СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Подготовка учащихся 4 классов к ВПР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: "Подготовка учащихся 4 классов к Всероссийским проверочным работам.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Подготовка учащихся 4 классов к ВПР"»













Выступление

на районном методическом объединении учителей начальных классов

по теме:

«Теория и практика подготовки

учащихся 4 классов к ВПР»







Подготовила

учитель начальных классов

МКОУ СОШ№3 с.Эльхотово

РСО_Алания

Мильдзихова А. А.



























2018г


Тема выступления на семинаре:

«Теория и практика подготовки учащихся 4-х классов к ВПР».


Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества

общего образования, которая согласно приказу министерства образования и

науки РФ от 27.01.2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества

образования», а с 2017 года вошел в 4-х классах в штатный режим.

Рособрнадзор сообщает, что ВПР не являются государственной итоговой

аттестацией, т.е. выпускным экзаменом в начальной школе. ВПР можно

сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в

прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных

организациях.

Всё-таки чем ВПР отличается от школьных контрольных работ?

Во-первых, это единые для всей страны задания – так больше возможности отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом.

Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы.

В-третьих, использование современных технологий позволяет обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны. Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне под

руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

(Рособрнадзора) на основе федеральных государственных образовательных

стандартов.

Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

Задачи ВПР:

- Выявление сильных и слабых сторон в подаче материала по определенному предмету и корректировка обучающего процесса

  • планирование процесса повышения квалификации педагогов на специальных курсах

- определение для педагога и родителей образовательной траектории учащегося и текущего уровня образованности школы, класса, ученика по отношению к требованиям, установленным ФГОС.

Что дают ВПР?

Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР

выпускников начальной школы в результате позволит:

- психологически подготовить учащихся к будущим экзаменам в старшей школе

- проверить объем знаний, полученный учениками за период обучения в начальной школе

ВПР будут способствовать мотивации учеников

заниматься ежегодно, а не только в выпускном классе начального обучения

- будут выявлены ошибки и недочеты в образовании по предметам: математике, русскому языку, окружающему миру

- родители смогут понять степень общей образованности своего ребенка

- ВПР будут способствовать оптимизации региональных программ образования.

Алгоритм подготовки к ВПР

- Выписать перечень планируемых результатов по предмету (русский язык, математика, окружающий мир)

- Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов.

- Провести повторение по разделам учебной предметной программы.

- Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.

- Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.


Работа с учащимися, мотивированными к обучению:

  • выполнение нестандартных заданий сформулированных в нетрадиционной форме: на уроках и во внеурочное время

  • участие в дистанционных олимпиадах по предметам

  • проведение пробных проверочных работ

  • психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР

Работа со слабыми учащимися

- проведение дополнительных групповых и индивидуальных занятий с учащимися

- ежедневно на уроках проводить подготовку учащихся, совершенствовать методы и приёмы работы с текстовой информацией

- Психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР


Работа с родителями

  • проведение классных родительских собраний по вопросам подготовки и участия в ВПР

  •  ознакомления родителей с нормативной базой и порядком проведения мониторинга

  • индивидуальные консультации для родителей

  • организация «горячей линии» для педагогов и родителей на школьном сайте, стенде

  • психологическая подготовка родителей к проведению ВПР



Проведение ВПР направлено на помощь обучающимся, их родителям и школе, с тем чтобы:


• выявить сильные и слабые места в преподавании предмета и скорректировать процесс обучения (в частности, с целью работы с отстающими обучающимися);


• спланировать обучение педагогов на курсах повышения квалификации;


• позволить детям избежать лишних стрессов на ГИА;


• определить учителю и родителю образовательную траекторию ребенка;


• определить, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОС находится школа, класс и ребенок.

Подготовка к ВПР – это не отдельное мероприятие, это систематическая целенаправленная работа по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в течение всего периода обучения в начальной школе.

Всероссийские проверочные работы проводятся в 4-х классах по трем предметам: русский язык, математика, окружающий мир.


Подготовка к ВПР не должна быть сведена к натаскиванию на тот или иной вид задания. А вот помочь обучающимся обобщить и систематизировать знания, полученные за годы обучения в начальной школе, необходимо. С этой целью выпущено множество пособий, созданы сайты.


Предлагаю вашему вниманию некоторые из них, на мой взгляд, самые удачные и необходимые.

Первое пособие – помощник - это Рабочая тетрадь «50 шагов к успеху. Русский язык. 4 класс». Авторы Т. Я. Каясова, С. В. Самыкина. Материалы рабочей тетради нацелены на организацию итогового повторения по русскому языку в течение четвертого года обучения в начальной школе. Работа с данным пособием позволяет быстро и эффективно повторить и обобщить значительный объем учебного материала и тем самым готовит четвероклассников к разного рода проверочным и итоговым работам в конце учебного года, в том числе и к ВПР.

Пособие условно разделено на 3 части.

В первой части даны 50 мини – работ по русскому языку, посвященных повторению материала основных разделов русского языка – «Фонетика», «Состав слова», «Части речи», «Словосочетание и предложение», «Орфография и пунктуация». При разборе предложенного текста – отрывка из литературного произведения, дети выполняют 6 заданий, относящихся к различным темам. Благодаря этому не только систематизируются полученные ранее знания, но и обучающиеся привыкают работать со структурой ВПР, где также представлены задания из разных разделов языка.

Например, Работа 1 выглядит так:

Видим, что 1 задание направлено на формирование орфографической зоркости (раздел «Орфография»),

второе задание – на повторение материала из раздела «Фонетика»,

третье – из разделов «Части речи» и «Предложение»,

четвертое и шестое – из раздела «Части речи»,

пятое – из раздела «Состав слова».

Таким образом, мы видим, что система заданий охватывает все ключевые темы программы по русскому языку начальной школы.


Так как в ВПР по русскому языку включено немало заданий по развитию речи и работе с текстом (данные вопросы заложены и в требования к результатам во ФГОС), в данной тетради для отработки необходимых умений и навыков выделены специальные работы с научно-популярными и художественными текстами. Этому посвящена вторая часть тетради. В процессе их выполнения обучающиеся совершенствуют следующие умения:

- работать с лексикой (подбирать синонимы, антонимы, различать слова, употребленные в прямом и переносном значении, определять значение слова по контексту). Предлагаемые задания:

  • Подчеркни в тексте синоним к слову захватчики.

  • Запиши антоним к слову могучий.

  • Выпиши из текста синоним к слову камень.

  • Что значит слово замолаживать? Ответ подчеркни в тексте.

  • Подчеркни в первом предложении слово, употребленное в переносном значении.

  • Как ты понимаешь слово бесконфликтно. Запиши близкое по значению слово.

- составлять короткие высказывания на предложенные темы, выражать свое мнение, составлять вопросы по содержанию текста, выделять в тексте нужные фрагменты. Задания:

  • Задай вопрос, который поможет определить, насколько точно одноклассники поняли содержание текста.

  • Придумай и запиши вопрос по содержанию текста.

  • Какие чувства охватили тебя после прочтения текста? Закончи предложение. Прочитав текст о том, как разрушали государство инков, я …

  • Зачем мальчик залез под парту? Ответ подчеркни в тексте.

- решать несложные коммуникативные задачи, например, через такие задания:

  • Тебе подарили телескоп. Напиши СМС своему другу с приглашением в гости, чтобы вместе понаблюдать за планетами и звездами.

  • Друг побывал в зоопарке, где много фотографировал. Обратись к другу с вежливой просьбой показать тебе фотографии. Запиши свою просьбу.


- определять тему и идею текста:

  • Отметь галочкой наиболее точную формулировку темы текста (дано 3 варианта формулировок).

  • Определи тему текста. Закончи предложение. Этот текст о …

- составлять план текста:

  • Восстанови перепутанный план текста, пронумеровав его пункты.

  • Закончи составление плана:

  1. В дороге.

- подбирать заголовок:

  • Выбери подходящий заголовок (дано 3 варианта).

  • Придумай и запиши заголовок.

Перед выполнением этих заданий детям предложены 9 обучающих работ, снабженных правилами, подсказками, комментариями. И только затем четвероклассники выполняют тренировочные работы, в ходе которых совершенствуют все перечисленные выше умения. Например, Работа 3 «Учимся подбирать заголовок»:


В работе дано определение, что такое «Заголовок», или заглавие. Также дан алгоритм «Как правильно подбирать заглавие к тексту». И предложено тренировочное задание по теме. Аналогично построены и другие работы


В конце рабочей тетради представлены 2 итоговые проверочные работы, имеющие ту же структуру и состав, что и Всероссийская проверочная работа по русскому языку.

Возможны различные варианты применения пособия. Я использовала тетрадь в течение второго полугодия 4 класса. Работы из первой части тетради мы выполняли на уроках русского языка, работы из второй части – на уроках литературного чтения. Часть заданий и из части 1, и из части 2 дети выполняли дома. При использовании тетради в классе на уроке выделялось примерно 10-15 минут для последовательного выполнения одной из работ и ее последующей проверки.

Авторы пособия предлагают и другой вариант использования пособия: ребенок работает с тетрадью дома, без контроля со стороны учителя, под руководством взрослых. Четверокласснику предлагается выполнять по 2-4 работы в неделю как из первой, так и из второй части тетради. А родители могут проверить знания детей собственными силами, без помощи учителя благодаря тому, что ответы к заданиям тетради размещены на сайте www.zankov.ru.

Следующие пособия, с которыми хочу познакомить, - это серия типовых заданий по русскому языку, математике и окружающему миру издательства «Экзамен». Книги содержат по 10 вариантов типовых заданий ВПР за курс начальной школы, составленных в соответствии с ФГОС. Все задания и формулировки в точности соответствуют заданиям, которые предлагаются учащимся в ходе выполнения ВПР.

В книгах есть ответы к заданиям и система оценивания. Они легко изымаются, если необходимо. Эти материалы (ответы и система оценивания) предназначены для учителя, который легко сориентируется в представленном материале и верно оценит работы. Данные материалы повышают объективность оценки знаний обучающихся.

Работы по данным пособиям мы выполнили 3 по каждому предмету. Первая работа (входная) показала мне, как учителю, какие формулировки непонятны детям, с какими трудностями сталкиваются обучающиеся в ходе выполнения работы, какие умения проявлены в большей или меньшей степени, над чем надо работать.

Входные работы были тщательно проанализированы совместно с детьми, выполнена работа над ошибками. Акцент был сделан на критериях оценивания заданий, чтобы дети понимали, из чего состоит оценка того или иного задания, где дети теряют драгоценные баллы, над чем им надо работать. Понимая критерии оценки, уча­щимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание. Например, мы выяснили, что часто дети не дочитывают задание, и соответственно, выполняют только его часть. Например, задание:

Ученик правильно выписывает все существительные, определяет правильно род, число, падеж, но не определяет склонение. В результате - один балл потерял. Так как в критериях оценивания данного задания написано:


Правильно указаны 4 признака: 2 балла.

Правильно указаны только 2-3 признака: 1 балл.


Затем были проведены повторные работы. Результатом проверки данных работ стала Памятка каждому ученику, над совершенствованием каких умений ему надо работать по каждому предмету. Например,




Ф. И. ребенка:

русский язык: Составление плана текста.

Построение речевого высказывания.

Разбор слова по составу.

Матем.: Действия с многозначными числами.

Решение текстовых задач.

Логические задачи.

Окружающий мир: …


Такие Памятки детям необходимы для индивидуальной работы дома. Индивидуализацию обучения позволяли осуществлять задания образовательного портала «Решу ВПР». Главная его страница выглядит следующим образом:

На главной странице можно выбрать предмет, класс и форму выполнения работы. Здесь представлены как тренировочные варианты ВПР, так и каталог заданий по темам.

Тренировочные варианты ВПР составлены для самопроверки. Выбрав вариант работы, ученик выполняет ее всю. Причем работает секундомер, с помощью которого можно определить, укладывается ли ребенок по времени, выполняя работу. По окончанию работы система проверит ответы обучающегося, покажет правильные решения и выставит оценку по пятибалльной или стобалльной шкале.



Из каталога заданий, который находится на главной странице сайта, можно выбрать те задания, над совершенствованием которых необходимо поработать ученику:

Выбрав задания, соответствующие формированию того или иного умения, можно выполнить столько заданий, сколько необходимо для усвоения материала каждому ребенку индивидуально. Например, выбираю тему «Однородные члены предложения» в Каталоге заданий. Нажимаю «Посмотреть», появляется множество заданий, направленных на отработку умения найти в тексте предложения с однородными членами:

Задание 2 № 2: Найди в тексе предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни однородные сказуемые. Задание 2 № 32:Задание аналогичное, но ищем однородные подлежащие, и так далее:

Выполненное задание легко может проверить сам ребенок, нажав на ссылку «Пояснение»:


Заканчивали подготовку к ВПР итоговыми вариантами незадолго до официальных работ, после которых обучающиеся сами анализировали свои работы и сами выбирали пути доработки материала.

На сайте НИКО (Национальные исследования качества образования) https://www.eduniko.ru размещен «Банк заданий» — демо версии тестов по всем трем предметам. Потренировавшись, ученик уже будет лучше ориентироваться в форме и направленности вопросов. К тому же ребенок привыкнет к объему работ, который довольно внушителен;


неплохо помочь в подготовке ребенка могут и тестовые задания на сайте «Образовательные тесты» http://testedu.ru. . Здесь можно проверить школьника на знания по всем предметам и выявить «слабые места», над которыми стоит поработать тщательнее;


также различные тестовые задания по всем предметам можно найти на Современном учительском портале.


Можно использовать Типовые задания по предметам издательства «Экзамен», рабочие тетради по предметам «Готовимся к Всероссийской проверочной работе» издательство «Просвещение».

Данные рабочие тетради предназначены для подготовки учащихся 4 классов общеобразовательных организаций к Всероссийской проверочной работе по математике, русскому языку, окружающему миру. В тетрадь включены тренировочные задания, проверочные мини-работы (на 5—20 мин) по каждому разделу программы, обучающие проверочные работы (каждая в двух вариантах). Ко всем заданиям и проверочным работам приведены ответы. Для каждой мини-работы дана карточка самопроверки.

Работа в тетрадях способствует обобщению знаний ученика по ведущим темам курса, развитию умения самостоятельно справляться с заданиями базового и повышенного уровня сложности, различными по способу представления (текст, таблица), форме ответа (выбор ответа, краткий или развёрнутый ответ).

Практика системы подготовки к проведению такой формы оценки качества образования отвечает требованиям ФГОС НОО и предполагает формирование диагностического ресурса, который позволит школьникам привыкнуть к экзаменам, попробовать свои возможности в регулярном выполнении контрольных работ, оценить уровень реальных знаний и умений, отследить успехи и неудачи.

Участие в метапредметных конкурсах, онлайн-олимпиадах - это реализация одной из форм внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, что так же помогает учащимся в подготовке к ВПР.

Учи.ру — это cистема адаптивного интерактивного образования, полностью соответствующая

ФГОС и значительно усиливающая классическое школьное образование.

Учи.ру — это, прежде всего, интернет портал, где ученики в интерактивной форме выполняют задания по математике.

Задачи построены таким образом, чтобы ребенок сам «выводил» правило на практике, а не заучивал его.

Учи.ру — это cистема адаптивного интерактивного образования, полностью соответствующая ФГОС и значительно усиливающая классическое школьное образование. Курс математики разложен на множество взаимосвязанных интерактивных заданий в понятной детям игровой форме.

Для каждого ученика система подбирает персональные задачи и уровень сложности, таким образом, строится индивидуальная образовательная траектория. Ребенок движется по курсу последовательно, при прохождении каждого задания система анализирует поведение ученика и собирает детальную аналитику его успеваемости. Результат — каждый ученик в своем темпе и в удобном для себя формате движется по курсу параллельно с классическим школьным обучением Учи.ру — незаменимый помощник для учителя. Позволяет отслеживать прогресс и успехи учеников.

При желании каждый учитель может использовать то или иное задание (систему заданий) на обучающих уроках или на уроках, цель которых – оценить уровень подготовки обучающихся к выполнению аттестационной работы по тому или иному разделу программы.





















Как помочь учащимся подготовиться к ВПР?

(рекомендации для учителей)

1. Составьте план подготовки по вашему предмету и расскажите о нем учащимся.

Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного ма­териала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.

2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.

Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике под­готовки к ВПР.

3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.

Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на ни внимание.

4. Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.

Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интел­лект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие зада­чи. Использование различных методов позволяет усваивать матери­ал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например на собственном сайте или в группе в одной из социальных сетей.

5. «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).

Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали актив­ное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные про­екты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.

6. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.

Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, уча­щимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.

7. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.

ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации обра­зовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.

8. Хвалите своих учеников.

Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похва­ла должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.

9. Общайтесь с коллегами!

Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.

10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.

Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значитель­ный вклад в успех на проверочной работе.

11. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.

Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.

12. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!

Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.


Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Конечно, дома надо повторять изученный материал, решать задачи и писать диктанты, контролировать выполнение домашнего задания. Родители детей начальной школы ещё могут в этом помочь своим детям, так как знают изучаемые темы, могут проконсультироваться у учителя.

А главная задача родителей — убедить ребенка, что если не запускать учебу на протяжении всего учебного года, то не будет проблем с подготовкой к ВПР.        

Но наши дети нуждаются и в психологической подготовке к контрольным работам и экзаменам. И родители могут в этом помочь своим детям, даже если не умеют решать задачи. Часто дети плохо пишут проверочные работы потому, что не уверены в себе. Они волнуются, смогут ли оправдать ожидания своих родителей. Тогда родителям следует говорить ребёнку, что их любовь к нему не зависит от оценок или других успехов. Слова «Твоя главная задача – хорошо учиться» создают стресс, который в конце учебного года уже не сделает из троечника хорошиста. А вот достаточный сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться в нужный момент.

В конце выступления ещё раз хочу обратиться к учителям — мы все хотим, чтобы наши результаты были не хуже, чем у других, но постарайтесь обеспечить объективность выполнения работы, чтобы результатам можно было доверять. Это очень важно, прежде всего, для родителей: они смогут получить объективное представление о знаниях своих детей. Также очень важно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка, понять, какие трудности он может испытывать при обучении в основной школе. И помочь ему, не дожидаясь, когда к шестому-седьмому классу проблемы в учёбе ребенка вырастут как снежный ком.