УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
141300, г. Сергиев Посад, ул. Л.Булавина, д.6
Тел./факс: 8(496)542-93-09
e-mail: [email protected]
Доклад на педсовет
Концепция воспитательной системы класса.
Забродина Светлана Альфредовна
Учитель 1 категории
МБОУ «СОШ № 19»
Г. Сергиев Посад
Не прием, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего.
1Б класс, в котором я работаю, обычный класс. Это для меня жизнь. Удачи и промахи, победы и ошибки, но главное – поиски путей, которые мы ищем с ними вместе, путей формирования в каждом из них человека.
А все начиналось как обычно. Я думала, как встретят меня мои будущие ученики и их родители? Мы познакомились. В глазах родителей я увидела тревогу за своих детей: как же воспримет их детей будущая учительница. Что она им даст, чему научит? Первого сентября в школе проходила общешкольная линейка. Мы первый раз вышли на сцену с пышными букетами цветов, с огромным волнением читали стихи о школе, о первом классе. В этот день состоялся наш успешный дебют. В дальнейшем нам это помогло.
Трудно было всех детей сплотить в один коллектив. Надо было научить, как сидеть за партой, как поднять руку, как выйти к доске. Но мои дети стали быстро осваивать в школе азы. Вопросы воспитания, обучения и развития личности в детском возрасте остаются одной из главных проблем современного общества. Происходящие в обществе перемены вынуждают искать новые и переосмысливать старые, традиционные методы обучения и воспитания.
Чтобы учебно-воспитательный процесс перешел на качественно новый уровень, я в своей повседневной работе придерживаюсь следующих принципов:
от каждого по возможностям;
создание максимума условий для реализации способностей, склонностей, интересов учащихся.
Такой подход дает возможность оптимально включить в процесс обучения и воспитания каждую конкретную личность.
Я поставила цель: работать над целостным развитием личности ребенка с учетом его индивидуального комплекса, работа с классом имеет установку на формирование целостного взгляда детей на окружающий мир. Взаимоотношения находятся в состоянии непрерывного развития, поэтому в процессе работы она претерпевает ряд изменений, дополнений, подвергается корректировке.
Мое педагогическое кредо: «Активно использовать новейшие технологии как новую возможность развития и интеллектуального роста младшего школьника»
Постоянно занимаюсь самообразованием, посещаю курсы повышения квалификации
. Главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив. Родители частые гости в моем классе. Мы решаем, как лучше освоить ту или иную школьную высоту, как провести праздники, как подготовить выставку или поставить сказку.
Современная школа внедряет в процесс обучения инновационные технологии. Каждый учитель осваивает эти технологии и применяет в своей деятельности. В своей работе я применяю проектную деятельность, освоила технологию презентаций.
Большое влияние на формирование нравственного стержня детей оказывает участие детей в общешкольном движении школы. Это участие в классных и общешкольных мероприятиях. Это постановки различных театрализованных представлений, праздников, спортивных состязаний. Нашему классу довелось принимать участие в районном семинаре. Но, конечно, без психодиагностики построение грамотной концепции воспитательного процесса было бы невозможно.
В последние годы в педагогической среде возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании детей. Воспитание должно быть системным. Нужна воспитательная система класса. Воспитательная система класса – это достаточно-сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Она состоит из структурных и функциональных компонентов. К структурным компонентам относятся: цель, условия, формы организации, субъекты деятельности, мониторинг. К функциональным относятся индивидно-групповой, ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, пространственно-временной, диагностико-аналитический.
Идея: создание воспитательной системы позволит целенаправленно решить проблемы развития личности младшего школьника. Идея основывается на следующих принципах:
воспитание учитывает сущность и природу ребенка; личностное воспитание; гуманизация; целостность;
природосообразность.
Гипотеза концепции: сформировать желаемый образ выпускника начальной школы можно если:
внедрить воспитательную систему, обеспечить взаимосвязь структурных и функциональных компонентов;
все участники воспитания будут исходить из позиции субьекта деятельности.
Субьект: классное сообщество – классный руководитель, учащиеся и их родители, педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности класса.
Обьект: воспитательная система класса (способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива).
Предмет: совместная деятельность классного руководителя, учащихся, родителей, педагогов.
Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания ребенка.
Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника.
Задачи: - создание воспитательной системы класса, ориентированной на личностный подход;
развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить отношения с друзьями;
создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;
формирование навыков здорового образа жизни;
мониторинг развития личности ребенка.
Теоретическое обоснование концепции:
Развитие способностей, интересов, потребностей, творческого потенциала человека в фундаментальных исследованиях Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др.
Проблемы воспитания и развития личности ребенка в трудах классиков педагогики и психологии Г.С.Якиманской, В.В.Серикова, А.А.Алексеева, Е.В.Бондаревской.
Проблемы использования системного подхода и моделирования в деятельности классного руководителя в трудах Е.Н.Степанова, Л.И Понизовской, Е.В.Алексеевой, Т.В.Павловой и др.
Теория системного подхода к изучению педагогических систем Н.В.Кузьминой.
Механизм реализации концепции. Работа ведется по направлениям "Учение", "Общение", "Нравственность", «Способности», "Семья", "Здоровье". У каждого направления свои задачи. Каждое направление имеет свои формы, методы и приемы работы. Главный системообразующий фактор – коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.
Таким образом, вся деятельность направляется на то, чтобы учащийся в течении 4-х лет смог развить личностные качества, соответствующие образу выпускника начальной школы, который состоит из пяти потенциалов личности:нравственный;познавательный;коммуникативный;художественный;физический.
На сегодняшний день острота выбранной темы не уменьшается. Вследствие этого возрастает значимость и необходимость создания воспитательной системы класса.
Конечная цель воспитательной системы – формирование личности, имеющей познавательную потребность и настойчивость в умственной деятельности, самостоятельной и независимой в суждениях, с разносторонними интересами и повышенной любознательностью, общительной, способной понимать других людей, умеющей вступать в контакт и общаться в любой среде, активной, инициативной.