Доклад на педсовет «Из опыта работы»
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества».
В.А.Сухомлинский.
21 век с его стремительными темпами выдвинул в число чрезвычайно актуальных проблем проблему развития творческого потенциала личности, без которого не мыслим ни современный рабочий, ни руководители, ни учитель, ни врач.
Эффективной формой развития общего творческого потенциала личности является художественное творчество, так как по сравнению с другими видами оно практически не имеет ограничивающих воображения, фантазию рамок.
Особое значение в системе формирования творческих способностей личности принадлежит младшему школьному возрасту. Яркая подвижная фантазия, нестандартное мышление, тяга к поиску, оригинальному решению характеризует этот возраст. Как доказано исследованиями от первого до третьего класса происходит постепенное угасание творческой активности детей, их фантазий, поэтому учитывая специфику и возможности возраста, главную цель занятий в ГПД, основное время, отведенное на решение воспитательных задач, я отвожу творческим часам – практическому детскому творчеству. Дети сочиняют сказки, стихи, рассказы, несложные мелодии, танцы, рисунки, изготавливают поделки, участвуют в постановке спектаклей.
Эта форма работы является и исходной и постоянно главенствующей.
С первых дней прибытия детей, в школе осторожно, что бы ни угасить интерес к творчеству учащихся, знакомлю со спецификой различных видов искусства, Средствами их выразительности, основами творчества. При этом стараюсь стимулировать творческую фантазию детей, пробуждать в них эмоциональный отклик на творчество и его результаты. Одновременно развивать интерес к знаниям, так как только синтез эмоционального и познавательного факторов способен создать оптимальные условия для художественного творчества и предотвратить угасание интереса к нему с годами.
Главным принципом обучениям на творческих часах наряду с доступностью становится практический опыт учащихся.
Творческие часы – специфическая форма работы с учащимися. Задачи, стоящие передо мной требуют обязательного создания особой творческой атмосферы, психологической раскрепощенности ребят.
Мои дети активно принимают участие в различных конкурсах. Так 2012 году они принимали участие в международном конкурсе «Сказки красивого сердца» (фото). Работы детей были отмечены сертификатами. В этом же году дети принимали участие в международном украино-австралийском проекте (поляна мечты: этика В.Сухомлинского в детских рисунках). Было получено благодарственное письмо за участие в проекте. Особых успехов мы достигли в международном конкурсе «Мой родной край», где получили диплом победителя «за оригинальность» ( фото).В проекте участвовала Слободенюк Е.
Я стараюсь освободить детей от излишней скованности, вселить веру в них о доступности творчества, снять психологическую закрепощенности учащихся, создать непринужденную радостную обстановку на занятии. К таким занятиям относятся рисование, лепка, работа с бисером, вышивка лентами, изготовление аппликаций (фото). Дети постоянно участвуют во всех районных конкурсах. Несколько лет подряд они занимали первое место за изготовление новогодней елочки (фото).
Работа Почапаева М. в конкурсе «Береги первоцвет» заняла первое место в районе и второе место в области (фото). Областной грамотой награжден Певчий И. за работу поделки из природного материала.
Особое место уделяю урокам мышления среди природы. Прививаю любовь к родному краю, бережное отношению ко всему живому, что нас окружает. Это уроки-фантазии «Облака - белогривые лошадки», «лесные фантазии» (фото). На уроках доброты дети помогают бездомным животным, развешивают кормушки для зимующих птиц(фото). Ребята участвовали в всеукраинском конкурсе «моральный поступок» эко-проект «Берегите птиц от беды».
Формы детского творчества чрезвычайно разнообразны. Большое место в творческих часах занимает литературное творчество. Дети сочиняют стихи, сказки, придумывают счастливые концы к рассказам. С увлечением дети сочиняют сказки по опорным словам, заданным темам. Лучшие сказки были отосланы на международный детский творческий конкурс «Новогодняя сказка», за которые дети получили сертификаты (фото).
Знакомство с театральным творчеством начинаю с первых дней пребывания детей в школе. Это инсценирование сказок, отрывков из изучаемого на уроке чтения произведения или стихотворения. Ребята самостоятельно изучают сценарии для мини спектаклей. Так был создан спектакль « По веселым дорогам сказок». Особенно полюбившимся жанром театрального искусства стал созданный в группе театр «Мимики и жестов», где дети с интересом общаются без слов. Коллективно составляются мини – миниатюры и весёлые сценки. Большое внимания я уделяю патриотическому воспитанию детей. Ученики принимали активное участие в акции «Спасибо деду за победу». С удовольствием дети изучают народные традиции, знакомятся с фольклором своего родного края (фото).
Музыкальное и хореографическое искусство является одним из сложных видов детского творчества. Поэтому на музыкальных занятиях я ставлю такую цель: развивать творческое восприятие музыки и хореографии у детей. Это прослушивание музыкальных произведений «Баба Яга», «Кикимора» А. Лядова, «Картинки с выставки» Мусорского, «Детский альбом» П. Чайковского. Дети описывают то, что они чувствуют, представляют случая произведения.
В группе работает кружок хореографии, в котором дети учатся танцевальным движениям, ритмике (фото). Ребята часто принимают участие в общешкольных мероприятиях, концертах. Свое искусство танца они постоянно демонстрируют на классных вечерах и утренниках, концертах для родителей и учителей.
К концу обучения в начальной школе дети умеют творчески мыслить, видеть и любить природу, слушать музыку, изображать увиденное, а я вижу задатки таланта у ребенка и способствую его дальнейшему развитию. Ведь всем известно, что не талантливых детей не бывает. Им только надо дать возможность проявить его.
И своё выступление я хочу закончить словами Сухомлинского «Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир». Так давайте же приобщать ребёнка е духовному богатству волшебного мира, накопленного человечеством».