СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Работа с одаренными детьми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: "Работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Работа с одаренными детьми"»

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. 

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

В нашей стране в последние годы большое внимание уделяется работе с одаренными детьми.

Выявление и развитие одаренных детей – актуальная проблема на сегодняшний день.

Это необходимо не только самим детям, но и для общества в целом.

Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.


В каждой школе в этом году созданы специально оборудованные кабинеты «Точки роста», где дети смогут развиваться по направлениям технология, ОБЖ и информатика.

В 2017 году в Махачкале на базе ДГТУ открылся детский технопарк «Кванториум» - проект в сфере дополнительного образования детей, направленный на развитие их творческих способностей и повышение интереса к научной и технической деятельности и основанный на проектной командной деятельности. Туда отбираются победители олимпиад и разных конкурсов.

Ребенок не рождается бесталантным. Каждый ребенок талантлив по-своему. Все маленькие дети с рождения наделены определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.

Вот почему именно учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Задача учителя начальных классов:

во-первых, увидеть способности у каждого учащегося,

во-вторых, умело их развивать и применять на практике.

Для категории одаренных детей предпочтительны методы работы:

исследовательский;

частично-поисковый;

проблемный;

проектный.

Формы работы, применяемые в работе с одаренными детьми:

классно-урочная (работа в парах, в малых группах),

дифференцированные разноуровневые задания,

творческие задания; -

дискуссия;

игры.

Очень важны для развития одаренности младших школьников:

-предметные олимпиады;


интеллектуальные марафоны;

различные конкурсы и викторины;

словесные игры и забавы;

проекты по различной тематике;

ролевые игры;

индивидуальные творческие задания.

Для того чтобы «разбудить» одаренных детей желательно применить четыре
основных подхода к содержанию учебных программ:

ускорение,
углубление,

обогащение,

проблематизация.
Ускорение (более быстрое продвижение к
познавательным высшим уровням в области избранного предмета). У детей
развивается мышление и креативность, он учится работать самостоятельно.
Через что это осуществляется? Начинаем с ранней диагностики,
психологических тренингов, загадок, рифмовок, интеллектуальных разминок,
решения нестандартных задач и головоломок,сочинения стихов, сказок.
Углубление происходит через индивидуальные рабочие программы,
кружковую, внеклассную предметную деятельность и внеклассные
мероприятия.
Обогащение через развивающие системы обучения, самообучение: компьютерные сети,
энциклопедии, словари, участие в интеллектуальных играх: «Кенгуру»,
«Русский Медвежонок», «Золотое Руно», «Инфознайка» и Всероссийских
дистанционных викторинах и конкурсах.
Проблематизация создаётся путём применения ведущих и основных
методов творческого характера: проблемных, поисковых, эвристических,
исследовательских, проектных - в сочетании с методами самостоятельной,
индивидуальной и групповой работы.

(((((ТРИЗ технологии в начальной школе.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.

На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя
к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким
образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной
активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?
Дает возможность проявить себя, стремиться получать новую информацию об
окружающем, развивать потребность в познавательной деятельности.
Дает возможность созидать, творить, формировать умение развивать и доказывать свою
точку зрения, способствует развитию аналитических способностей



Думаю, вам знакомы многие приемы из технологии ТРИЗ и технологии
развития критического мышления. Американский педагог Лоренс Питер
сказал : « нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не
знаем» Приемы с которыми я хочу вас познакомить далеко не новые и вам
знакомы, но очень эффективные.
Приём «Ложная альтернатива»
Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с
помощью альтернативы "или - или", совершенно произвольно выраженной.
Один ответ верный или ни один из предлагаемых ответов не является верным. Используется для разминки.
Пример. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети
должны их угадывать и указывать их тип. Например: Сколько будет 8 и 4 :
11 или 12 ?
Что растет не березе - яблоки или груши?
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?
Столица России - Москва или Минск?
Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?
Сколько в минуте секунд - 10 или 100?

Интересный прием « Я беру тебя с собой

Прием формирует :
- умение объединять объекты по общему значению признака,
- умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение.
- умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов
- умение составлять целостный образ объекта из отдельных признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет
первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты,
обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот
объект с собой или нет, Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит
по какому признаку собирается множество.
Плюс приема еще в том, что его можно использовать как динамическую паузу на
уроке. Если использовать интерактивную доску или раздаточный материал, тогда
будет задействован весь класс.

Дети младшего возраста мыслят образами. На уроках надо дать возможность думать, а не говорить «быстро, быстро, рук не вижу». Задаю такие вопросы, на которые нет ответа, а надо подумать. Вот на уроках и ищем ,и решаем. Создаю ситуация успеха, комфорта, сотрудничаю с детьми. На уроках иногда стараюсь шутить. А дети без юмора, без улыбки, без радости не могут жить. Одно из важнейших условий, которое позволяет быть успешным на уроке любому ребёнку- это создание благоприятного, психологического климата на занятии, создание комфортной обстановки на уроке.

Опыт работы показывает, что чаще всего одарённые дети вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности - их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.

Родители первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.

        Можно дать на собрании рекомендации родителям по воспитанию одаренных детей

  • дайте ребенку время для размышления и рефлексии;

  • избегайте сравнивать детей друг с другом;

  • дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться.

  • поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени;

  • поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов;

  • способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы;

  • не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем;

  • будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости;

  • находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.



Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности, контроля качества обучения, расширения кругозора учащихся. Формирует человека, умеющего анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.А это очень важно при работе с одарёнными детьми.

Проектная деятельность

Основным фактором новизны работы с одарёнными детьми по использованию информационно коммуникационных технологий для учителей является проектная деятельность. В учебную программу мы должны включать проектные работы по всем предметам. Пять лет как ежегодно в нашей республике проводят конкурс исследовательских работ «Первоцвет» Не раз ученики нашей школы получали в этом конкурсе призовые места.

В 2015 году Мусаева Сакинат заняла второе место в республике. Тема проекта : «Расул Гамзатов – славный сын гор».

В 2016 году Абдулмуслимова Марият 3 место. Тема проекта: «Ангел - хранитель»- проект о матери.

В 2017 году Татарханова Патимат – 3 место.Тема проекта «Значение имени Шамиль для Дагестана» .

А в 2018 году Абдулахитова Хадижат -2 место.

В этом году тоже мы подготовили хороший проект, только по каким-то причинам его не провели.

Хорошим стимулятором учебной деятельности детей служит и портфолио ученика, т.к. в нем отражены все достижения детей.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с одарёнными детьми

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении»

Предметные олимпиады

Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.

Целесообразно проводить олимпиады по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру в конце учебного года – март, апрель, один раз в год в два тура (первый – отборочный – классный, второй – в параллели).В течение учебного года проходит кропотливая работа по подготовке учеников к олимпиаде. Учащимся предлагаются вопросы и задания по предметам, рекомендуется справочная литература, даются занимательные упражнения.

На уроке математики учащимся предлагаю задания поискового

характера, задания с наращиванием условия. «К Новому году вырезали 102 снежинки. 10 мальчиков вырезали по 3 снежинки каждый». Предлагаю дополнить условие и поставить вопрос.

На различных уроках я использую дифференцированные задания

трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение.

На уроках окружающего мира мои ученики всегда наиболее раскованны и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников.


Одаренность не лежит на поверхности. Учителя должны хорошо овладеть методикой ее определения. Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, имеют недостаточно сведений об учащихся. Считается, что ребенок с высоким интеллектом должен превосходить остальных по всем школьным предметам.

( у нас как бывает, требуют чтобы в классе были хорошие показатели качества и успеваемости. А у ребенка по одному предмету хорошие успехи , а по другому слабые, и мы вместо того , чтобы развивать в нем то, что ему удается, больше времени тратим на то , чтобы он усвоил трудно усваиваемый предмет.

Одарённый ребёнок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Для этого должны работать различные кружки, клубы, секции по разным направлениям. К сожалению, у нас в сёлах дети не имеют возможности, как в городе ходить в музыкальные школы, в художественные школы и тд.

Участие в различных конкурсах, олимпиадах за пределами школы также стимулируют развитие одарённых детей. Раньше у нас проводился интеллектуальный конкурс «Умники и умницы» для 4 классов. Мои дети на этом конкурсе получали первое и второе место.

В нашей школе огромное значение уделяется работе с одаренными детьми. Каждый год у нас проводят мероприятия по чествованию одаренных детей. В 2016 году провели мероприятие «Звёздный олимп», а покорить Олимп смогли те, кто принёс славу школе, кто защищал её честь в олимпиадах. Для награждения детей были приглашены начальник РУО Рустам Багавдинович, председатель Союза писателей г Москва Вера Львова, главы администрации села и другие почетные гости.

В 2017 году провели конкурс «Ты – супер!», где дети прямо на сцене показывали свои способности и получали медали, как на передаче у Галкина.

В этом году провели мероприятие «Парад звезд», где в разных номинациях чествовали победителей муниципальных, региональных и всероссийских олимпиад и конкурсов, чемпионов спортивных соревнований.

В этом году четыре ученика начальной школы, в том числе двое моих учениц, стали победителями и призерами республиканского конкурса «Золотые правила нравственности», организованного Муфтиятом республики Дагестан.

Есть у нас и юные спортсмены – победители республиканских и всероссийских соревнований – Мухаммадбасиров Хабиб и Мухуев Муртазали. Эти достижения – заслуги их тренеров, но после каждой победы мы чествуем их в школе, и это является для них большим стимулом.

Есть у нас в школе особый ребенок, любимец и гордость школы -Али Омаров юный поэт и писатель, автор четырёх книг , награждён орденским знаком «Кадрия» за заслуги в области литературы, культуры и искусства, памятной медалью «Факел победы» за успехи в учёбе и победы в литературных конкурсах, статуэткой «Образование» за просветительскую деятельность.

В этом году мой ученик Меджидов Ислам стал финалистом республиканского конкурса, посвященного Всемирному дню воды. Тема его работы: «Забота о чистой воде – забота о будущем».

А Абдурахманов Абдухамит стал победителем районного конкурса сочинений «Нет терроризму в нашей стране!»

А самую главную победу нашей школе принесла моя ученица Юсупова Хадижат. В 2018 году она стала победителем ВКС. Её сочинение «Мой бессмертный герой» вошло в число лучших в стране. На церемонию награждения в Москву мы выехали целой делегацией: я, Хадижат, её мама, наш директор Патимат Абдулварисовна и заместитель начальника РУО Шуайпова Зумрут Магомедовна. Церемония награждения проходила в Общественной палате РФ. Заместитель министра образования Татьяна Синюгина поздравила всех победителей и назвала их золотой сотней России. Каждый победитель получил в подарок книгу, где собраны все сто сочинений и памятную статуэтку с символикой конкурса.

Одарённые дети часто становятся отличниками, но не всегда. Поучительна история Томаса Эдисона, которого школьный учитель признал неспособным к обучению.

Будущий изобретатель рос любознательным ребёнком, ему нравилось исследовать всё самостоятельно, постоянно отвлекался на занятиях и задавал слишком много вопросов. Такое поведение никак не сочеталось с методикой преподавания преподобного Джорджа Ингла. Он требовал зазубривать уроки и декламировать их перед одноклассниками, если кто-то ошибался, разговаривал во время занятия или плохо себя вёл, то его били плетью или ремнём.

Учитель неоднократно высмеивал непоседливость Томаса Эдисона перед всем классом, чем доводил мальчика до слёз. Он проучился в школе всего три месяца, а затем перешёл на домашнее обучение, где самостоятельно постигал науки. А после создал фонограф, усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру и электрическую лампу накаливания. Его усовершенствование позволило широко распространить электрическое освещение.

Вы узнаете этих людей?
Они знамениты и талантливы.
Были ли они успешными в изучении школьных наук? Нет!
Автора теории относительности Альберта Эйнштейна, величайшего
физика, перевернувшего представления человечества о строении мироздания,
тоже считали в школе непроходимым тупицей. А все потому , что он из рук
вон плохо читал и писал…
Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - великий композитор. Учился плохо,
писал с ошибками, делить и умножать так и не научился.
Александр Дюма-отец (1802-1870) - великий французский писатель.
Деление так и не освоил.
Сергей Королев (1906/07-1966) - ученый и конструктор. Под его
руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые
спутники, космические корабли "Восток" и "Восход". Круглый троечник.


О чем это говорит? Необязательно, чтобы ребенок был отличником или хорошистом, надо просто найти в нём талант и развивать его, т.е. затронуть невидимые струны в душе ребенка, чтобы они зазвучали.


Итак, работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты?