Докладнатему: "Коммуникативная направленность в изучении английского языка"
Введение. Темамоегоопытаработы«Коммуникативнаянаправленностьвизучениианглийскогоязыка».
Любойязык, будьтороднойилииностранный, являетсясредствомобщениялюдеймеждусобой. Как средствообщения, изучаемыйязыкпостояннодолженнаходитьсявсостоянии «готовностикупотреблению».
Поэтомуведущейцелью, представляемогомноюпедагогическогоопытаявляется процесскоммуникации, стольнеобходимыйсегоднядля обученияшкольникованглийскомуязыку. Даннаяцельотражаетсоциальныйзаказобществаввоспитаниигармоничнойвсесторонне-развитойличностиисоответствуеттребованиямфедеральногогосударственногообразовательногостандартаобщегообразованиявторогопоколения.
Коммуникативность предполагает речевуюнаправленность учебногопроцесса, которая заключаетсянестольковтом, чтонаурокебуквальнопреследуетсяцельречевойпрактики, скольковтом, чтопутькэтойцелииестьсамопрактическоепользованиеязыком.
Цельюкоммуникативности являетсякомплексноерешениезадач, аименно–формирование коммуникативнойкомпетенции учащихся, понимаемойкакготовностьиспособностьучащихсяобщатьсянаанглийскомязыке.
Этацельподразумеваетследующие задачи: развитиекоммуникативныхуменийучащихсявговорении, чтении, аудированиииписьме, сформированныхвпроцессеобученияанглийскомуязыку.
Внастоящеевремя, яработаюпоУМК“EnjoyEnglish”, авторами которогоявляютсяБиболетоваМ.З., ТрубаневаН.Н. идругие.
Длядостиженияцелиявыбраласледующиепедагогическиетехнологии: коммуникативнаятехнология, игровая, проектная, технологиягрупповогосотрудничества, ИКТ.
Применятьтехнологииможнопо-разному. Можноработатьсоднойлидирующейтехнологиейцелыйурок, можносдвумя, аможносочетатьнесколькотехнологийвзависимостиот целиурока, возрастаучащихся, уровняобучаемостиучащихся.
Вшколе№1 яработаюс 2006 года. Шлигоды, менялисьучебники, копилсяпедагогическийопыт. Врезультатечего, япришлаквыводу, что вмоейработе длядостиженияданнойцели (т.е. общениюнаязыке), самымиэффективнымиявляются вышеуказанныетехнологии. Повторюсь: коммуникативнаятехнология, игровая, проектная, технологиягрупповогосотрудничества, ИКТ.
Почемуиспользуетсяименноэтотметодическийприём?
Разрабатываястратегиюуроков, приходитсяучитыватьпсихологическиеособенностидетей. Впервуюочередьнужноподуматьоподдержаниимотивацииизученияанглийскогоязыка. Дляэтогокакнельзялучшеподходят: игроваятехнология, ИКТ, проектная.
Естьунасидети - «звёздочки». Мыихлюбим, всяческиподдерживаемиконечножеонипринимаютучастиевовсехзначимыхконкурсах. Такиедетиявляютсяопоройдляостальныхприиспользованиинаурокахкоммуникативнойтехнологии, проектнойитехнологиигрупповогосотрудничества, таккакэтитехнологиитребуютопределённогословарногозапаса, определённыхречевыхуменийинавыковиконечножеповышеннойконцентрациивнимания.
Существуетещёоднатрудностьвизучениианглийскогоязыка, самаяглавная, пожалуй - это отсутствиеязыковойсреды. Нетпрактикиобщениясносителямиязыка, аеслиибывает, токрайнередко.
Врезультате, извсехумений, предусмотренныхпрограммой, хужевсегоучащиесяовладеваютименноразговорнойречью.
Поэтомунаурокахястараюсьактивизироватьпознавательнуюдеятельностьучащихся, имитируя«языковуюсреду»исоздавая:
- потребностьвобщении (вводнаябеседа, анкетирование, спомощьюкоторыхуучащихсясоздаетсядефицитинформации );
- необходимостьв чёткойпостановке коммуникативнойзадачиилиееформулированиесамимиучащимися;
- наличиеопор, какусловийрешениязадачиипостепенноеихубывание;
- учетинтересаучащихся (возрастных, индивидуальных, групповых);
- созданиемотивации (урокивформевикторины, дискуссии, игры).
Практика.
Яработаювразныхклассах. Вначальнойшколе, всреднемзвене, встаршихклассах. Крометого, имеется внеурочноезанятиев 1 классе«Занимательныйанглийский».
Основнаязадачаобученияиностранномуязыкунаначальномэтапесостоит вразвитииуучащихсяосновкоммуникативнойкомпетенции.
Даннаязадачапредполагаетналичиеопределенныхличностныхкачествучащихся: общительности, раскованности, желаниявступитьвконтакт, активностиназанятии (именното, чтовбольшомдостаткемыимеемвначальнойшколе).
Поэтому, вкачестве ведущейпедагогическойтехнологии нараннемобучениианглийскомуязыкулучшевсегоиспользовать игровуютехнологию.
Вкачествеведущейучебнойдеятельности– сюжетно-ролевуюигру.
Например, оченьэффективноиспользованиекуклыприсоставлениидиалогов, рассказов, инсценировок, рифмовок.
Всвоейпрактикеяиспользуюдляэтогоигрушки птицы-Каркушии белкиизмультфильма«Ледниковыйпериод», Сквирел.
Куклывступаютвразговордругсдругом, темсамым, показываяобразец (приветствие, знакомство). Спомощьюкуколможноотрабатыватьлюбыеумения, вводитьлексику, разыгрыватьпростыедиалоги (диалог-приветствие, диалог-знакомство).
Куклыиигрушкипомогаютиприпроведении контрольно – обобщающих уроков, ониоживляюттакиеуроки, проводяихвнестандартнойформе. Благодарятакимигровымформамконтроляучащиесядаженеподозревают, чтоихконтролируют, ивнепринужденной форме показываютсвоизнания, умения, навыки.
Подвижныеигры подходятдлязакрепленияилитренировкилексическогоилиграмматическогоматериала. (Оченьчасто яиспользуюмяч.Этаподвижнаяиграпозволяет снятьусталостьребят. Можноиспользоватьмячпритренировкеместоимений, личныхформглагола tobe, названияцветов, игрушек, счетаит.д.)
Кромеигровойикоммуникативнойтехнологиивначальнойшколеяуспешноиспользую идругие: проектную, групповогосотрудничества, ИКТ.
Наданномуроке“Tellingstories” в 4 классе, вкачествеосновнойтехнологиибыли примененыдветехнологиикоммуникативнаяигрупповогосотрудничества. Остальныетехнологиивыступаливролисопутствующих.
Тема: Unit 4 “Tellingstories”. Section 2 “Let’swritefairytales”.
Цельурока: Обобщение ииспользованиепройденноголексико-грамматического материала вустнойиписьменнойречивпроектнойработе.
Задачиурока:
1) Применить пройденныйлексико-грамматическийматериалв сказках. Закреплениетемы«Простоепрошедшеевремя».
2) развитиекоммуникативныхнавыков (монологическаяречь, умениенаписатьирассказатьсказку).
3) активизацияпройденнойлексикивречевыхупражнениях.
4) мини-проект«Давайтенапишемсказку».
Оборудование: компьютер, проектор, УМК М.З.Биболетовой“EnjoyEnglish” 4 класс, дидактическийматериал.
Формапроведения: работавгруппах( всеучащиесяразделенына 2 группызаранее).
Покаяговорюсдедующиеслова, тыоткрываешьпрезентациюнадиске.
ПоучебникуБиболетовой М.З. яработаюнетакдавно. ДоэтогоработалапоучебникуКузовлеваВ.П. последователяПассовавразвитиииприменениикоммуникативнойтехнологии. Именнопокоммуникативнойтехнологиимноюбылразработанурокв 6 классе «Зависитлиоттебятвоёздоровье?» “Does your health depend on you?”
Урокв 6 «А» классе
Тема: Unit 5. “Does your health depend on you?”
Задачиурока:
1) Развитиекоммуникативныхнавыковучащихсянаосновепройденноголексическогоиграмматическогоматериала.
А) развитиеуменийинавыковдиалогическойречи.
Б) развитиеаудитивныхнавыков
2) применениеизученногоматериалавпроекте (составлениедиалогапотеме)
2) знакомствоссоциокультуройстраныизучаемогоязыка
Наданномурокебылапоказанапошаговаяработа сдиалогическойречью:
прослушиваниедиалога( обсуждениетемыдиалога, ответынавопросы)
работаподиалогу. Каклюдипроявляютинтерес? Какописываютсвоёсостояние? Какпроявляютсимпатию? Какдаютсовет? Какпринимаютсовет? Каквыражаютнадежду?
Составлениедиалогапообразцу.
Сотавлениедиалогапоситуации.
Былподготовленпроект«Здоровыйобразжизни». Поокончаниипроектабылопроведенообсуждение. (Ребятавысказывалисьпотеме (монологическоевысказывание), подводилиитог урока.)
Даннаяметодикадаётстабильно-хорошийрезультатработыеслионаприменяетсявсистеме.
Проанализироваврезультатработы япришлаквыводу, чтоданнаясистемаработыповысилауровеньобученностиучащихся. Возьмёмвкачествепримерапрошлыйучебныйгод 5 класс. Награфикевидновозрастаниеуровняобученностиучащихся.
Присистемномпримененииметодикименяетсяиуровеньобучаемостиучащихся. Уровеньобучаемости–этомышлениеребёнка, память, воображение, речевыеспособности.Такимобразомданнаяметодика нетолькоповышаетуровеньзнанийучащихся, ноиобеспечиваетразвитиеличностиребёнка, егоречевыеспособности, мышление, память, воображение, чтосоответствуеттребованиямфедеральногогосударственногообразовательногостандартаобщегообразованиявторогопоколения.