Тема доклада:
«Проектная деятельность в работе по обновленным ФГОС»
В текущих условиях, когда модернизация российской системы образования ориентирована на федеральные государственные образовательные стандарты, закрепленные в новом законе «Об образовании в РФ», особое внимание следует уделить проектной и исследовательской работе школьников. Эти подходы представляются действенными инструментами для развития у обучающихся способности самостоятельно получать новые знания, эффективно обрабатывать информацию, а также формулировать выводы и логические заключения. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Организация учебного процесса посредством проектной работы создает условия для активизации мыслительной деятельности учащихся через проблемные ситуации, способствует развитию навыков общения и стимулирует креативный подход к результатам труда.
Универсальные учебные действия (программы формирования УУД) служат средством достижения поставленных целей. В обновленной версии ФГОС они подверглись систематизации и уточнению, стали более четкими и разделены на категории и подкатегории. В частности, познавательные УУД включают в себя три подгруппы:
1) основные логические операции,
2) первичные навыки исследовательской работы,
3) навыки работы с информацией.
Действующий ФГОС НОО | Обновленный ФГОС НОО |
Логические учебные действия | Базовые логические действия |
Общеучебные действия | Базовые исследовательские действия |
Постановка и решение проблемы | Работа с информацией |
Из таблицы видно, что в обновленном стандарте сохранилось количество видов познавательных УУД, но произошло изменение их содержания и названий. Отданы приоритеты исследовательским действиям и работе с информацией.
Требования обновленного ФГОС НОО к базовым исследовательским действиям:
Определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
Сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
Проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
Прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Типология проектов (по Е.С.Полат)
І. По ведущему методу или виду деятельности:
1. Поисковый - необходимо найти ответ на вопрос в литературе и спросить у взрослых.
2. Исследовательский - напоминает подлинно научное исследование. Включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
3. Творческий - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (например, альманах, театрализация, спортивная игра, видеофильм и др.).
4. Игровой (ролевой) - проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.
5. Практико-ориентированный - нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
6. Информационный - направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.
ІІ. По предметно-содержательной деятельности:
1. Моно-проект - проводятся в рамках одного предмета или одной области знания.
2. Межпредметный проект - выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания
3. Личностный (индивидуальный) - план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной чёткостью. Формируется чувство ответственности. Приобретается опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта. Формируются важнейшие общеучебные умения и навыки.
4. Парный - формируются навыки сотрудничества. Проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне. Каждый этап проекта имеет своего лидера. Каждый учащийся наиболее активно включён в определённый этап работы, в зависимости от своих сильных сторон. Соревновательный элемент. Повышает мотивацию участников.
5. Групповой - формируются навыки сотрудничества. Проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне. Каждый этап проекта имеет своего лидера. Каждый учащийся наиболее активно включён в определённый этап работы, в зависимости от своих сильных сторон. Соревновательный элемент. Повышает мотивацию участников.
6. Коллективный (массовый) - развивается познавательный опыт и практические навыки, способности к поисковой деятельности. Формируются умения прогнозировать будущие изменения. Совершенствуется стиль партнерских отношений. Поддерживается инициатива, сообразительность, пытливость, самостоятельность путем включения в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
ІІІ. По продолжительности:
1. Краткосрочный (на 3-6 уроков) - уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации ведётся во внеклассной деятельности и дома.
2. Среднесрочный (возможно сочетание классных форм работы с внеклассными)
3. Долгосрочный (1 год) - выполняются как в группах, так и индивидуально. Весь проект выполняется во внеурочное время.
Формы продуктов проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
- Видеофильм, видеоклип, мультимедийный продукт.
- Выставка, экскурсия.
- Газета, журнал, публикация, сказка, справочник, статья
- Игра.
- Праздник, сценарий.
- Серия иллюстраций.
Роль учителя в проектной деятельности
Руководитель проекта, в роли которого выступает учитель, должен отличаться широким кругозором, креативным мышлением и развитым воображением. Он выступает генератором интересных идей, но при этом не ограничивает самостоятельность учащихся в реализации проекта, позволяя каждому участнику ощутить гордость за личный вклад: «Это моя работа!».
Учитель выполняет ряд ключевых функций:
Консультирует на всех этапах работы над проектом;
Стимулирует возникновение и развитие проектной идеи, поддерживая интерес учеников;
Демонстрирует примеры самостоятельного изучения нового материала, проходя через этапы проекта вместе с учениками;
Помогает ученикам проводить независимые исследования;
Координирует весь командный процесс;
Выступает в роли эксперта, предоставляя объективную оценку результатов проекта.
Роль ученика в проекте трансформируется в зависимости от этапа работы:
Принимает решения, что формирует чувство ответственности.
Участвует в командной работе.
Оценивает информацию и идеи участников с точки зрения их полезности для проекта, а также оценивает собственный вклад и результаты работы.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, работать со справочниками, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере и др.
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Я считаю, что тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники. Темы проектов должны быть связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “потеряться”, т.е. стать « наблюдателем». Дети все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и является обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.
Важно, чтобы дети не боялись совершить ошибку, важно поддержать в любой ситуации, не подавлять творческие идеи учащихся, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Проект – желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой – то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд. У детей виден интерес к познанию всего, что их окружает.
С точки зрения ученика, образовательный проект – это шанс заняться увлекательным делом, одному или в команде, применяя весь свой потенциал. Это способ самовыражения, возможность испытать себя, внести вклад и продемонстрировать итоги своей работы. Это деятельность, нацеленная на разрешение интересной проблемы, сформулированной учениками в виде цели и задач, где итогом становится практическое решение.
Для учителя учебный проект – это инструмент развития, обучения и воспитания, формирующий компетенции школьника: умение определить главную проблему, поставить задачи, планировать действия, проводить самоанализ и рефлексию, искать нужную информацию, выбирать и использовать подходящие технологии.
Важно, чтобы каждый ребенок ощущал свою значимость. Необходимо показать, что его работа важна для группы, класса и учителя. Проектная деятельность учит работать в команде, договариваться, находить креативные решения, развивает навыки работы с информацией. Дети проявляют инициативу и творческое мышление. Проекты повышают мотивацию, пробуждают интерес к исследованиям и участию в конкурсах. Равнодушных не остается.