СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педсовете Взаимодействие семьи и школы

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. Родители были, есть и будут для школьников наиболее значимыми лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педсовете Взаимодействие семьи и школы»

МБОУ “Левженская СОШ»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия












ДОКЛАД


«Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка»










Подготовила:

учитель биологии и химии

Святкина И.В.
















2021-2022 уч. г.






«Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,

так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»

В. А. Сухомлинский.

Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы». Родители были, есть и будут для школьников наиболее значимыми лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребенка.

Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Одним из условий стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок.

Иногда родители думают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в школе. Однако, именно в это время, влияние семьи не только не снижается, но и возрастает. Единые согласованные требования семьи и школы – это одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где родитель и педагог действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.

Педагогическое взаимодействие школы и семьи позволяет реально влиять на качество семейного воспитания и в значительной степени нейтрализовать его недостатки.

Задача учителя – всеми возможными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально – благоприятного климата, ориентирующегося на общечеловеческие ценности.

Основная задача сотрудничества школы и семьи должна заключаться не в морализаторстве, а именно в оказании им психолого – педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей.

Основными условиями такого сотрудничества выступают: взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных педагогических целей; открытость и взаимное доверие; взаимопомощь; совместные усилия в решении воспитательных проблем.

Формирование отношений с родителями в 9 классе ориентируется на взаимное доверие, подчеркивая заинтересованность школы во взаимодействии с семьей, демонстрируя желание оказать педагогическую поддержку родителям.

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

- Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, практикумы, дискуссия, тренинги)

- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела)

- Участие родителей в управлении школой (совет школы, родительский комитет)

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи.

Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции происходит через:

- включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;

- правовое просвещение родителей;

- оказание помощи родителям в семейном воспитании;

- совместная со школой организация социальной защиты детей;

- организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

Воспитание - это огромный комплекс общения с ребенком. «Я только лишь живу с ними, помогаю им, забочусь о них, стараюсь делиться всеми своими умениями и знаниями во всех сферах жизни, соизмеримыми с их данных возрастом, ставлю границы тогда, когда их действия либо опасны для них, либо заходят за пределы интересов окружающих людей».

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реа­лизации.

Школа сегодня включает в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнёров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Результат воспитания оказывается успешным только в том случае, если учителя и родительская общественность становятся союзниками.

Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней жизни ребенка уделяют ему должное внимание, формируют в нем какие-то творческие способности и интересы, то в будущем они будут для ребенка авторитетом.

Когда ребенок приходит в школу к воспитательному процессу присоединяются педагоги. И ребенок будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут союзниками. Совместная деятельность родителей и педагогов позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях понять его индивидуальные особенности и направить формирование его личности в правильное русло.

Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом в школу, занимается в кружке или студии художественного воспитания, посещает спортивную секцию и т. д.

При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности. Поэтому сегодня речь идет не о замене домашнего воспитания общественным или наоборот, а об их взаимодополняемости в созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов.

На основе собственного опыта, я могу сказать, что без активного участия родителей, моя работа в классе не приносит должного результата. Следовательно, систематическое включение родителей в деятельность воспитательной системы класса, является основой взаимодействия семьи и школы.

Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальным, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя апробировать на другой семье. В данных ситуациях нужно научиться избегать советов. В функции школы входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. В семье воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, на советах соседей. Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу.

Как показывает опыт, значительная часть родителей ощущает недостаток педагогических знаний и нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Квалифицированная педагогическая пропаганда среди родителей помогает осуществлять и совершенствовать семейное воспитание.

Родителей необходимо познакомить с основами педагогики, разъяснить сущность таких принципов, как воспитание в коллективе, в процессе труда, систематичность и последовательность в воспитании детей, а также методику их осуществления в процессе семейного воспитания. Большое внимание следует уделить и ознакомлению родителей с вопросами возрастной психологии, закономерностями физиологического и психологического развития детей разных возрастных категорий.

Многие, особенно молодые родители, считают воспитание делом лёгким. К.Д. Ушинский писал об этом явлении: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – делом лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически».

В своей работе некоторых правил, которые позволяют педагогу взаимодействовать с родителями максимально эффективно:

- старайтесь при встрече снять с себя маску усталости, озабоченности, деловитости;

- не спешите ошеломить неприятными известиями: подумайте, способны ли родители их воспринять;

- старайтесь избрать для разговора удобный момент и в ходе беседы умело ориентируйтесь на реакцию собеседника, проявляя одновременно чувствительность и отзывчивость;

- в беседе с родителями наиболее приемлемая союзническая интонация;

- не досаждайте упреками, если видите, что человек не в настроении. В ровном, приподнятом настроении родители больше расположены к беседе, их легче склонить к принятию вашей тактики, так как теперь они открыты воздействиям;

- основной показатель успеха ваших контактов с родителями – их конструктивный характер;

- никогда не забывайте, что требования к вам как к педагогу очень высоки, гораздо выше, чем к родителям.

В споре о том, кто больше отвечает за воспитание детей, семья или школа, например, для В.А. Сухомлинского сомнений не было – семья. Но это вовсе не перекладывает ответственность, а, наоборот, это означает, что школа отвечает и за то, как родители воспитывают своих детей. Поэтому школа должна не бранить родителей, а терпеливо воспитывать их, с таким же упорством, с каким она воспитывает своих учеников. Успехи или беды ребёнка – общие для педагога и родителей. Стоит принять такой взгляд, как найдутся нужные в разговоре с родителями слова. А родители, видя расположение к себе со стороны педагога, искреннее желание помочь в сложной ситуации с ребёнком, конечно, встают на позицию правильного понимания вопроса и правильно стараются его решить. Наверное, так же, как мы налаживаем педагогическую поддержку по отношению к детям, требуется организовывать педагогическую поддержку по отношению к родителям.

Что помогает достичь отдельных результатов в отношениях педагогов с родителями?

Во-первых, добровольность в сотрудничестве. Во-вторых, искренняя заинтересованность педагогов в решении семейных проблем. В-третьих, уверенность родителей в доброжелательности и компетентности учителя. И еще – конфиденциальность индивидуального общения с педагогом. Взаимопонимание и взаимодействие возникают тогда, когда педагоги с уважением относятся к взглядам и убеждениям родителей, признают их право воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения. Такой подход не только повышает результативность взаимодействия, но и делает его более гуманным.

Большинство родителей не желают признавать, и тем более работать над собой и своими недостатками. Очень часто они требуют от школы провести работу по исправлению поведения ребенка. И чем больше работаешь с подрастающим поколением, тем больше убеждаешься, что среди них «трудных» нет, просто многие нуждаются в здоровой окружающей среде.

В школе необходимо создать такую атмосферу, чтобы родитель, оказавшийся в ней в любое время, был встречен доброжелательно и терпимо. Родителей отталкивает высокомерие и авторитарность педагогов, ведь многие из пап и мам вполне состоявшиеся в профессиональном плане люди. И если родители пришли в школу, значит есть о чем поговорить.

Еще одной причиной утраты доверия к школе можно назвать неосторожное поведение педагогов как разглашение семейных тайн, даже из лучших побуждений, когда хочется, чтобы все предметники пожалели ученика, оказавшегося в сложной семейной ситуации.

Но самое большее недовольство вызывает у родителей, когда, придя в школу для получения консультации, родители вынуждены выслушивать упреки и нотации в адрес ребенка, и в свой собственный. Вряд ли в таком случае взрослый человек изъявит желание в следующий раз потратить свое время на подобную процедуру.

Учителю очень важно сформировать коллектив не только учащихся, но и их родителей. Работа эта нелегкая, но без этого не обойтись, потому что процесс воспитания детей без участия родителей невозможен.

Качественные взаимоотношения педагога и родителей не приходят сами собой. Они всегда – результат сознательной, целенаправленной деятельности самого учителя с родителями.

Закончить свое выступление хочу словами В.А.Сухомлинского, который был убежден в том, что воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей.

Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними.

Как мы будем решать проблемы во взаимодействии “ ученик – учитель – родитель” определяется большей частью нашим опытом и знаниями, нашей готовностью использовать их.

Всем известно, что как бы не было ребятам хорошо в школе или детском саду, ему все равно хочется поскорее домой. Потому, что дом – это место, переступая порог которого, мы сбрасываем всю тяжкую ношу дня, расслабляемся, отдыхаем, набираемся сил для грядущего. И сколько бы ни говорили, что воспитывает человека школа, улица, все-таки основы воспитания закладывают ребенку в семье.

Семья -  это обитель любви и покоя, где залечиваются душевные раны, проходят обиды, где родители любят и жалеют своих детей, а дети – своих родителей. Ваш ребенок видит в вас пример для подражания. Поверьте мне, ваше поведение значительным образом влияет на их поведение. Хочется ли вам, чтобы ваш ребенок начал курить? Если вы не хотите, чтобы ребенок начал курить, мне нет смысла объяснять вам, что вам самому/самой не стоит курить. Хочется ли вам, чтобы ваш ребенок обладал достойными нравственными принципами по отношению к его будущей работе? Чтобы передать им эти принципы, вы должны выступать в качестве примера для подражания. Они должны видеть, что вы мудро проводите свое время. 
Родитель, выступающий в качестве примерного образца для подражания, сумеет положительно повлиять на своего ребенка. Не упускайте ни единой возможности проявить себя в качестве идеального родителя. Проводите время с ребенком, обучайте его, демонстрируя достойный пример. Будьте для них кумиром, которого они в вас видят.


Педагогам и родителям на заметку

Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!