От того, как прошло детство, кто вел
ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский
В XXI веке многие семьи озабочены решением экономических, социальных, политических проблем, а порой даже проблем физического выживания. И это понятно, жизнь диктует свои правила, под которые человеку необходимо подстраиваться. Воспитывая ребенка дошкольного возраста, родители пытаются учитывать педагогические рекомендации, полагаясь на советы, которые сейчас легко дают средства массовой информации.
Детский сад и семья – это, можно так сказать что два «университета», которые стоят у истоков общего и индивидуального воспитания и обучения ребенка. Давно известно, что обучение и воспитание ребенка только тогда дает положительные результаты, когда осуществляется в комплексе, через взаимодействие детского образовательного учреждения и семьи. Многие родители интересуются, какой жизнью живет детский сад, что там происходит. В свою очередь, современный детский сад делает все необходимое для того, чтобы попытаться заинтересовать родителей в образовательном процессе. Для этого существуют разные направления: наглядно-информационное, досуговое, организация дня открытых дверей. Наглядно-информационное направление включает в себя организацию в группах родительских уголков, папок-передвижек, фотовыставок. Наглядно-информационное направление призвано в доступной форме донести до родителей всю информацию о жизнедеятельности детей в саду, тактично напоминать о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями является самым востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и родительской общественностью в целом. Также с родителями проводятся праздники и развлечения.
В дни открытых дверей любой из родителей, приходя в детский сад, может побывать на занятиях, посмотреть, чем занимается воспитатель с детьми, взять на заметку способы и варианты обучения и воспитания ребенка, увидеть своего ребенка в процессе обучения, общения со сверстниками, сделать своевременные выводы о развитии своего ребенка. Любой родитель может пообщаться с заведующим детского сада, со старшим воспитателем, с педагогами, специалистами, задать все интересующие вопросы. Современные технологии и открытость образования позволяют родителям отслеживать новости и события в жизни детей детского сада на расстоянии, обратившись на страничку сайта детского учреждения. Здесь же можно задать вопросы, оставить отзывы и пожелания персоналу детского учреждения. Да, на это все нужно время, но поверьте: оно принесет положительные результаты, так как родители и детский сад вместе – это большая сила для общего развития ребенка.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Которое включает в себя систематическое активное распространение педагогических знаний среди родителей, оказание практической помощи семьи в воспитании детей, повышения педагогической культуры родителей и активизацию их педагогического образования.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми, знающего их проблемы, — привлечь родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям.
Наш детский сад сегодня находится в режиме развития, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы детского сада с семьей. Начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, проводимые анкетирование, личные беседы, на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Для того, чтобы детский сад стал источником информации о ребенке, развитии детско-родительских отношений, предлагаем различные формы:
«Круглый стол» по любой теме;
тематические выставки;
консультации специалистов;
семейные спортивные встречи;
почта доверия, телефон доверия;
открытые занятия для просмотра родителей;
конкурс семейных талантов;
день открытых дверей;
сайт ДОУ.
Основной формой сотрудничества с родителями являются родительские собрания, которые включают в себя весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия детского сада и семьи. Совместно с родителями к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне был высажен мини – сад. Данная форма работы способствует воспитанию патриотических чувств, систематизации ранее полученных знаний у детей.
«День открытых дверей в ДОУ» – одна из форм работы с родителями, которая представляет им возможность познакомиться с образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса. Детский сад даёт возможность взрослым «прожить» день в детском саду, ощутить атмосферу детской жизни, увидеть работу педагогов. В течение этого дня они могут посетить разные виды совместной деятельности педагогов с детьми, познакомиться с организацией и содержанием режимных моментов.
Регулярно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и родителей. Все семьи, которые принимают участие, мы поощряем благодарностями и дипломами на уровне группы, а наиболее активные семьи, которые принимают участие не только на уровне детского сада, но и на уровне города — награждаются грамотами и подарками от детского сада.
В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии (собрании, заседании клуба «Мы вместе»), лучшие проекты печатаются в газете ДОУ. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.
Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой или папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.
Вся информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями (со всеми родителями подписаны согласия на размещение фотографий детей). На сайте ДОУ любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. Электронная почта детского сада, используется для работы с письменными сообщениями родителей, налаживания динамичной и действенной обратной связи в работе детского сада с семьей; она не заменяет общение, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным.
При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.