«Производственная практика студентов как фактор формирования будущего специалиста»
(на примере специальности «Социальная работа»)
Перед каждым учебным заведением профессионально-технического образования сегодня стоят задачи сокращения разрыва между содержанием обучения и требованиями, предъявляемыми современным рынком труда, обеспечение адаптации выпускника, а также формирование комплекса теоретических знаний и практических навыков выпускников, позволяющих им сразу же активно включиться в рабочий процесс.
Для решения этих задач колледжи организуют как обучение, так и производственную практику студентов.
«Практика студентов образовательных учреждений является составной частью соответствующей основной образовательной программы по каждому направлению/специальности». Она имеет целью ознакомление практикантов с работой по избранной специальности, приобретение ими профессиональных и организационных навыков и умений, выполнение ими индивидуальных заданий, а также сбор материалов студентами для подготовки выпускной квалификационной работы.
Цель производственной практики по профилю специальности - закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых знаний, умений, навыков практической работы по изучаемой специальности. Практика закрепляет полученные теоретические знания, повышает профессионализм будущих специалистов, дает им возможность приобрести необходимый опыт для дальнейшего успешного трудоустройства.
Основными видами практики студентов обучающихся по основным образовательным программам являются: ознакомительная, учебная, производственная, технологическая и преддипломная практики.
Программа практики студентов включает следующие задачи:
формирование и закрепление первичных навыков профессиональной деятельности специалиста в избранной профессиональной сфере;
приобретение организационных навыков;
совершенствование деловых качеств студентов;
развитие коммуникативных навыков;
обучение решению проблемных задач и ситуаций, исходя из интересов и особенностей организации;
анализ документов, статистических данных, материалов деятельности организации по избранному профилю направления/специальности, которые могут быть использованы в дальнейшем при изучении учебных курсов, написании курсовых и выпускной квалификационной работы, в научно – исследовательской деятельности студентов.
МОНИТОРИНГ ПРАКТИК КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА.
На современном этапе образование переходит на стандарты третьего поколения, которые являются практико-ориентированными и в них значительное внимание уделяется организации и проведению производственных практик. Практика рассматривается, во-первых, как инструмент проверки и закрепления теоретических знаний и, во-вторых, как специальная форма организации учебного процесса, направленная на приобретение будущими специалистами знаний, умений и навыков непосредственно в профессиональной сфере.
Мониторинг позволяет…
Постоянный мониторинг образовательного процесса, в том числе организации практик, позволяет администрации колледжа оперативно реагировать на потребности рынка труда. Организация мониторинга производственной практики включает в себя: контроль за прохождением студентом практики, обеспечение доступности консультаций с руководителем практики от колледжа, защита отчетов по производственной практике, проведение итоговой конференции по тематике практического обучения.
Материалы учащихся позволили
сделать выводы:
1.отношение к условиям практики у 79 % студентов положительное, однако, из них 21 % студентов не полностью получили документы для написания отчета (причина–конфиденциальность информации);
2. реализация студентами основных направлений деятельности в основном сконцентрирована на работу с первичными документами. По сравнению с другими учебными годами студентам-практикантам стали больше доверять работу по оформлению первичных документов на компьютере (67 %), что указывает на способность студентов применять полученные в колледже умения и знания для успешной профессиональной деятельности;
3. в период активной производственной практики сохраняется контакт с преподавателям колледжа.
Студенты ….
-развитие коммуникативных навыков (работа с клиентами);
-совершенствование деловых качеств;
-обучение решению проблемных задач и ситуаций, исходя из интересов и особенностей организации;
-приобретение организационных навыков;
-анализ документов, статистических данных, материалов, которые могут быть использованы в дальнейшем.
В то же время, данные позволяют сделать следующие выводы:
-Места практики студентов соответствуют специфике колледжа.
-В ходе прохождения практики студентами были решены большинство задач практики и достигнуты цели практики.
-Было выявлено, что все студенты в процессе прохождения практики исполняли ряд функций, присущих специалисту социальной работы. Данный аспект является подтверждением важности и актуальности прохождения студентами практики по специальности.
-Также было выявлено совершенствование некоторых крайне важных профессиональных качеств будущего специалиста.
-Студенты почувствовали себя в разных ролях, непосредственно относящихся к их будущей профессии и позволяющих получить хороший практический опыт.
-Общая удовлетворенность студентов практикой находится на высоком уровне, что также подтверждает тот факт, что практика для студентов является важным и необходимым элементом обучения при правильной её организации.
Помимо положительных моментов, также были выявлены некоторые недостатки:
Ряд студентов столкнулись с трудностями при прохождении практики, и большая часть этих трудностей связана непосредственно с организацией практики, т.е. не зависит от самих студентов.
Выявилось противоречие между пониманием студентами реального опыта от прохождения практики и ее ценных результатов для становления специалиста.
Рекомендации по организации производственной практики:
1.Расширить количество баз практик на основе взаимной заинтересованности колледжа и учреждений.
2.Наладить более тесное сотрудничество предприятиями с перспективой дальнейшего трудоустройства, доводить до сведения руководителей необходимую информацию.
3.Систематически проводить консультации для студентов, контролировать прохождение практик.
4.Разнообразить задания практик, работа студентов не должна сводиться только к написанию отчета по практике.
5.Больше внимания уделять студентам в применении исследовательских, проективных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.
3