Креативное мышление
Современное состояние общества поставило перед педагогами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей самостоятельного творческого мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения.
Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области. Зачастую скрытый потенциал креативности делает человека талантом в какой-то сфере деятельности.
Актуальность развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста обусловлена интенсивными изменениями, происходящими в системе образования, которые задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях.
Для развития креативности в школьном возрасте есть все основания:
- дети испытывают потребность в новизне, открыты для нового опыта,
- ищут стимулы и находят для себя проблемы,
- обладают широким восприятием, богатым воображением,
- легко и гибко меняют идеи, способы мышления,
- испытывают интерес и увлечены своими действиями.
Следовательно, возникает необходимость формирования творческой личности младших школьников, развитию в них стремления к активному творчеству и реализации своих способностей, а также приобретению умений для формирования творческих навыков.
Креативность не является энергией сама по себе - это присущий человеку потенциал, связанный с личностью, зависящий от нее и проявляемый в мышлении и деятельности, приводящий к появлению нового, новаторского продукта.
Успешная реализация этой задачи во многом зависит от использования методов и приёмов активизации творческой деятельности учащихся. Они очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.
Опыт по развитию и формированию компетенции
Методика развития креативного мышления должна опираться на следующие принципы:
деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;
индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуальные особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его способности лишь в определённых пределах;
последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;
поэтапности - включать в учебную деятельность упражнения для развития способностей, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий;
цикличности - включать развивающие упражнения необходимо определёнными циклами, повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно несколько раз;
психологической комфортности - ребёнок не должен чувствовать свои неудачи;
сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями.
Для развития креативного мышления необходимо выполнение следующих условий:
избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка;
не допускать переутомления и учебных перегрузок;
использовать стимуляцию познавательных интересов;
стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);
специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Таким образом, у детей необходимо формировать положительную мотивацию к учению, предполагающую проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.
Для развития творческих способностей я использую традиционные практические, наглядные и словесные методы.
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно - исполнительские, творческие.
Упражнения на развитие мышления: Назови общим словом. Найди лишний предмет. Подбери противоположные понятия. Поставь в нужной последовательности. Установление причинно-следственных связей. Найди закономерность …
Упражнения на развитие памяти: Запомните картинки(слова) и назовите их. Зрительный диктант. Работа с текстом: прочитать и ответить на вопросы. Заучивание стихов. Запоминание слов, чисел, дат…
Упражнения на развитие внимания: Найди спрятанные слова. Раздели на группы. «Да» и « нет» не говорите. Угадай предмет с помощью наводящих вопросов. Что изменилось? Найди отличие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.
6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Моделирование - это процесс создания моделей и их использования (обозначение,схемы,цепи и т.д.)
К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр презентаций .
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
Применяю такие методические приёмы реализации развития творческого мышления, как постановка творческих задач; решение развивающих задач; решение проблем творческого характера; выполнение комплексных заданий; использование наглядных пособий; обращение к жизненному опыту учащихся; постановка вопросов и поиск ответов на уроках.
Я часто использую и такие методические приёмы:
1.Мозговой штурм - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения.
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа.
Постановка проблемы. В начале этого этапа должна быть четко сформулирована проблема.
Генерация идей. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме (5мин.);
Группировка, отбор и оценка идей.
2.Мозговая атака
Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
• учащиеся, предлагающие новые варианты решения задачи;
• учащиеся, обрабатывающие предложенные решения.
Различают индивидуальные, парные и групповые мозговые атаки. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.
3.Ключевые термины
Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.
Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версию и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется в начале урока, однако в конце урока целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала.
4.Перепутанные логические цепочки (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности)
В а р и а н т «а»: Расположить на доске ключевые слова в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста. Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления.
3.Прием «Пометки на полях» («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён)
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Описанные приемы позволяют учителю помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Они дают реальную возможность создать в классе атмосферу партнерства. Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.
Предложенные методы и приёмы обучения позволяют формировать у учащихся творческие способности, а значит развивать личность, индивидуальность каждого ученика, которая востребуется обществом в их будущей деятельности.
Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Таким образом, творческое мышление определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях, при решении практических и теоретических задач, т.е., эти знания используются в форме умения и на их основе решаются новые, оригинальные задачи.
Результативность
Мой опыт работы над проблемой развития креативного мышления учащихся проявляется в решении творческих задач; оптимальным условием для этого выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе. Это можно оценить по беглости мысли, гибкости ума, оригинальности, любознательности моих учеников, умению отстаивать свою точку зрения. Все это в немалой степени сказывается на достаточно высоком ( 100 %) стабильном уровне качества обучения. Исследования показывают, что прогнозы повышения творческих способностей и успешности обучения оправдываются. Поэтому работу в данном направлении необходимо продолжать.