СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Использование игровой технологии на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт работы на уроках географии с пременением игровой технологии.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Использование игровой технологии на уроках географии"»

Использование игровых технологий на уроках географии

Решение современных задач обучения невозможно без серьезных изменений в формах организации деятельности учащихся. В методике географии  накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения. В числе приоритетных задач современного образования на современном этапе особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и способности быть активным потребителем информации. Невозможно научить ученика, если ему неинтересно, если он не увлечен процессом познания. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. В развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны методы, с помощью которых обучающиеся вовлекаются в процесс познания, а также технологии проведения урока.       

В моей практике работы учителей широко распространены игровые технологии.   Моя профессиональная деятельность, направлена на совершенствование образовательного процесса путем привития интереса обучающихся к знаниям за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения посредством включения их в активную познавательную деятельность. Применение технологии игровой деятельности позволяет успешно решать эту задачу. В своей практической деятельности рассматриваю игру с различных позиций: как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; как форма активного обучения (нестандартный урок); как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы), как новая технология обучения. 

Цель  игровой технологии обучения  состоит в содействии проявлению природных качеств каждого ученика, а не в доведении творческих способностей до задуманного уровня. Посредством игры я выявляю, развиваю и усиливаю творческий потенциал личности обучающихся, поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит «почву» для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности учащихся. Игры универсальны для любого этапа урока или его типа.

Урок, построенный в игровой форме, изменяет приоритеты в учебном процессе от усвоения знаний и умений к развитию и формированию личности со всех сторон. На таком уроке применение знаний и умений требуется на протяжении всего урока. В процессе игрового обучения изменяется сам стиль и характер общения по типу «ученик – ученик».  Изменяется функция педагога. Педагог становится организатором, координатором и консультантом на уроке. В игре каждый ученик перестаёт быть незамеченным в отличие от традиционного урока. От каждого требуется новое творческое начинание. Для того  чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности: интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические, коммуникативно-творческие. Посредством чего в процессе игры формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазия, мышление становится индивидуально-неординарным. В результате урок из обыденности перерастает в творчество, что позволяет решать такие цели обучения, как развитие познавательного интереса к курсу географии и возникновение, и формирование всесторонне развитой личности.

Учебная игра как  педагогическая технология дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены  учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические  приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.

С  позиции личностного подхода игра представляет  поле, в рамках которого происходит самоопределение и идет процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение – это попытка самому себе ответить на вопрос, что есть «я» в этом мире. В ходе игры ученик проявляет себя, появляется возможность открытых и полноценных взаимоотношений. Игра ценна личностной самореализацией, проживанием ролей.

В  игре  актуализируются функции личности. Если  традиционно  образовательный  процесс связан с передачей – получением информации, обработкой некоторой системы репродуктивных умений, то в игре участник ставит себе цель, отбирает целенаправленно материал, при этом он ответственен не только за свое поведение, но на нем висит груз ответственности за успех всей группы. В  игре происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало.

Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, и благотворно  сказываются на результатах обучения.

Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С ее помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. В процессе игры учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт, а также свои представления об опыте разыгрываемого героя, то есть через подражание формируется своеобразная цепочка действий, воспроизводящая опыт взрослых. В ходе игры учащиеся не копируют точно взрослых, а, подражая им, действуют по - своему. Включая игры в учебный процесс, я увидела, что это заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности. 

Игры, проводимые учителем на разных этапах урока, имеют различные цели. В начале урока игра нацелена на организацию и заинтересованность детей, стимуляцию их активности; в середине урока – на усвоение темы; в конце урока – на поисковый характер. По месту проведения игры могут быть урочными и внеурочными. По дидактической цели – игры, направленные на изучение нового материала, на проверку знаний и умений, закрепление и обобщение. По форме организации учебной деятельности индивидуальные и групповые. Внедрение разнообразных форм работы на уроке: индивидуальной, парной, групповой, коллективной способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом. 

Методика организации любой игры включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный этап  (от 1 до нескольких дней).

2.Основной этап (непосредственное проведение игры).

3. Заключительный этап (итог, который учащиеся подводят в конце игры).

Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми азличными.  Наиболее  часто  я  использую  уроки,  стимулирующие познавательный интерес, такие как: урок – КВН, урок-игра, урок-викторина, урок-путешествие, урок-соревнование, деловая игра и другие.

Разработка географических  игр по различным  темам  должна соответствовать следующим  критериям:

1. Игра должна быть рассчитана на один урок (40-45 минут).

2. Игра не должна быть сложной для понимания ее хода учениками.

3. Оборудование для игры должно легко трансформироваться.

4. Игра не должна морально устаревать.

5. Игра должна быть массовой, охватывающей всех учеников.

6. Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.

   Учителю должно быть легко выставлять оценки по результатам игры, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка за урок.

   Для более успешного проведения игры необходимо, чтобы ученики достаточно хорошо знали бы материал, на котором будет строиться игра. Иначе они просто не смогут  участвовать в ней или попытаются уйти от активного участия в пассивную деятельность.

Игру  можно применять почти на каждом уроке, но необходимо помнить, что игровые моменты должны занимать примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Выучить необходимый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит  стопроцентная активизация деятельности учеников на уроке. Интеллектуально  развитые дети занимают лидирующее положение, обучая  отстающих  в командной игре. Известно, что порой слово сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя. Соревновательность  в работе, возможность посовещаться, острейший  дефицит времени – активизируют учебную деятельность, формируют стойкий интерес к предмету. Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть вопрос, на который необходимо дать ответ, пути решения неясны, а все это приводит к творческому поиску. Каждый учитель старается как  можно ярче, содержательнее и интереснее проводить уроки. Как и в любом другом деле, требуется определенная подготовка. При подготовке к игре особое внимание следует уделять психологической подготовке школьников  к участию в игре, их эмоциональному настрою. Разумеется, важно и собственно географическое содержание игры, которое должно отвечать следующим требованиям: актуальность тематики и ее реальной значимости для учащихся, охвату основного содержания школьной географии, междисциплинарному, интегрированному характеру изучаемой проблемы, возможности решения ее различными путями. Важна также и психологическая готовность учителя к проведению игры, которая подразумевает педагогическое мастерство, коммуникативные качества, уверенность в себе, уважение к личности ребенка. При формировании групп учеников надо учитывать способности, интересы и сложившиеся взаимоотношения в классе. Иногда учитель может предложить некоторым ученикам самостоятельно разработать и провести игру. Но в этом случае необходим контроль со стороны учителя, особенно при формулировании целей и задач, которые надо решать в процессе игры. Учащиеся, успешно справившиеся с заданием, могут в дальнейшем  исполнять функции разработчиков и организаторов учебных игр, особенно при проведении их в младших классах. Дети всегда с нетерпением ждут игру, серьезно готовятся к ней. Главным принципом учения с увлечением является удивление.

Чем раньше  удивишь, заинтригуешь, поманишь неизведанной тайной, тем острее впечатление, тем более стойким оказывается интерес. Игра будет интересной тогда, когда позволит реализовать разнообразные игровые возможности самого ученика – «исследователя». Игра – прием, активизирующий познавательную активность школьников, а ролевые игры особенно влияют на эффективность обучения. Для учащихся средней и старшей школы игра является прекрасным стимулом более качественного усвоения  учебного материала. Применение игр в старших классах при изучении экономической и социальной географии весьма актуально, так как именно в этом возрасте падает интерес к учебе. Кроме того, игра таит в себе колоссальные возможности раскрытия творческого потенциала школьников, позволяет удовлетворить их потребности в деловом общении, самооценке. Игра естественна и привлекательна для ребенка. Игра обучает, развивает и занимает его.

В своей работе я использую  следующие модели игр:

Модель №1« Географическая  эстафета»:

Учитель задаёт вопрос ученику, ученик отвечает и передаёт  указку следующему и при этом задаёт вопрос. Если участник  эстафеты отвечает на вопрос неправильно, тот лишается права задать вопрос.

Модель№2 « Четвёртый  лишний»:

На игровом поле помещено 4 понятия: Полярная ива, Ягель, Лишайник, Клён. Учитель спрашивает, какое из этих понятий лишнее.

Джомолунгма, Монблан, Байкал, Эльбрус - учащиеся определяют лишний географический объект, и показывают  его на карте или определяют на контурной карте.

Модель №3: «Ещё быстрей»:
На настенной карте в разброс прикрепляю цифры от 1-15 . Каждой цифре соответствует определённый географический объект. Секундомером засекаю время и ученик должен показать и назвать по порядку все 15 объектов. Спросив нескольких учащихся положение цифр можно поменять.

Модель №4: «Географический бой »:

Учитель задаёт вопрос любому ученику и если ученик правильно ответил, то задаёт вопрос любому другому ученику класса. Если ответил неправильно или вообще не ответил на вопрос, то он «убит»,  выбывает из игры.

Модель №5: «Собери карту»:

Ученикам даются конверты с разрезанными  топографическими (физическими) картами (рисунками). Задача учеников заключается в том, чтобы собрать карту.

Модель  №6: «Географические силуэты»:

Этот игровой приём известен давно, ещё с прошлого века: рисунки с силуэтами географических объектов демонстрируются учащимся по мере накопления номенклатуры. Первоначальная задача - определить по очертанию географические объекты. Потом можно не только узнать озеро (море, материк, остров), но и показать на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику: где находится, в чём особенности, чем известен?

Модель №7: «Казаки-разбойники»:

Эта игра используется при изучении географических координат, с целью отработки навыков определения их на географической карте. Класс делится на  две  команды:  «разбойники»  прячутся  на географической карте, а «казаки», по сообщениям (координатам), определяют места,  где укрылись «разбойники». Здесь можно добавить не только поиск объектов, но и их описание.

Модель №8: «Правильно отбери»:

Ребята получают открытки, рисунки и т.д. (допустим представители растительного и животного мира). Необходимо правильно разобрать их по природным зонам.

Модель №9: «Географическое домино»:

       Удобно проводить в качестве повторения любой темы. В левой  части  прямоугольной  карточки – рисунок,  в правой – вопрос. Один ученик кладет карточку,  а другой должен подставить такую, на которой в виде рисунка содержится ответ на вопрос.

Модель№10: «Знаешь ли ты страну»:

Называется страна, а ученики письменно отвечают на вопросы: географическое положение, столица, природные ресурсы, население и т. д.

Модель№11: « Самый, самый…»:

Для общего развития и лучшего запоминания материала при изучении материков, океанов, рек и т.д.  Учитель задает вопросы и просит показать на  карте:

- самый большой материк, океан, остров…

-  самый холодный океан, материк, остров…

Модель № 12: « Заморочки  из бочки»:

Зачитываются стихи или описания каких-то объектов, заслушав, их ученик должен ответить на вопрос. Например, Поэт П. Богданов пишет:

Ни разу не был я на океане,

Мне даже не представить никогда,

Что, на каком-то там меридиане;

От полюса до полюса вода. Существуют  ли  такие меридианы?  (Да).

Модель № 13: «Пойми меня»:

Предлагаю учащимся объяснить значение слов: литосфера (греческое слово «лито» - твёрдый), сельва (португальское слово, в переводе на русское слово означает лес).

Модель№14: «Найди ошибку»:

Перед вами учебный текст. Прочитайте его. Потом вам будет предложен тот же самый текст, но с некоторыми искаженными утверждениями. Ваша задача – найти и исправить их

Выбор вида игры определяется возрастом детей. Те игры, в которых с удовольствием принимают участие 6-7 классы, уже не приемлемы в старших. Некоторые игровые формы рациональнее применять при изучении нового материала, а некоторые – на проверочных и зачетных уроках. Развитие и изменение учебной и игровой деятельности школьников определяются возрастными особенностями учащихся и особенностями  материала курсов географии.  В старших классах дети уже довольно хорошо владеют навыками самостоятельной работы. Им характерна потребность в лидерстве. На первый план выдвигается желание проявить лидерские качества, реализовать себя в игре, особенно если традиционные формы не дают ребенку такой возможности. Наиболее приемлемым вариантом учебной игры в старших классах становится игра – путешествие, КВН.

Важная задача школы – воспитание человека пытливой, творческой, ищущей натурой. Проблема формирования интереса в обучении не нова, но актуальна. Один из путей, который позволяет вызвать  и, самое главное поддержать интерес к живой природе, являются игровые формы уроков.  Игровые технологии позволяют выявить неформальную структуру класса, тип взаимоотношений между учениками, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдеров. В игре все равны и порой слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – все это дает возможность преодолеть скованность и положительно сказывается на результатах. На своих уроках я стараюсь заметить малейшие успехи и достижения каждого ребенка, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности ученика, использую эмоционально - положительный стиль общения. Это создает благоприятный климат на уроках, что естественно отражается на результативности учеников школы, и выражается в высоком качестве знаний. Большая часть игр в моей практике по-прежнему приходится на обобщение и контроль знаний. Но я стараюсь их включать и в процесс изучения нового материала и закрепления умений и навыков. Чаще использую игры в 6-х - 8-х классах, но ощущаю необходимость в их использовании и в старших классах.  Сравнительный анализ успеваемости в  6 - 8 классах показал, что там, где ученики познают предмет играя, выше активность на уроке, повышен   интерес к предмету, и, наоборот, там, где игра отсутствует, дети хуже владеют устной речью, «зажаты» при ответе у доски, медленнее приходят к решению проблемы. 

Таким образом, современными проблемами, существующими в развитии игровых технологий, можно считать более полное осознание познавательных возможностей игры и формирования личностных качеств. Необходимо продолжать развитие системного подхода к игровой деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!