Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социализации обучающихся. |
Формирование профессионального самоопределения учащихся следует рассматривать как формирование жизненного плана, обязательным компонентом которого является профессиональное самоопределение, как одно из средств социализации личности (социальной и профессиональной адаптации).
Комплексное организационно – методическое обеспечение процесса изучения и формирования профессионального самоопределения учащихся являются ежедневной работой, на каждом уроке, с помощью следующих условий:
1.Через раннюю индивидуализацию и дифференциацию обучения, с целью выявления склонностей, способностей учащихся к разным видам профессиональной деятельности.
2.Через систему педагогических технологий формировать у учащихся знания и умения о самосознании, т.е. адекватном образе «Я», что помогает им более успешно соотнести требования современного производства и собственные способности и возможности.
В ходе реализации данной задачи, особо эффективны следующие технологии, которые применяютс на уроках по подготовке младшего обслуживающего персонала:
• игровые технологии;
• экскурсии на производство;
• проблемные задачи;
• обучение на практике;
• устные журналы;
• профориентационные классные часы;
• недели трудового обучения.
Игровые ситуации позволяют учащимся принимать на себя разные профессиональные формы, поэтому «детская игра – это первый профориентатор ребёнка» (А.Г.Асмолов,1996)
Войдя в игру, раз за разом закрепляются соответствующие действия; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В результате он, в процессе игры, развивается, получает подготовку к дальнейшей деятельности и формирует ключевые компетенции. (Креативность (творчество, «гибкость»); инициатива; умение работать в коллективе; способность к самостоятельному решению проблем; способность самостоятельно и при помощи других находить новую информацию; способность постоянно учиться новому).
Например: Предметный праздник: «Путешествие в царство ГИГИИ,
царство Чистоты и Порядка» - 5кл.
Цели: формирование ключевых компетенций; умения работать в коллективе; способности к самостоятельному решению проблем.
Детям предлагалось представить, что мы отправляемся в путешествие и с нами, едут все те, кто любит чистоту и порядок.
Путешествовали по следующему маршруту:
• станция «Грязнулька»
• город «Лентяйск»
• полустанок «Угадай-ка»
• город «Чистоты и порядка»
• станция «Будь здоров!»
Были использованы элементы сюжетно-ролевой игры, где учащиеся инсценировали условия воображаемых действий и играли определённые роли: «Неряха», «Грязнулька», «Лентяй», «Умник», «Здоровячок» и т.д.
Задача учителя состояла в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали общность чувств и действий, способствовали установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности, т.е. способствовали формированию ключевых компетенций.
Таким образом были реализованы цели и задачи предметного праздника.
Потребность в игре как подготовке к труду, как выражению творчества, как в тренировке сил и способностей, как, наконец, в простом развлечении у школьников очень велика
Воспитательное значение сюжетных игр у школьников заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формируют волевые чувства личности, мобилизуют умственные возможности детей, развивают организаторские способности, прививают навыки самодисциплины, доставляют радость от совместных действий.
В целях постепенного перехода от детства к взрослости необходима особая переходная форма жизнедеятельности подростков. В качестве таковой может выступать ролевая игра.
В ролевых играх подростки стремятся к групповому сотрудничеству. Подростки способны не только придумать весь ход игры, но и без помощи взрослых организовать достаточно сложную совместную деятельность, где игра и труд тесно переплетены.
Для того чтобы игра была эффективным средством развития, воспитания и формирования профессионального самоопределения ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:
Содержание игры должно служить развитию, воспитанию и формированию ключевых компетенций.
Игры должны быть обязательно:
а) эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);
б) познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);
в) игры должны быть социально ориентированные.
При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и воспитанию ребенка.
Во время проблемных экскурсий на предприятия (приёмное отделение больницы, станция скорой медицинской помощи, детская поликлиника, женская консультация, отдел кадров ЦРБ, прачечная и т.д.) перед учащимися ставилась проблема: «Смог бы я работать на данном предприятии? Да. Нет. Почему? Что мне мешает?». При подведении итога экскурсии по проблеме высказывается каждый учащийся. Ему даются определённые консультации,-.рекомендации. Во время экскурсии воспитанники знакомятся с новыми людьми, режимом работы предприятия, трудовой дисциплиной, должностными обязанностями, задают интересующие их вопросы. Такая работа с подростками, помогает формированию адекватной самооценки и более точному определению с профессиональными намерениями.
Чётко организованная система профессиональной ориентации – это важное средство жизненного и профессионального самоопределения, которая оказывает помощь, детям с отклонениями в развитии, в осознанном, самостоятельном выборе профессии путём специальной организации их деятельности в учебное и внеучебное время, включающей:
• приобретение знаний о себе, формирование адекватной самооценки, умений самоанализа;
• формирование знаний о мире труда и профессий, общетрудовых умений и навыков, соотнесение знаний о себе с
• требованиями профессий, социальной средой, рынком труда;
• оказание консультативной помощи в выборе профессии.
С целью оптимизации процесса профессионального самоопределения старших подростков проводится ряд мероприятий:
1.Тематический подбор классных часов.
- «Труд, как потребность человеческой жизни»;
- «Калейдоскоп профессий, или Как не ошибиться в профессиональном выборе»;
- «Характер человека и его проявления в профессиональной деятельности»;
- «Как избежать конфликтных ситуаций в начале трудовой деятельности?»
- «Социально – профессиональная мобильность – качество современного человека» и др.
На общее обсуждение выносились такие вопросы, как: Что такое пунктуальность, общительность? Как выбрать профессию? Кто такой хороший работник с точки зрения работодателя? Как вести себя на собеседовании с работодателем? Какую роль играет мобильность работника в современном мире трудовых взаимоотношений?
2.Неделя технологии.
Каждый день недели посвящён определённой профессии и состоит из следующих частей:
- выступления представителей данной профессии;
- диалог, ответы на вопросы;
- упражнения на сформированность профессионально важных качеств (решение ситуационных задач);
3.Устный журнал по проблеме «Рынок труда и найм работника»
- «Товар, которым обладает каждый»;
- «Трудовой договор»;
- «Защита трудовых прав работника».
Подробно были освещены следующие темы:
- Трудовой договор.
- Выдача трудовой книжки.
- Отстранение от работы.
- Рабочее время.
- Время отдыха.
- Дисциплина труда.
- Охрана труда.
- Защита трудовых прав работника.
Знания подкреплялись решением проблемных ситуаций.
В какие инстанции может обратиться гражданка Петухова со своими претензиями?
На данное мероприятие приглашались специалисты: работодатель, председатель профсоюзного комитета, зам. директора по БЖ, гости с базовых предприятий. Решались вопросы:
-Как часто расторгают трудовой договор по собственному желанию?
- Случалось ли расторгать трудовой договор за появление на работе в стадии алкогольного опьянения?
Такая целенаправленная работа с подростками помогает точнее определиться с профессиональными намерениями, повышает самостоятельность, ответственность. Самооценка значительно изменяется в сторону адекватности, что связано, прежде всего, с изменениями представлений о самом себе. Воспитанники становятся более уверенными в себе, снижается тревожность и беспокойство.
Особая роль в подготовке школьников к социально-профессиональной адаптации отводится производительному труду и производственной практике, основная роль которых – встреча воспитанников с производством и приобретение опыта будущей профессиональной деятельности.
Производительный труд в школе способствует знакомству с близкой к производственной организацией труда, усвоению некоторых профессиональных знаний и совершенствованию трудовых навыков, приобретению опыта ритмичной работы, формированию нравственных качеств, необходимых для работы в коллективе. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга, товарищества, ответственности за порученное дело, такие личностные качества, как настойчивость, честность, воспитывает привычку к труду.
На основе привычки к труду в дальнейшем формируется такое необходимое качества, как потребность в труде, трудолюбие.
Намного повышается эффективность производительного труда, когда учащиеся организованы на совместную деятельность.
Если процесс трудового обучения является своеобразной моделью реальной трудовой деятельности (основной составляющей социальной адаптации) то, следовательно, при правильной организации трудового обучения социальная адаптация на производстве пройдет более успешно.
Доклад
На тему: «Профессиональное самоопределение на уроках трудового обучения, как средство социализации обучающихся».
Разработал:
Подготовил.
Учитель технологии
Куксина Т.В.
Донецк, 2021