ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Рассмотрено методической комиссией филиала №6 ФКП образовательного учреждения №46 Протокол от «17» октября 2023 г. № ф6/4 | СОГЛАСОВАНО Врио заведующего филиалом № 6 ФКП образовательного учреждения №46 В.Ю. Львов «17» октября 2023 г. |
Доклад
на тему: «Формирование профессиональных компетенций при освоении профессиональных модулей»
Составитель:
Кошелев Илья Олегович,
мастер производственного
обучения высшей
квалификационной категории
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Текст доклада 3
2. Список использованной литературы 6
1. Текст доклада
Приоритетные направления системы образования СПО в Российской Федерации на современном этапе это обеспечение страны компетентными специалистами.
В соответствии с ФГОС оценка результатов освоения образовательной программы носит комплексный характер и выражается степенью сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций.
При приёме на работу к современным специалистам работодатели предъявляют высокие профессиональные требования, включающие подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий и оценку результатов своего труда. В электроэнергетике, как и во многих других сферах деятельности, большое значение приобретают социальная ответственность и оперативность в принятии решений, мобильное реагирование на нестандартные ситуации.
Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические технологии активного и интерактивного обучения.
Наиболее часто на занятиях используются такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творческие задания, метод проектов, «каждый учит каждого», а также обучение на основе использования информационных технологий.
Внедрение в образовательный процесс этих технологий позволяет отработать глубину и прочность знаний у студентов, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс умственной деятельности каждого студента, автоматизировать его труд, так как сегодняшние студенты очень мало читают печатные издания, а общаются между собой непрерывно посредством сотовой и интернет связи. Самой важной частью образовательного процесса для подготовки к итоговой государственной аттестации, считаю практические занятия и курсовое проектирование
Применение ИКТ при выполнении практических занятий позволяет выполнять расчеты объемов работ в компьютерной программе Microsoft Office Excel.
В настоящее время актуально выглядит обучение студентов профессиональным умениям методом курсового проектирования. Курсовой проект по профессиональному модулю является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов. Технологию работы над курсовым проектом с каждым годом необходимо севершенствовать. Курсовое проектирование – это основной вид познавательной деятельности студентов, оно способствует развитию у студентов самостоятельных решений, стремление находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, умению работать со справочной и технической литературой.
Работа над курсовым проектом дает возможность студентам проявить учебно-позновательные, информационные, социально-трудовые знания и навыки, коммуникативную способность, которые определяют в дальнейшем успешность функционирования специалиста в условиях профессиональной жизнедеятельности. Студент, видя, что его проект максимально приближен к настоящему, воспринимает свою работу как нужную и востребованную, достигнутые результаты помогают осознать, что знания необходимое средство, обеспечивающее способность человека принимать решения, адаптироваться в социуме, формируют уверенность в себе как в специалисте.
Важный этапа курсового проектирования - защита проекта. Для многих студентов это первое в жизни публичное выступление, когда нужно не просто грамотно рассказать заученный текст, а отвечать на вопросы оппонентов, правильно их обосновывать, отстаивать свои решения. Это первый опыт в подготовке к итоговой государственной аттестации.
Преподавателям курсовое проектирование дает возможность иметь объективную картину уровня знаний студентов по профессиональному модулю и междисциплинарным курсам входящим в него, оценить реально уровень полученных знаний и навыков. Для повышения мотивации к получению специальности защиты курсовых проектов желательно проводить открыто с приглашением студентов младших курсов своей специальности, администрации колледжа, а также представителей потенциальных работодателей. Защита курсового проекта превращается в настоящий праздник знаний и мастерства студентов и педагогов-консультантов.
Таким образом, формирование профессиональных компетенций происходит успешно, если педагог делает процесс образования разносторонним, интересным, насыщенным.
2. Список использованных источников
1. Алексеева Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2014. - № 3. - с. 78.
2. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2015. - № 3. – с. 79.
3. Кваша В.П. Управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994. – 345с.