СОГБОУ «Шумячская санаторная школа-интернат»
Доклад на тему:
«Деловая игра - как средство развития социальной компетенции личности».
Подготовила: учитель
информатики, физики и математики
Бунцева Е.А.
п. Шумячи
«Деловая игра - как средство развития социальной компетенции личности».
Из словаря-справочника: деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения.
Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.
Концепция модернизации образования одним из приоритетов образовательной политики определяет обеспечение качества образования и его соответствие потребностям личности, общества и государства. И, конечно, школа должна сформировать у ученика целый ряд компетентностей, способных выступить в качестве движущей силы всего процесса личностного развития не только в период обучения, но и после окончания школы. Математика как учебный предмет имеет богатые возможности для развития социальной компетентности школьников. Придание социально значимым знаниям практикооринтированного характера, сформированность навыков общения с другими людьми основываются на умении самостоятельно добывать знания, использовать их как орудийные средства при решении различных задач, что, в свою очередь, выступает в качестве показателей формирования социальной компетентности.
Математика широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности.
Положение о необходимости развития у школьников социальной компетентности не ново. Для этого учебная деятельность должна представлять интерес. В интересе К.Д.Ушинский видел основной внутренний механизм успешного учения. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, но не превращать эту работу в забаву. В отечественной психологии общая теория интереса разрабатывалась такими учеными, как Б.Г.Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И. Божович, Л.А.Гордон, С.Л. Рубинштейн.
Проведенные данными учеными исследования позволяют сделать вывод о том, что познавательный интерес представляет собой личностное образование, в котором органически представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые.
Современный учитель ищет разнообразные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, которые отличаются от стандартных.
Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать игровые технологии, а именно технологию деловой игры.
В деловых играх моделируются жизненные ситуации: игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. В процессе деловой игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.
Деловые игры используются, как правило, в трех различных аспектах:
игра – обучение
игра – тренинг
игра – исследование
Однако следует отметить, что каждая конкретная деловая игра несет в себе переплетение указанных аспектов, либо в соответствии с определенными целями игры акцент может делаться на каком-то одном аспекте.
Для развития социальной компетентности у обучающихся в учебном процессе применяют следующие модификации деловых игр:
Имитационные игры.
Имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия. Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждый становится специалистом определенного профиля. Группы изучают общие сведения, отвечают на предложенные вопросы. Имитационная игра используется при усвоении новых знаний, способствует эмоциональной приподнятости, деятельности, соперничеству, конкуренции, обучающиеся вовлекаются в некую жизненную ситуацию.
Операционные игры.
Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций: решение поставленных задач, ведение пропаганды и агитаций. Операционные игры формируют умение полемизировать, отстаивать свою точку зрения. Имеет социализирующую ориентацию.
«Деловой театр»
Основная задача метода - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты. Игра используется в качестве контроля, позволяет индивидуально оценить обучающихся. Участники приобретают дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие навыки: умение находить оптимальное решение, адаптироваться к условиям среды, умение сравнивать, сопоставлять.
Игра «Ученый Совет»
План игры: Вступительное слово ведущего.
Слово Ученому совету (чтение указов).
Представление рефератов:
а) теоретическая часть;
б) проведение фрагментов, бесед, кроссвордов, сказок и т. п.
На уроке математики структура деловой игры может быть такой: знакомство с реальной ситуацией; построение её имитационной модели; постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре; создание игровой проблемной ситуации; отбор необходимого для решения проблемы теоретического материала; разрешение проблемы; обсуждение и проверка полученных результатов; коррекция; реализация принятого решения; анализ итогов работы (рефлексия); оценка результатов работы.
Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:
Этап подготовки.
Разработка игры разработка сценария план деловой игры общее описание игры содержание инструктажа подготовка материального обеспечения
Ввод в игру постановка проблемы, целей условия, инструктаж регламент, правила распределение ролей формирование групп консультации
Этап проведения
Групповая работа над заданием работа с источниками тренинг мозговой штурм Межгрупповая дискуссия выступление групп работа экспертов
Этап анализа и обобщения анализ, рефлексия оценка и самооценка работы выводы и обобщения
Деловая игра предполагает групповую форму работы, поскольку она позволяет: обеспечивать режим наибольшего благоприятствования для проявления индивидуальных качеств каждого учащегося в системе межличностных отношений; исключить пассивную позицию ребенка на уроке; самостоятельно добывать теоретические знания и формировать практические навыки; получать опыт определенного социального поведения. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения.
Помимо знаний у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания. Применение на уроках деловых игр обогащает социальный опыт обучающихся: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, учит взаимодействовать с учителями и одноклассниками.
Литература:
Лоповок Л.М. Математика на досуге. – М.: Просвещение, 1981 Лэнгдон Н. Снейч Ч. С математикой в путь! – М.: Лайда, 1987
Мадер В.В. Математический детектив. – М.: Просвещение, 1992
Манвелов Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение, 2002 Минскин Е.М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1982