1 Сохранение и развитие родных языков – одна из государственных задач, стоящих на современном этапе перед Россией. Это особо актуально для многонационального Дагестана. Какие меры принимаются по развитию языков в республике?
- В Российской Федерации постоянное внимание уделяется вопросам сохранения и развития родных языков. Как подчеркнул в своём выступлении Президент страны Владимир Путин на совместном заседании Советов при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и по русскому языку 19 мая 2015 года, «вопросы сохранения и развития русского, всех языков народов нашей страны имеют важнейшее значение для гармонизации межнациональных отношений, обеспечения гражданского единства, укрепления государственного суверенитета и целостности России». Президент РФ особо подчеркнул, что «информационное, культурное, государственное единство страны, единство российского народа напрямую зависит от освоения нашими молодыми людьми, от состояния, распространения русского языка».
К настоящему времени в Республике Дагестан русский язык выступает не только как государственный язык Российской Федерации и как средство общения между народами. Он стал важнейшим фактором расцвета национальных культур народов республики. Через изучение русского языка народы Дагестана смогли ознакомиться с мировыми произведениями и памятниками культуры и словесности других языков. Востребованность русского языка в истории и настоящем времени Республики Дагестан была и остаётся очень высокой. 13 декабря 2014 года Правительство Дагестана приняло государственную программу республики «Русский язык» на 2014-2017 годы, вместе с перечнем мероприятий госпрограммы, продолжающую государственную политику республики по развитию русского языка.
Главной целью принятия госпрограммы выступают поддержка, сохранение и распространение русского языка в республике как важнейшего фактора консолидации народов Дагестана, дагестанского общества, создание условий для полноценной реализации русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения между народами Дагестана.
Министерство по национальной политике Дагестана выступило инициатором создания Центра русского языка и культуры (Русского дома), деятельность которого не только способствовала бы консолидации русского населения республики, улучшению его психологического самочувствия, сохранению традиционной русской культуры в Дагестане, но и способствовало бы популяризации традиционных культурных ценностей русского народа, в том числе – русского языка.
Также в своём выступлении Президент Российской Федерации В. Путин отметил, что «комплексная, всесторонняя работа по изучению, поддержке языков народов России, безусловно, должна продолжаться. Для каждого народа вопрос сохранения родного языка – это вопрос сохранения идентичности, самобытности и традиций. В том числе важны фундаментальные и прикладные исследования в этой области, глубокий научный подход. Это залог качественного образования, продвижения национальных языков, нашей культуры в мире в целом. Учитывая роль языка в жизни народа, общества, государства, не допустим ведомственный, отраслевой подход к формированию и реализации языковой политики».
В Республике Дагестан реализуется полномасштабная работа по сохранению и развитию родных языков. Проведена республиканская научно-практическая конференция, посвященная проблеме сохранения и развития языков народов Дагестана. В работе конференции приняли участие представители научно-экспертного сообщества, институтов гражданского общества, средств массовой информации и вузов республики. В ходе конференции обсуждались актуальные вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, стремления к взаимопониманию и взаимопроникновению культур, сохранению и развитию родных языков в условиях регионального этнокультурного пространства, проблемами подготовки и повышения квалификации учителей родного языка и литературы, опытом преподавания родных языков и литератур в образовательных учреждениях различного уровня и другие .Учителя аварского и лезгинского языка и литературы стали победителями IV межрегионального конкурса учителей родных языков Северного Кавказа «Мир моих увлечений» в Нальчике.
В городах республики родной язык усваивается в семье. Вне семьи, в детских учреждениях, школах, в общении функционирует русский язык.
Родной язык является основой системы этнокультурного образования. Роль общеобразовательной школы в сохранении и развитии родных языков трудно переоценить. От состояния школьного обучения родным языкам во многом зависит, какая языковая ситуация сложится в республике, повысится ли статус родных языков и т.д. Дагестанский НИИ педагогики им. А. А. Тахо-Годи определяет содержание учебных курсов этнокультурного образования,
108 ••• Известия ДГПУ, №4, 2015
проблемы языка обучения и изучения родных и русского языков. 2.В связи с введением ФГОС на образовательной системе лежит особая ответственность за качество обучения и воспитания, особенно в регионах РФ, где понятия «родной» и «русский» языки должны быть разведены. Особенно важно обратить внимание на выбор языка обучения, правильное решение которого отражается на качестве начального школьного образования. В Дагестане исторически сложилась мононациональная сельская школа, в которой на начальном этапе обучение ведется на родном языке. В последние годы наметилась тенденция массового перехода наших сельских мононациональных школ на учебный план с русским языком обучения. Такой подход приводит к явному противоречию, с одной стороны, мы говорим о том, что родной язык является базовым языком начального образования, что обучение русскому языку осуществляется с опережающим изучением родного языка, с другой стороны, сельского ребенка, не владеющего русским языком, ставим в условия, когда он с первых дней пребывания в школе на незнакомом ему языке должен осваивать все учебные предметы.
3.Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и нровестиурок С использованием ЙКТ, теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным
Для успешной реализации требований учебных программ и образовательных стандартов цам необходимо найтн более совершенные методы, приемы и средства, исходящие из современных техноло- гий обучеиия, для применения на уроках дагестанской литературы- «Урок литературы - это урок искусства, так как на нем разбираются, анализируются литературные шедевры. А если это так, то и урок должен быть произведением искусства», - писал педагог Е. И. Ильин.
Безусловно, что главное и ответственное лицо в реализации программного материала - учитель, от его педагогической культуры, кругозора и 1ютодическош мастерства зависит качество знания и воспитания .
Сегодня учитель осваивает новые технологии. Мультимедийное сопровождение во время объяснения нового материала стало нередким явлением. Такие уроки привлекательны, современны, позволяют учащимся показать знащгя по предмету, предоставляют возможность проявить творческие способности. Современное обучввние делжно быть настроено на развитии интереса к предмету.
Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, памятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания;ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Презентационная форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть показаны рисунки, иллюстрации, аудио-, видеоматериалы, позволяет представить материал как систему ярких опорных образов. Ребенок не только видит и воспринимает, переживает эмоции.
При изучении тем дагестанской литературе можно послушать песни М. Снндикова, посмотреть фрагментыфильмов«Чегери», «Даргинские девушки».
Интерактивная доска — ценный инструмент на уроках дагестанской литературы. Применение интерактивной доски открывает множество дополнительных возможностей н повышает интерес к предмету. Такие уроки нами проводились цри подготовке учащихся к художественному чтению поэмы «Горянка» Р.Гамзатова, при изучении басен Цадасы (смотрим мультфильмы «Лев и заяц», «Слон и муравей» в 6 классе).; Нами были проведены уроки, посвященные биографии Расула Гамзатова, Фазу Алиевой, А. Абу-Бакара, Р. Гамзатова «Горянка» (11 класс), слушаем стихи, музыку.
Работу учителя на уроке облегчает интерактивная доска, помогающая сделать учебный материал ярким, запоминающимся. Использование ИКТ обеспечивает заинтересованность учащихся на уроках дагестанской литературы, дает возможность подобрать дифференцированные задания.
Очень важно научить ученика думать, обсуждать прочитанное, сопоставлять себя с героями книг, делиться своими наблюдениями, любить родную землю, бережно относиться к природе родного края. В этом и помогают учителю новые технологии, которые не только сохраняют структуру Общеобразовательного цикла и полностью соответствуют требованиям обязательного минимума содержания, но и способствуют повышению познавательного интереса к предмету, содействуют росту успеваемости учащихся по предмету, формируют навыки самостоятельной продуктивной деятельности, создают ситуации успеха для каждого ученика.
Использование информационно-коммуникационных технологий дает учителю возможность экономить время на уроке, широко использовать аудио-, видео-, мультимедийный материал. Ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке урока.
В современных условиях, если в мононациональной среде овладение родным языком происходит более или менее успешно, то в городских школах с многонациональным составом учащихся возникает необходи мость поиска эффективной методики обучения и воспитания на родном языке. Особо важное значение имеет положение, сформулированное в документе «Реформа образования в России», где сказано, что школа неотрывна от национальной почвы, что она хранит национальную культуру.
Реформа российской системы образования предполагает учет региональных особенностей, этнокультурного и социально-экономического развития того или иного народа, использование его воспитательно-образовательных традиций, подготовку к овладению родным языком для приобщения к национальной культуре.
В процессе выполнения работы нами изучены исследования многих русских, дагестанских, абазинских, кабардинских и других ученых-педагогов, лингвистов, методистов и психологов и огромный разнообразный материал, который накоплен в педагогической и психологической науке по проблемам обучения детей родным языкам.
Список литературы:
[1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.]
[2. Вахрушев, А. А. Как готовить учителей к введению ФГОС /А. А Вахрушев //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№5.-С.3-16].
[3 Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-28.]
[1. Абдуллаев А.А. Культура русской речи в условиях национально-русского
двуязычия / А.А. Абдуллаев. - Махачкала, 1995. - 289 с. ]
[2.Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3].
[3.Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский. // Педагогические технологии, №1, 2006].
[Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000.]
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
МКОУ «НОВОКАРАКЮРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. М.Р.Расулова»
368753, с.Новокаракюре, Докузпаринский район, РД novokarakure68@mail.ru
ДОКЛАД
научно-практической конференции
на тему:
« Государственный язык Российской Федерации и языки народов Дагестана: теория, практика, и перспективы обучения»
Подготовила:
учитель родного языка и литературы
Эюбова Суна Алибековна
с. Новокаракюре
2017 год.