СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педагогических чтениях "Самоанализ и самоконтроль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе содержится информация о формировании личности ребенка через самопознание, самовоспитание, самообучение и самоутверждение. А так же приведены примеры конкретных упражнений способствующих обучению навыкам контроля деструктивного поведения, формированию и развитию навыков самоанализа и самоконтроля.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогических чтениях "Самоанализ и самоконтроль"»

МБОУ ГИМНАЗИЯ №11







ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ








ПОДГОТОВИЛА

КЛАССНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

ПАНКРАТОВА Н.Г.











ЕЛЕЦ

Самоанализ - стремление понять себя, свои возможности и особенности, свои поступки и поведение.

Самоконтроль - это способность управлять своим поведением. Формирование способности к самоконтролю требует постоянного волевого начала в поведении человека

Как и любой другой процесс, процесс формирования навыков самоанализа и самоконтроля проходит несколько этапов.

  • Младший школьный возраст характеризуется переходом от непосредственного к опосредованному поведению, т.е. поведению осознанному и произвольному. Ребенок учится активно управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями, сознательно принятыми намерениями и решениями. В начальной школе должна быть сформирована этика поведения учащихся: нужно быть организованным, дисциплинированным, уметь общаться с детьми и взрослыми и это этап начала планирования.

  • В средней школе совершаются ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ САМОАНАЛИЗА, СРАВНЕНИЯ СЕБЯ С ДРУГИМИ: происходит становление нового уровня самосознания, «Я-концепции». Новый уровень самосознания формируется под влиянием ведущих потребностей возраста - самоутверждения и общения со сверстниками.


Подростковый возраст, пожалуй, самый трудный и для родителей, и для педагогов, и для психологов. Это тот возраст, когда начинается внутреннее психологическое отделение ребенка от семьи, появляется независимость самооценки от оценки родителей.

Центральным моментом жизни подростков становится общение со сверстниками. Подросток не понимает сам себя. Он еще не стал существом для себя. Он находится в процессе становления. Но он перестал уже быть существом в себе. Идет познание себя, формирование самосознания, образа «Я»; «Я»-концепции, «Я»-системы. Т.е., происходит перелом в отношении к себе – появляется интерес к своему внутреннему миру, они начинают думать о себе (рефлексия). Такие размышления не являются самоцелью, а связаны с самоанализом своих поступков, своих достоинств и недостатков. Эти размышления переживаются подростком как необходимость, т.к. дорожа отношением к себе окружающих, подростки стремятся выбрать в себе такие черты, которые позволяли бы им добиваться успехов в своей деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми.

У подростков наблюдается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего уникального «я». Однако, при стремлении к индивидуализации и осознанию, утверждению собственного «я» оказалось, что утрачены способы для достижения этого.

Потребность в познании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как ты выглядишь, что ты можешь – отличают психологию подростка. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувством и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает подростка возможности саморегуляции и самовоспитания. Сталкиваясь с непониманием со стороны родителей и педагогов, подростки стремятся уйти из дома на «улицу», объединяются в группы, где складывается особый стиль общения, где грубость и оскорбление считаются нормой и даже особым шиком. Л.С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание». Подросток противопоставляет себя взрослым, активно отстаивает свои позиции, как бы провоцирует запреты, специально «принуждает» взрослых к ним, чтобы иметь затем возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов, пределы своей самостоятельности. Именно через это столкновение подросток узнает себя, свои возможности, удовлетворяет потребность в самоуважении. Позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через него, через борьбу за независимость, борьбу, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающих крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении. Таким образом, формируется не только уверенность в себе, но и способы поведения, позволяющие ему в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Так формируется личность ребенка через самопознание, самовоспитание, самообучение и самоутверждение.

Поэтому в этом возрасте так необходимо специальное обучение ребят нахождению способов познания себя, пониманию других людей, коммуникативным навыкам.

Игровая форма групповой психокоррекции является одной из самых эффективных форм обучения подростков общению. Использование игр позволяет более полно раскрыться участникам, сравнительно безопасно опробовать новые формы поведения и оценить себя и партнеров в этих ситуациях. Условность ситуации дает возможность более свободно проявлять негативные эмоции, которые в обычных условиях не находят выхода.

Игровые упражнения направлены на обучение подростков произвольной регуляции своего поведения и эмоциональных состояний. Эти навыки востребованы в различных жизненных ситуациях, например:

  • в ситуациях, заставляющих человека находиться в состоянии длительного напряжения, вызывающих сильный стресс.

  • В ситуациях резкого изменения жизненных условий, необходимости принять важные и ответственные решения (выбор профессии, создание семьи и т.п.). Здесь важно как контролировать свое текущее эмоциональное состояние, так и научиться управлять своим поведением с опорой на более далекую перспективу.

  • В ситуациях, связанных с повышенным риском,- как в экстремальных ситуациях, так и в любой деятельности, связанной с высоким уровнем опасности (в частности, многие виды спорта). Тот, кто при возникновении опасности утрачивает способность к саморегуляции, реагирует неадекватно: либо начинает паниковать, либо, наоборот, впадает в ступор. И то, и другое приводит к многократному возрастанию вероятности трагического исхода. В таких ситуациях крайне важно, взяв под контроль свои реакции, сохранить способность объективно анализировать обстоятельства и принимать обоснованные решения.

  • В межличностных конфликтах, а также в ситуациях, в которых необходимо противостоять манипулятивному влиянию окружающих. Для продуктивного поведения в таких ситуациях хорошо развитых коммуникативных навыков недостаточно. Наряду с ними необходимо иметь высокий уровень рефлексивных способностей (т.е. быть в состоянии осознавать собственные действия), а также уметь произвольно регулировать как свои эмоциональные состояния, так и поведенческие реакции.


Человек, владеющий навыками саморегуляции, получает возможность избавиться от излишнего напряжения, препятствующего эффективной деятельности. В результате его деятельность становится более эффективной. Это вполне закономерно, поскольку силы тратятся не на излишнее напряжение и переживания, а на выполнение действий, приближающих к успеху.

Для людей с высоким самоконтролем характерно: умение контролировать свои эмоции и поведение, соблюдение трудовой дисциплины, ответственность, требовательность к себе, умение признавать свои ошибки, уравновешенность, выдержка, самообладание в стрессовых ситуациях, доведение начатого дела до конца, осознание социальных требований и забота о своей общественной репутации.

Техники саморегуляции эмоциональных и поведенческих реакций могут быть различными. Во-первых, они позволяют обеспечивать внутреннее «отстранение» от источников беспокойства, сохранение невозмутимости в любых обстоятельствах. Во-вторых, они позволяют управлять своим поведением не только применительно к текущему моменту, но и более далекой жизненной перспективе: ставить цели, определять свои жизненные приоритеты и т.п. В-третьих, они могут быть направлены на изменение состояния в текущие моменты времени – например, обучать быстрому «сбрасыванию» возникшего напряжения с помощью релаксации.


Основной закон психологии гласит: новое поведение у ребенка возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка.

Важно помнить, что большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение взрослых, а не их слова и нравоучения.

Класс, в котором я работаю сложный и неоднородный по своему социальному составу. В нем есть дети, стоящие на внутригимназическом контроле, дети из группы «риска» и из неблагополучных семей, дети из многодетной семьи и находящиеся под опекой. Некоторые учащиеся класса при проведении диагностических исследований показали повышенный уровень враждебности и агрессивности, а также проявление различных акцентуаций характера. Поэтому для учащихся организован целый цикл занятий(часы общения, часы развития, часы профилактики и т.д.), направленный на снижение агрессивных проявлений, на обучение навыкам контроля деструктивного поведения, на перевод негативного эмоционального состояния детей в позитивное, на формирование и развитие навыков самоанализа и самоконтроля.. А также на создание ситуаций успеха в различных видах деятельности, и на снятие причин, факторов и условий, провоцирующих девиантное поведение детей, и т.д.

Проводимые занятия включают диагностическую работу, развивающие игры и упражнения (на весь класс) и психокоррекционную деятельность (для микрогрупп детей, испытывающих повышенный уровень агрессии или подверженных социальной дезадаптации), направленные одновременно на развитие умений самоанализа и рефлексии и на формирование социальных навыков общения, а также навыков контроля деструктивного поведения, на динамическое развитие группы.


Вот примеры упражнений, которые можно использовать на занятиях.


УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ ХАРАКТЕР»

Цель: развивать способности самоанализа, самосознания у детей, развивать способность к рефлексии.

«Все люди разные, и отличаются они, прежде всего, своими характерами. Какие черты характера вы знаете? Какие качества характера помогают нам в жизни? А какие мешают? В каких ситуациях одно и то же качество может помочь нам, а в других ситуациях помешать? Можем ли мы назвать качества характера, которые мешают нам в жизни, отрицательными или нет и почему?»

Затем учащимся предлагается в схематичном виде отметить наличие у себя тех или иных качеств характера. А в дальнейшем (на той же схеме) показать, что они хотели бы изменить в себе.

При проведении упражнения «Мой характер» дети обучаются самоанализу черт характера, развивают свое самосознание, способность к рефлексии, обучаются умению находить в себе позитив. Попутно идет корректировка самооценки учащихся


УПРАЖНЕНИЕ «КУБ ЭМОЦИЙ»

Детям предлагается удобно сесть, закрыть глаза, расслабиться. И попытаться вспомнить себя в состоянии ссоры, конфликта, агрессии.

Упражнение сопровождается комментариями классного воспитателя: «Гнев разливается, расползается по всему телу, захватывает все органы. А может, наоборот, гнев вспыхивает внутри нас подобно огню и выжигает все вокруг. Давайте попробуем сконцентрировать внимание на том месте, где у вас возникает гнев, злоба, обида. Попробуйте увидеть свой гнев. Какого он цвета? Формы? А если это картинка, то какая она?». И дальше учащиеся открывают глаза и выполняют инструкцию.

ИНСТРУКЦИЯ: «Откройте глаза. Перед вами куб (из бумаги), пока он пустой. Но сейчас мы в него поселим то чувство, о котором разговариваем, тот образ, который вы увидели. Перед вами на столах цветная бумага, клей, ножницы. С их помощью попытайтесь изобразить то, что вы сейчас увидели в своих фантазиях и поместить этот образ в куб».

Изготовление «Кубов эмоций» позволяет детям взглянуть на себя со стороны, проанализировать своё поведение и эмоциональное состояние в момент ссоры, конфликта.


УПРАЖНЕНИЕ «КАРАНДАШИ» (выполняется в кругу)

Цель: развивать четкую координацию движений на основе невербального восприятия друг друга; обучение взаимодействию в групп, обучать навыкам самоконтроля поведения.

Описание упражнения: суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

- поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение;

- сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение крагу)

Упражнение «Карандаши», использованное в качестве разминки, и проводимое с целью группового сплочения, позволяет настроить детей на позитивное взаимодействие и концентрирует внимание на занятии.


УПРАЖНЕНИЕ «ЗАПРЕТНЫЕ СЛОВА»

Водящий, выступая в роли журналиста, поочередно задает каждому вопросы любого содержания, на которые тем требуется быстро отвечать. При этом вводится дополнительное ограничение: в ответах можно пользоваться любыми словами, кроме «да – нет». Тот, кто при ответе произнесет запретное слово, становится водящим.

Данное упражнение помогает вырабатывать умение контролировать свою речь, прислушиваться к самому себе, излагать свою точку зрения не только простейшими словами, но и с помощью более сложных, развернутых фраз.


Существует множество подобных упражнений, направленных на формирование и развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля.

Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм - самоконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами поведения. Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное развитие ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. Следовательно, школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека - самоконтроль.