3
Доклад на тему: « Педагогика сотрудничества на уроках русского языка и литературы».
Личный опыт.
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них – проблема чтения и понимания прочитанного. С ней сталкивается каждый учитель, а учитель литературы – чаще других. «Кто виноват?» - вопрос риторический, и искать ответ на него – сизифов труд, а вот «Что делать?» - вопрос злободневный, и настоящий учитель пытается ответить на него каждый день.
Помочь найти ответ на этот «вечный» вопрос могут современные образовательные технологии, умелое использование которых повышает не только интерес к предмету, но и активность и заинтересованность каждого ученика.
Одной из таких технологий, по моему мнению, является технология обучения в сотрудничестве.
Это одна из наиболее эффективных технологий личностно-ориентированного образования, сущность которой заключается в том, что добывание и усвоение знаний происходит через организацию совместной деятельности учащихся в малой группе, когда они активно общаются друг с другом в процессе решения общей познавательной или творческой задачи.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто
что-то вместе выполнять. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.
Отсюда вытекают принципы, на основе которых строится обучение в сотрудничестве:
1. Научился сам – научи другого.
2. Принцип индивидуальной ответственности.
3. Принцип равных возможностей для достижения успеха.
Цели обучения в сотрудничестве
Овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития.
Развитие интеллектуальных умений и способностей.
Формирование ключевых компетенции.
Сегодня в мировой педагогике существуют различные варианты этой технологии:
Обучение в команде
Командно-игровая деятельность (турнир)
Пила – 1
Пила – 2
«Учимся вместе» (США)
Исследовательская работа в группах (Израиль)
Однако, несмотря на разнообразие вариантов технологии сотрудничества, алгоритм работы в группе можно представить в виде обобщенной процедуры, в которой дана система действий от создания целевой установки до представления результатов работы:
1) Определение темы, цели и задач учебной деятельности.
2) Организация групп, оптимальный состав которых не более пяти человек.
3) Для групповой работы нужно так расставить столы, чтобы детям было удобно слушать учителя, работать в группе, не мешая друг другу, при необходимости перемещаться из группы в группу.
4) Для повышения взаимной ответственности учащихся необходимо четко распределить задания и ролевые обязанности как между группами, так и внутри групп.
5) Индивидуальные и групповые задания необходимо оформить на карточках.
6) После выполнения задания представитель от каждой группы озвучивает результаты.
7) Учитель организует рефлексивное осмысление учащимися своего отношения к изучаемому материалу и к своей деятельности.
8) После этого целесообразно провести индивидуальный опрос по всей теме или предложить самостоятельную проверочную или творческую работу.
Оценка результатов работы происходит путём заполнения «Оценочной карты урока, образец которой представлен ниже.
Оценочная карта урока
Фамилия, имя учащегося
__________________________________________________________
Вид работы | Самооценка | Оценка группы | Оценка учителя | Итоговая оценка |
1. Работа в группе | | | | |
2. Графический диктант | | | | |
3. Творческая работа | | | | |
4. Устная работа на уроке | | | | |
5. Активность и заинтересованность в течение всего урока | | | | |
* На уроке, организованном по технологии обучения в сотрудничестве, оценку получает каждый учащийся!
Используя данную технологию в практике своей работы уже более 5 лет, я пришла к выводу, что она чрезвычайно удобна и эффективна как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, причём не только при изучении лирики и небольших по объёму литературных произведений, но особенно при работе над крупными по форме произведениями русской классики, когда объём материала огромен, а времени на его освоение всегда не хватает.
Применение данной технологии, особенно в старших классах, позволяет не только уложиться в отведённые программой сроки, но и решить проблему перегрузки обучающихся путём дозирования домашнего задания, когда каждый ученик для подготовки дома получает не всю сумму вопросов или тем, а только ту часть, которую должна подготовить его группа. Таким образом, объём домашнего задания уменьшается, а качество его выполнения возрастает, так как обучающийся видит реальность получения положительной оценки. На уроке же, слушая выступления других групп и участвуя в обсуждении темы в целом, ученик осваивает всю сумму необходимого материала.
Безусловно, чтобы добиться каких-либо ощутимых результатов, необходимо обучать учащихся работать в группе, необходимо время, чтобы они привыкли к такой форме работы и осознали её явные плюсы.
Исходя же из своего опыта работы, могу сказать, что систематическое применение данной технологии имеет ряд преимуществ, а именно:
- значительно увеличивается активность учащихся, их самостоятельность, занятость (в работе группы так или иначе задействованы абсолютно все, нет возможности отсидеться и отмолчаться, каждый должен в любом случае хоть что-то сказать);
- развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, воображения;
- актуализируются полученные опыт и знания;
- совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала;
- каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
- повышается интерес к предмету и положительный настрой учащихся, их мотивация, так как внутри группы важен успех каждого, а возможность получить положительную отметку значительно возрастает;
- благодаря обсуждению материала внутри группы, уровень его осмысления и осознания значительно повышается, что находит отражение в творческих работах и устных ответах;
- многие учащиеся, работая в малой группе, легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны, обнаруживают способности, которые раньше ускользали от внимания и педагогов, и товарищей по классу;
- учащиеся учатся культуре общения, сочувствию, сопереживанию, взаимопомощи, умению организовать свою работу, распределить время, повышается ответственность за результат коллективной работы;
- развиваются навыки само- и взаимооценки, умение выслушать критику и признать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения, принимать ответственные решения, делать выбор.
Все эти качества на языке современной педагогической науки называются ключевыми компетенциями, развивать которые – основная задача современной школы и современного учителя.
Таким образом, технология обучения в сотрудничестве – это одна из наиболее эффективных педагогических технологий, обеспечивающих качественное образование и отвечающих требованиям современной педагогической науки.