказ.
3 уровень. Подготовь краткий пересказ.
Задание 5.
1 уровень. Распространи предложение с помощью прилагательных.
2 уровень. Распространи абзац с помощью прилагательных.
3 уровень. Распространи текст с помощью эпитетов и сравнений.
Задание 6.
1 уровень. Убери в предложениях несущественные для смысла слова первого абзаца. Перечитай новый вариант.
2 уровень. Зачеркни на кальке предложения, которые не нарушат смысла абзаца. Перечитай новый вариант.
3 уровень. Оставь в каждом абзаце самое главное предложение. Прочитай оставшиеся предложения.
Задание 7.
1 уровень. Подготовь свою сказку, изменив место (время) действия.
2 уровень. Сохрани фабулу сказки, заменив главных героев другими.
3 уровень. Сочини свою сказку, полностью отличающуюся от прочитанной в классе.
Задание 8.
1 уровень. Раздели текст на части в соответствии с количеством абзацев.
2 уровень. В соответствии с данным планом.
3 уровень. По смыслу.
Задание 9.
1 уровень. Выбери сравнение из данных словосочетаний.
2 уровень. Найди сравнение в тексте.
3 уровень. Придумай собственное сравнение.
Задание 10.
1 уровень. Распространи предложения абзаца прилагательными. Сравни свой вариант с авторским по книге.
2 уровень. Распространи с помощью прилагательных те предложения текста, которые касаются портрета героя (описание природы и т. д.).
3 уровень. Распространи текст с помощью однородных определений.
Задание 11.
1 уровень. Изобрази свое отношение к произведению цветом.
2 уровень. Нарисуй наиболее существенную деталь, характеризующую это произведение.
3 уровень. Нарисуй иллюстрацию к произведению.
Задание 12.
1 уровень. Нарисуй иллюстрацию к эпизоду из текста.
2 уровень. Составь диафильм по эпизоду из произведения.
3 уровень. Составь диафильм по тексту и определи характер музыкального сопровождения.
Эти задания рассчитаны на индивидуальную и самостоятельную работу.
Очень нравятся детям уроки, на которых они встречаются с заданиями творческого характера.
При такой постановке задач по развитию мыслительной деятельности у учащихся повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие, память, развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал. Формируются начальные основы психической культуры: учащиеся стремятся самостоятельно добывать знания, испытывают потребность в учебной деятельности. Дети самоорганизованы, уверены в себе.
Таким образом, принципиальная особенность такого обучения состоит в том, что в качестве развития мышления в процессе обучения рассматривается их учебная деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта обучения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
Чтобы решать такую задачу в процессе обучения нельзя удовлетвориться одним источником учебного материала, следует использовать все богатство заданий, подходов, методических приемов, выбирая из них наиболее подходящие. Таким образом, дети являются открывателями новых знаний, а учитель – путеводителем по дорогам знаний. Учебный материал следует строить так, чтобы дети в поисках знаний неоднократно возвращались к ранее изученным, чтобы опираться на них в своих доказательствах, выводах. Это помогает повторить и закрепить изученный материал, развивает память, активизирует мыслительный процесс.
Таким образом, впереди идет достижение высокого уровня развития учащихся и на этой основе успешное овладение знаниями, умениями и навыками.
9 слайд