Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
г.о. Реутов
Московская область
Современный подход к формированию навыка смыслового чтения
(доклад)
Учитель начальных классов
Костюченко Наталья Августовна
2017 г.
Современный подход к формированию навыка смыслового чтения
Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
Конфуций
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.
Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Плохо читающий школьник - кандидат в неуспевающие. В процессе увеличения учебной нагрузки ребенок с низкой скоростью чтения начинает испытывать все больше трудностей в освоении нового материала, идет отставание по всем предметам. Проблема детского чтения чрезвычайно актуальна.
Актуальность подтверждает и решаемые задачи:
Умение работать с текстом помогает в овладении всеми учебными предметами.
Применение приёмов работы с текстом на уроке развивает устную речь, умение слышать другого, помогает критически относиться к получаемой информации.
Обучение пониманию текста формирует положительное отношение к чтению, к познавательной деятельности вообще.
Работа над пониманием текста снижает школьную тревожность.
Меня тема понимания текста интересует по следующим причинам:
- личный профессиональный «рост»
- повышение качества обучения учащихся
- возможность общения с детьми, возможность увидеть индивидуальность, внутренний мир каждого ребёнка
- желание поделиться с коллегами творческими находками
- достижение планируемых результатов обучения: сформированные универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) :
позволят успешно решать учебные и практические задачи;
послужат основой для последующего обучения;
выявят и разовьют: воображение, мышление;
включат обучающихся в процесс познания среды с применением этого опыта в реальной жизни;
грамотно работать с информацией.
Понятие «смысловое чтение»
Проблема нашла отражение в «Государственных образовательных стандартах начального общего образования второго поколения».
«…Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению»…
В «Примерной основной образовательной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Процесс освоения учащимися чтения в начальной школе включает два последовательных этапа (Д. Б. Эльконин): освоение техники чтения и освоение смыслового чтения.
Смысловая:
Техническая:
способ чтения,
темп чтения,
правильность чтения,
выразительность.
В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение». Техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.
Можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
умение осмысливать цели чтения;
умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
умение определять основную и второстепенную информацию;
умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.
К основным типам чтения относятся: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.
Основными видами чтения являются: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое.
Ознакомительное чтение направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста.
Поисковое или просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации, конкретного факта.
Изучающее чтение имеет цель извлечь полную и точную информацию с последующей интерпретацией содержания текста. Такое чтение требует от читателя умений:
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией;
переносить информацию текста в виде кратких записей;
различать темы и подтемы текста;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений:
предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;
анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.
Как видно из классификации типов и видов чтения, смысловое чтение нельзя рассматривать как отдельный вид чтения. Смысловое чтение характеризует уровень чтения. Оно нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения. Чтение не должно быть бесцельным.
Когда следует учителю начинать работать над формированием навыка смыслового чтения? Как только школьник начал овладевать технической стороной чтения. Уже в период обучения грамоте следует уделять внимание и совершенствованию технической стороны чтения и параллельно работать над смысловой стороной чтения. Проверить понятийную сторону чтения на данном этапе можно через алгоритм: вопрос учителя - ответ ученика.
Методические основы организации работы по развитию понимания текста у учащихся
Обобщая идеи практического решения проблемы формирования умения понимать текст, отраженные в системах литературного образования младших школьников, представляется возможным выделить два основополагающих подхода.
Для одного характерно первичное целостное восприятие текста, которое обеспечивает эмоциональное воздействие текста. Анализ текста начинается при его перечитывании. При этом используются определенные формы такого анализа: разные способы вычитывания, система вопросов, сравнение текстов, разбор особенностей жанра и т.д. Некоторые авторы большое внимание уделяют творческой деятельности самого ребенка, считая, что один из путей к пониманию произведения лежит через создание своего текста. На уроке деятельность распределяется между учителем, учеником и другими учениками. При этом ведущая роль в организации такого взаимодействия отводится учителю. В силу этого реализация данного подхода во многом зависит от мастерства учителя, которое заключается в умении самого педагога проанализировать текст, а затем организовать на уроке коллективно-распределенную деятельность.
Второй подход, в рамках которого проведено моё исследование, базируется на том, что при обучении пониманию текста необходимо уже по ходу первичного восприятия текста максимально активизировать работу ребенка. Это положение основывается на анализе действий сформировавшихся читателей, который свидетельствует об их внутренней активности, об использовании ими определенных приемов в процессе первичного чтения. Отсутствие данных приемов у начинающего читателя часто приводит к тому, что первичное восприятие завершается ущербным пониманием или его отсутствием.
Чтобы активизировать первичное восприятие текста, предлагается распределение учебной деятельности не только между учителем и учениками, но и между учителем, учениками и специально созданным учебником (учебной книгой). С позиции данного подхода, и коллективно-распределенную деятельность на уроке, и самостоятельную работу ученика по ходу чтения направляет и организует именно учебник. Это ослабляет зависимость процесса от педагогического мастерства учителя. В то же время руководящая роль учителя не утрачивается, а изменяется содержание его деятельности. У педагога при планировании работы на уроке появляется возможность более полно учитывать особенности данного класса и отдельных учеников, использовать свой творческий потенциал.
Чему обучать? В соответствии с психологическими особенностями процесса, организованного целью понять, обучение пониманию предполагает:
развитие внимания к сигналам текста, прежде всего к слову (непонятному, ключевому, образному) и связи слов;
формирование умения активно воспринимать текстовую информацию (видеть непонятное, задавать вопросы, прогнозировать содержание, проверять предположения, соотнося их с текстом, то есть вести с текстом диалог);
стимулирование читательского воображения для воссоздания образов, созданных автором;
нацеливание на поиск существенного, главного и выражение смысла текста во внешней речи;
побуждение к размышлению над текстовыми смыслами с целью определения собственной нравственной позиции.
Основная цель первого этапа обучения – сформировать умение вести диалог с текстом. Это основной прием понимания текста, который активизирует процесс первичного восприятия текста и подводит к выделению концепта как итогу процесса.
Диалог с текстом складывается из нескольких операций: самопостановка вопросов, вероятностное прогнозирование, осуществление самоконтроля. Одним из условий проведения диалога является замедление чтения.
В качестве результатов первого этапа обучения определены следующие умения, характеризующие начальный уровень сформированности приемов понимания текста: замечать непонятные слова в тексте и уточнять их значение; находить и формулировать скрытый в предложении или небольшом отрывке текста вопрос; высказывать свои прогнозы на уровне слова, предложения, фрагмента и целого небольшого по объему текста; проверять правильность своего предположения, сравнивая его с текстом или ответом в книге; использовать прием включения "мысленного экрана" при чтении описательных текстов; свободно высказывать свои мысли, обосновывать их.
Второй этап обучения направлен на формирование умения выделять концепт текста. Под концептом понимается система взглядов автора текста, которая нашла в нем отражение и может быть объективирована читателем в ходе работы над пониманием текста. Выделение концепта является итогом всей работы над пониманием, включающей внимание к слову, ведение диалога с текстом, активизацию воображения и памяти и т.д. Показателями понимания концепта считают его выражение в речевом плане и транспонируемость, то есть возможность переноса в аналогичную ситуацию.
Итогом второго этапа являются умения: обращать внимание на ключевые слова в тексте; различать в тексте фактуальную и концептуальную информацию; осознавать, что конечной целью чтения является понимание замысла автора (концептуальной информации); находить скрытый смысл в пословице и соотносить его с аналогичным смыслом другого текста; находить и выражать своими словами мысли, содержащиеся в произведении; использовать прием включения "мысленного экрана" при работе с описательным текстом; вести диалог с текстом, заканчивая его выделением концепта.
На третьем этапе обучения пониманию текста акцент сделан на развитии читательского воображения. О важности развития воображения именно в третьем классе свидетельствуют и другие исследования. Установлено, что к 3 классу у детей развивается способность выполнять стандартные задачи, умение действовать по образцу. Эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригинальности восприятия, что выдвигает на первый план развитие воображения младшего школьника.
Заключительный этап обучения младших школьников приемам понимания текста решает наиболее сложную задачу. Дети знакомятся с понятием «текстовая информация» и учатся вычитывать из текста разные ее виды (фактуальную, подтекстовую, концептуальную – в терминологии И.Р.Гальперина). Одним из основных приемов, позволяющих это делать, является внимательное отношение к слову.
К концу обучения в начальной школе у школьника должны быть сформированы приемы понимания текста, которые при взаимодействии с текстом обеспечат активность процесса, организованного целью понять. Показателем данной активности будет способность и готовность различать, находить в тексте и выражать во внешней речи фактуальную, концептуальную и подтекстовую информацию на основе внимательного отношения к словам (непонятным, ключевым, образным), умений вести диалог с текстом, активизировать воображение, кратко формулировать мысли, определять свою позицию при обсуждении нравственных и эстетических достоинств текста.
Методические рекомендации:
1. Работайте с заголовком
- прочитайте заголовок, остановитесь; сформулируйте о чём пойдёт речь в тексте; вспомните, что вы знаете на эту тему; подумайте, на какие вопросы будут даны ответы в тексте; попытайтесь дать ответы на эти вопросы до чтения текста; читая текст, сопоставляйте свои предположения с реальным содержанием текста.
2. Работа с текстом
- читая текст, выделяйте непонятные слова и выражения, тут же выясняйте их значение.
3. Ведите диалог с автором
- по ходу всего чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем содержании; проверяйте свои предположения в процессе чтения.
4. Выделяйте главное
- читая текст, старайтесь отделить главное от второстепенного; по ходу чтения составляйте план; составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты текста.
5. На протяжении работы старайтесь представит себе то, о чём вы читаете
6. Запоминайте материал
- объясните себе, в чём связь мыслей – пунктов вашего плана; перескажите текст по плану; ответьте на вопросы учебника.
7. Проверяйте себя
- ответьте на вопросы ,проверьте по учебнику правильность своего ответа;
- после пересказа проверьте, все ли выделенное вами пересказано и не было ли при этом ошибки.
Данные рекомендации необходимо применять на уроках литературного чтения. Кроме того, некоторые приёмы работы с текстом могут быть использованы на уроках русского языка, окружающего мира и даже математики.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Литература
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М. : Просвещение, 2009. – 201 с.
Соболева, О.В. Путешествие в Страну Книги: Методическое пособие по литературному чтению / Г.Г.Граник, О.В.Соболева. – СПб: Специальная литература, 2003. – 143 с. (8,9 п.л.)
Соболева, О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст / О.В.Соболева. – М.: Баланс, 2009. – 144 с. (9 п.л.)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.