СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Роль, функции и типы обобщающих уроков"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогическом совете  о роли обобщающих уроков в повышении качества знаний по географии. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Роль, функции и типы обобщающих уроков"»

Доклад на тему «Роль, функции и типы обобщающих уроков».

“ Обобщение и систематизация знаний - является, скорее не последней частью каждого урока, а необходимым завершающим элементом учебного раздела или группы уроков. На нём происходит «связывание» изученного на других уроках, целью которого является лучшее изучение нового материала и его более прочное закрепление».

Зотов Ю.Б.

Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых уроками обобщающего повторения, нельзя считать завершённым процесс усвоения учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия, закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливаются причинно-следственные связи, отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности. Обобщающий урок служит также целям проверки знаний и умений учащихся. При этом проверяется и оценивается не столько знания фактов, а также сводится к развитию логических умений анализировать и обобщать, умений классифицировать знания, приводить их в систему, использовать доказательства и обоснования.

Процесс обобщения знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них - к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого материала. В связи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы.

Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся. Воспроизведение и коррекция знаний. Повторение и анализ основных событий, явлений. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний. Подведение итогов урока.

Большую роль обобщения знаний играют в реализации задач по повышению качества знаний. Для этого важно так организовать познавательную деятельность школьников на уроке, чтобы они имели возможность практиковаться в использовании теорий и закономерностей для отстаивания своих взглядов, понуждать к высказыванию своего отношения.

На обобщающем уроке вопросы ставятся с целью обеспечения усвоения учащимися наиболее существенной системы знаний и умений, установлению связей между ними и формулирования наиболее общих выводов, раскрытия практической и мировоззренческой значимости знаний. Усложнение вопросов, более обобщённые ответы.

Увеличивается доля самостоятельности в работе учеников на уроке. Беседа становится более абстрактной, строится на основе широких теоретических обобщений.

Различают индуктивный и дедуктивный подход в повторении и обобщении знаний.

При индуктивном подходе обобщение происходит путём сравнения существенных признаков. С одной стороны путём сравнения существенных признаков. С другой стороны, это сравнение объектов, нахождение в них общего и формулировка обобщающего вывода, с другой - сравнение общих закономерностей .К. Д. Ушинский говорил:«Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение».

При дедуктивном подходе обобщение осуществляется путём распространения общих понятий или закономерностей на частные случаи. Задача ученика в данном случае состоит в подборе к имеющемуся общему понятию или закономерности фактов или явлений, которые его подтверждали.

В. А. Щенёв выделяет два основных пути обобщения. « Первый путь - отмечает он,- связан с использованием сравнения по сходству, когда учащихся подводят к определению понятий…выявлению и усвоению главных черт природы…По мере изучения географии и накопления у школьников знаний, различных приёмов учебной работы всё большее значение приобретает второй путь обобщения - от общего к частному, от усвоения дедуктивным путём наиболее общих положений к последующему их использованию для объяснения индивидуальных особенностей изучаемых объектов».

Обычно уроки обобщающего повторения включают объяснения учителя, направленное на установление общих признаков, а также постановку им познавательной задачи для последующей самостоятельной работы учащихся.

Самостоятельные работы учащихся на уроках обобщающего повторения должны обеспечивать повторение главных вопросов курса и быть рассчитаны на использование различных приёмов учебной работы и разнообразных источников знаний .

Обобщение решает следующие задачи:

- обеспечивает прочное и глубокое усвоение знаний, умений и навыков;

-приводит в систему факты и явления, углубляет содержание изучаемых понятий;

-помогает установить более высокий уровень между понятиями, фактами, явлениями;

-формирует навыки самостоятельной работы;

-способствует умственному развитию учащихся.

При проведении данных уроков не следует:

-включать в урок большое количество разнообразных вопросов и большое количество понятий, т.к. качество знаний зависит не от количества;

- при повторении необходимо не просто воспроизводить изученное ранее, а раскрывать причинно-следственные связи между явлениями на более высоком уровне.

В процессе обучения проводят текущее и обобщающее повторение.

Текущее повторение проводится при изучении нового материала.

Обобщающее повторение в зависимости от места в учебном процессе подразделяется на :

- тематическое,

-предшествующее,

- завершающее,

- заключительное.

Тематическое повторение.

Способствует систематизации и обобщению учебного материала, пройденного на нескольких уроках, и более глубокому пониманию взаимосвязей отдельных фактов и явлений, а также закономерностей.

Тематическому повторению свойственна более высокая степень обобщения, чем текущему.

Уроки тематического повторения.

Данные уроки отличаются друг от друга методикой повторения. На одних может преобладать беседа, на других - самостоятельная работа с учебником и раздаточным материалом и т.д. Они могут проходить в виде обзорной лекции.

Повторение, предшествующее изучению.

Основная задача, которую решает этот вид повторения - восстановление в памяти забытого школьниками учебного материала после длительного перерыва ( каникул), без знания которого дальнейшее усвоение материала вызовет затруднение. Выполнению этой задачи помогает использование в процессе повторения таких эффективных методов, форм и приёмов обучения как самостоятельная работа, индивидуально-дифференцированный подход, решение различных задачи т.д.


Завершающее повторение.

Цель данного повторения - систематизировать и обобщить самое существенное в учебном материале курса изучения больших разделов и всего учебного курса, изучаемого на протяжении всего учебного года.

Такой урок может быть построен на самостоятельной работе учащихся с самостоятельными дидактическими карточками и таблицами, учебником или дополнительной литературой. Обобщение и систематизация знаний не только способствуют лучшему запоминанию и применению знаний, но и по­вышают их уровень, помогают усвоить фундаментальные знания. На таких уроках используется большое количество средств обучения - карты, схемы, таблицы, учебные картины, экранные пособия, плакаты, статистический ма­териал, приборы.

Заключительное повторение.

Повторение, проводящееся на завершающем этапе изучения основных вопросов курса географии и осуществляемое в логической связи с изучением учебного материала по данному разделу или курсу в целом, будем называть заключительным повторение .

Ранее пройденный материал должен служить фундаментом, на который опирается изучение нового материала, который в свою очередь, должен

обогащать и расширять ранее изученные понятия.
"Старое должно подпирать новое, а новое обогащать старое".
Правильно организованное повторение помогает ученику увидеть в старом нечто новое; помогает установить логические связи между вновь изучаемым материалом и ранее изученным; обогащает память ученика; расширяет его кругозор; приводит знания ученика в систему; дисциплинирует ученика; приучает в нем уменье находить необходимого для ответа на поставленный вопрос материал; воспитывает в ученике чувство ответственности.
В связи с этим особо важное значение приобретают вопросы:

Что надо повторять? Как повторять? Когда повторять?

Что повторять? Исходя из высказываний классиков педагогики, можно выдвинуть следующие положения при отборе учебного материала по различным видам повторения:
Не следует повторять все ранее пройденное. Нужно выбрать для повторения наиболее важные вопросы и понятия, вокруг которых группируется учебный материал.
Выделять для повторения надо то, что необходимо обобщить, углубить и систематизировать.
Не следует повторять все в одинаковой степени. Повторять основательно надо главное и трудное.

На вопрос, как повторять, необходимо осветить те методы и приемы, которыми должно осуществляться повторение.

Методы и приемы повторения должны находиться в тесной взаимосвязи с видами повторения.
При повторении необходимо применять различные приемы и методы, сделать повторение интересным путём внесения, как в повторяемый материал, так и в методы изучения некоторых элементов новизны. Только разнообразие методов повторения может устранить те противоречие, которое возникает ввиду отсутствия желания у части учащихся повторять то, что ими усвоено однажды.
Большую и серьезную ошибку допускает тот учитель, который побуждает ученика повторять материал в том порядке, в котором он изучался. Повторение в этом случае сводится и механическому воспроизведению в памяти пройденного материала.

Ушинский был против механического повторения. "Нет никакой надобности повторять выученное в том порядке, в каком оно было пройдено, а напротив, ещё полезнее повторения случайные, сводящие выученное в новые комбинации», - говорил он. Повторение пройденного материала должно стать необходимейшим элементом в преподавании географии.

Основные требования к организации повторения должны исходить из целей повторения, специфики географии, как учебного предмета, её методов.

Третье требование к организации повторения, исходящее из его целей, это определение времени: когда повторять? Оно должно осуществляться по принципу: "Учить новое, повторяя, и повторять, изучая новое" (В. П. Вахтеров).

Характер урока в связи с переходом учащихся из одного класса в другой значительно меняется. В старших классах существенно перестраивается закрепление и повторение учебного материала. Увеличивается объем фактического материалами, выносимого на закрепление и повторение; поурочное закрепление в ряде случаев переходит и тематическое или перерастает в обобщающее повторение, увеличивается доля самостоятельности учащихся при закреплении и повторении.
усвоено однажды.

Структура уроков и используемые на них методические средства, определяются характером изучаемого материала, уровнем знаний, умений и навыков учащихся, а также проблемами и недостатками. На таких уроках в некоторых случаях учитель сам излагает сложный материал, требующий систематизации и обобщения

Обобщающими уроками обычно заканчивается изучение темы, раздела, курсов и всего предмета в целом.

В 6 классе – в заключении курса изучения для установления связей между сферами.

В 7 классе – после изучения материков Южного полушария для установления общих черт в истории развития и строения рельефа, формирования климата и размещения климатических поясов; для закрепления приёмов работы с картой различного содержания. В конце курса - для закрепления понимания деления географической оболочки на природные комплексы; для выявления причин своеобразия природы материков и факторов, определяющих изменение компонентов природного комплекса, для закрепления приёмов работы с картами, климатическими диаграммами.

В 8 классе - после изучения природы России выявления причин взаимодействия географических явлений и процессов, взаимосвязи компонентов природы, для закрепления знаний содержания и последовательности характеристики компонентов природы и ПТК в целом.

Одним из важнейших вопросов, способствующих дальнейшему повышению успеваемости, достижению глубоких и прочных знаний у учеников является вопрос о повторении ранее пройденного материала.

Без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта.

"Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений", — говорил Каменский.

Правильно организованное повторение помогает ученику увидеть в старом нечто новое; помогает установить логические связи между вновь изучаемым материалом и ранее изученным; обогащает память ученика; расширяет его кругозор; приводит знания ученика в систему; дисциплинирует ученика; приучает в нем уменье находить необходимого для ответа на поставленный вопрос материал; воспитывает в ученике чувство ответственности.