Доклад на педсовет
на тему:
«Работа с одаренными детьми на уроках биологии и химии»
Подготовила: Ахмадуллина А.А
с.Чишма
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ.
Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. В современной системе образования она становится тем более актуальной в связи с происходящими социально-экономическими преобразованиями в государстве, приоритетностью инновационных форм развития производства, общества, личности. В рамках Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, необходимо «обеспечить у учащихся готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно - продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно - нравственной установки «становиться лучше».
Моя задача как педагога состоит в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребенок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар, т.е. одаренность.
Основной формой учебного процесса в школе является урок. Грамотно организованный урок - это залог позитивного эмоционального, физического благополучия и раскрытия природных задатков детей.
Специфика моей работы с одаренными детьми определяется, прежде всего, особым уровнем их образовательных потребностей. Содержание моей работы с одаренными детьми на уроках отличается ориентированностью на большее, по сравнению со стандартом, количеством разнородной информации по данной теме урока.
Я гармонично сочетаю учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой. На развитие творческого потенциала учащихся я использую развивающие формы обучения в процессе учебной деятельности. На своих уроках я использую разные формы и приёмы, которые направлены на дифференциацию и индивидуализацию работы. Дифференцированный подход, использование современных образовательных технологий на уроках создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности учащихся, расширяет их знания по биологии и химии.
На уроках биологии и химии с одаренными детьми я:
--использую возможность нетрадиционных уроков- например, урок- сказка «Фотосинтез», урок-конкурс «Шляпочные грибы», урок-аукцион «Пищеварение», урок-конференция «Соли», урока- защиты проектов «Путешествуем по периодической системе Д.И.Менделеева» , урок-практикум «Строение клетки»и т.д.
--использую активные формы обучения: проблемные ситуации, проблемные лекции, дискуссии, проведении деловых игр, игровых и практических занятий, например, лекция «Кавказский государственный биосферный заповедник», игра на уроке по теме «Семейства Крестоцветные и Розоцветные»
--провожу интегрированные уроки. Например, интегрированный урок по биологии и литературе в 6 классе по теме "Цветок".
--организую самостоятельную работы учащихся. На уроках они работают самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой, с определителями растений, с Интернетом.
--провожу исследования на отдельных уроках. Задания этого типа формируют у учащихся исследовательские умения. Нестандартный подход проявляется в изучении темы «Лишайники. Лишайники Красной книги » Учащиеся создают список лишайников, произрастающие на территории. Они работать с научной литературой и Красной книгой. Определяют, какие лишайники встречаются на территории.
--использую иногда рейтинговую систему обучения, например, на обобщающем уроке по теме «Классификаций растений»
--Применяю разноуровневое обучение, это позволяет каждому ребенку впитывать необходимый и посильный объем информации. Также провожу и разноуровневый контроль знаний.
--использую и обсуждаю на уроках биологии интересные и новые факты, связанные с новыми биотехнологиями и биологическими открытиями, так как это способствует стремлению к познанию неизвестного, чтению дополнительной литературы, рождению новых оригинальных идей. Например, история открытия пенициллина или нового элемента.
--применяю дополнительные задания по интересам. Например, использую задания творческого характера «Мероприятия по сохранению первоцветов».
Такие задания способствуют развитию умений сравнивать, обобщать, анализировать, предполагать, проводить аналогии.
-- Особое место в системе домашнего задания занимает сочинение- рассуждение. Это совершенствуют письменную речь, увеличивают
словарный запас, развивают детскую фантазию, воображение. Предлагаю, например, тему сочинения –рассуждения «Мы в ответе, за природу»
-- применяю часто на уроках проектный метод. Этот метод делает учебный процесс более увлекательным для учащихся, так как проектная деятельность всесторонне развивает личность ребенка. Метод проектов качественно углубляет знания по биологии и химии. На уроках, проекты учащиеся представляют в виде репортажей, экскурсий с рекламами, анкет, фотогазет. Некоторые проекты интегрированные, они охватывают содержание других учебных предметов, например физики и химии в проекте «Испарение воды растениями».
--применяю к некоторым урокам интерактивные методы. Например, при изучении темы «Особо охраняемые территории » ученик выступает в роли учителя.
--использую синквейн на уроках. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций. Например, при изучении темы «Семейство Крестоцветные» Белокочанная капуста.
Вкусная, полезная.
Вырастает, созревает, увядает.
Богатый кладезь витаминов.
Овощ.
--На каждом уроке я использую информационные технологии. Используя компьютер учащиеся, выполняют задания различного уровня сложности, включая развивающие, исследовательские. В этом помогают мультимедийные технологии. Учащиеся не просто решают те или иные задачи, но и ищут пути применения их в различных жизненных ситуациях. Например, использование вегетативного размножения растений Адыгеи. С целью углубления знаний учащимся я даю задания, «провоцирующие» их на ошибку, но после того, как материал хорошо усвоен. Например, при изучении признаков растений класса двудольных и однодольных. Использование таких заданий повышает внимание, точность рассуждений, развивает самоконтроль.
Мои ученики принимают активное участие в районных конкурсах и олимпиадах по химии, биологии и экологии и часто становятся призерами. Я наблюдаю положительную динамику заинтересованности учащихся в повышении «качества знаний».
На каждом уроке я стараюсь активизировать самостоятельную и познавательную деятельность учащихся, ориентировать их на получение знаний на частично-поисковом и творческом уровнях. Я акцентирую внимание учащихся на теоретическую важность и практическую значимость изучаемого материала, делаю упор именно на практическую часть.
Я считаю, что в обучении одаренных учащихся, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.