МОУ «Петропавловская СОШ»
Доклад на тему
« Система упражнений для формирования навыков культуры речи на уроках русского языка во 2 классе»
Из опыта работы
Подготовила: учитель начальных классов
Мухаметрахимова А.А.
2022 г.
Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в младшем школьном возрасте. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения.
Задачи учителя:
учить школьников серьезно относиться к своей речи, выработать у них привычку точно обозначать словом возникшее представление, искать единственно верное, нужное слово;
формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся и их речевое развитие;
помочь детям овладеть богатствами родного языка, научить умело пользоваться ими в своей разнообразной речевой практике.
Упражнения на выбор места ударения.
Цель: учить детей правильно ставить ударение в словах.
1. Прочитай слова. Проверь себя по орфоэпическому словарю.
а) творог километр
свёкла алфавит
б) в словах с неподвижным ударением:
кран – краны шофер - шоферы
торт – торты туфля - туфли
шарф – шарфы инженер - инженеры
бант – банты стакан - стаканы
в) в словах с подвижным ударением:
директор – директора облако - облака
доктор – доктора столяр - столяры
2.Найди слова в орфоэпическом словаре. Узнай правильное ударение и верно произнеси слова.
Было, начал, звала, понял.
3.По образцу образуй формы глагола. Поставь ударение.
Образец: понять — понял, поняла, поняли.
Взять, начать.
4. Узнай слово по его значению, запиши и поставь ударение.
Упражнения на правильное произношение слов с трудным звукосочетанием.
Цель: учить детей правильно произносить слова.
Произнесите правильно.
ЧТо, доЖДь, еГО, конеЧНо, нароЧНо, сквореЧНик, скуЧНый, лёГКий.
Упражнения на выявление активного словарного запаса учащихся.
Цель: учить подбирать имена прилагательные и имена существительные – сравнения для характеристики качеств.
1.Если предмет сделан из железа, то какой он? (из бумаги, из дерева и др.)
2.Назови другой предмет, такой же белый, как снег. (Такой же узкий, как лента; такой же круглый, как мяч; такой же жёлтый, как лимон).
3.Сравни по вкусу лимон и мёд, по цвету – гвоздику и ромашку, по прочности – верёвку и нитку, по высоте – гору и холм.
4. Вставь подходящие слова.
Голоден как …. Изворотлив как …
Хитер как … Надут как …
Упрям как … Болтлив как …
Слова - подсказки: лиса, заяц, бык, уж, свинья, осел, сорока, волк, индюк.
Какими синонимами (из четырех букв) можно заменить такие слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа?
Цель: учить подбирать синонимы.
(Ответ: друг, враг, воин (боец), идти, алый, горе, труд (дело).)
Упражнения со словосочетаниями и предложениями.
Найди ошибку.
У меня много делов.
Ходят без польт.
Вкусная картофель.
Много стулов.
2.Запиши словосочетания, вставляя вместо точек нужные предлоги: о, с, из, к, в.
Цель: учить детей правильно подбирать предлоги.
Просить … помощи строить … кубиков
Пить … чашки заботиться … брате
Уехать … города принести … магазина
Прыгать … вышки зайти … товарищу
3. Прочитай словосочетания. Какое из данных словосочетаний построено неверно? Почему?
Белая берёза, зеленая трава, карие цветы.
4.Расставь нужные знаки препинания в конце предложений. Прочитай.
Цель: учить выбирать знак препинания в конце предложения.
По склону горы бежит ручей
Ты уже сделал уроки
До чего же хорошо в деревне летом
5.Замени в данных предложениях глагол «играет» подходящими по смыслу глаголами.
Цель: учить распознавать многозначные слова, слова в пррямом и переносном значении.
Мальчик играет в городки. Котенок играет клубком. Девочка играет вальс. Солнце играет в каплях дождя.
Слова для справок: исполняет, сверкает, забавляется.
6.Выясни по толковому словарю лексические значения глаголов надеть, одеть. Составь с ними предложения.
Цель: формировать навыки правильного употребления глаголов.
7. Составь предложения по вопросам.
Цель: учить составлять предложения по схемам.
Сорока, на забор, красивая, села.
Бобик, маленький, из-под крыльца, залаял, звонко.
8. Найди в предложениях лишнее слово. Почему оно лишнее?
Цель: учить обосновывать свой выбор.
В саду собирают яблоки, фрукты, груши.
На празднике было много детей, мальчиков, девочек.
На лугу растут чудесные ромашки, цветы, колокольчики.
По дорожке бежал молодой щенок.
На поляне красуется красавец клён.
9. Выбери нужное слово.
Цель: учить разграничивать значения паронимов.
Мы собирали грибы в (елочном, еловом) лесу.
Бабушка варила вкусное (сливовое, сливочное) варенье.
Не будь таким (обидным, обидчивым).
На море разыгрался сильный (шторм, штурм).
У ребят был (радостный, радушный) вид.
10. Устрани повторы в тексте.
Цель: учить заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.
У меня есть котёнок Мурзик. Мурзика мне подарили на день рождения. Я очень люблю Мурзика.
Упражнения на использование в речи диалога.
1.По-настоящему культурные люди говорят правильно – по правилам.
В каждом языке есть свои правила – нормы.
О каком правиле вежливого поведения говорится в отрывке из стихотворения С. Маршака.
… И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.
2.Придумай диалог с использованием вежливых слов к данным ситуациям:
Цель: учить соблюдать в речи правила речевого этикета.
Вы забыли ручку.
Встретили друга, которого давно не видели
Вы благодарите маму за очень вкусный ужин.
3. «Контроль речи».
Найди ошибки и исправь их:
У Саши нет ботинков.
Мама купила две пары носок.
Мы хочем идти гулять.
Если возникли затруднения, обратись к «Орфоэпическому словарику».
4.«Угадай».
Узнай слово по значению. Запиши его и поставь ударение.
Водитель автомобиля.
Травянистое растение с продолговатыми листьями кислого вкуса.
5. «Интонация».
Прочитай фразу «Маша умеет играть на гитаре» с различной эмоциональной окраской:
‒ удивление,
‒ огорчение,
‒ ирония,
‒ восхищение,
‒ гнев,
‒ констатация факта.
6.«Выражение».
Прочитай предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово:
Мама мне купила игрушку.
Мама мне купила игрушку.
Мама мне купила игрушку.
Мама мне купила игрушку.
7.«Жесты и мимика».
Прочитай и изобрази с помощью жестов и мимики:
‒ человека, который режет лук,
‒ человека, который попробовал лимон,
‒ человека, который съел шоколад.
Примеры упражнений, направленных на развитие
коммуникативной грамотности:
Упражнение на основе текста.
Работа в группах
Представь, что почтальон принес тебе телеграмму, в которой пропущено каждое пятое слово. Попробуй восстановить первоначальный текст.
Упражнения на развитие творчества:
Работа в группах
Поиграй в буриме с одноклассниками. Сочини стихотворение так, чтобы в нем рифмовались следующие слова:
Свет – привет, совет – ответ.
Слива – диво, чудо – худо.
Придумайте свои рифмы и сочините стихи.
Упражнения на основе речевых ситуаций:
Упражнение 1 (работа в группах).
Объясни смысл пословицы «Красна речь слушанием».
Упражнение 2 (работа в группах).
Объясни смысл пословицы «Оговорка не обида».
Упражнение 3 (работа в группах).
Объясни смысл пословицы «Слово не стрела, а пуще стрелы ранит».
Упражнение 4 (работа в группах).
Объясни смысл пословицы «Говори мало, слушай много, а думай еще больше».
Упражнения на основе составления коллективного рассказа
Упражнение 2 (работа в группах).
Внимательно прочитай тему и предложенный план. (микротемы). Согласен ли ты с данным планом? Что бы предложил изменить? Какой пункт плана ты выбрал бы для своей группы? Выбирай для своей группы один вариант и составь предложения по данным микротемам. Прослушай выступления всех групп и реши, получился ли у вас рассказ. Докажи свое мнение.
Мой любимый питомец.
1)Кто он?
2)Его внешний вид.
3)Повадки и привычки.
4)Характер.
5)За что я его люблю?
Игровые упражнения
Упражнение 1 (для работы в группах в 1-2 классах).
Вспомни названия блюд на букву "К". Какая из групп придумает больше примеров, те первыми выступают у доски. Остальные дополняют. Составь с понравившимися названиями блюд предложения.
Упражнение 2 (работа в парах).
К данным словам подберите 10 слов, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и запишите в первый столбик, а во второй столбик запишите те слова, которые никак не могут сочетаться с этими словами.
Небо ___________________________________________________________
Лимон__________________________________________________________
Книга___________________________________________________________
Упражнение 3 (для работы в группах).
Вспомните как можно больше слов на букву "Ф". Каждая группа выбирает понравившееся слово и охарактеризует его со всех сторон по предложенному алгоритму, который вы можете дополнить.
Алгоритм.
1) Что это? Или Кто это?
2) Зачем?
3) Где?
4) Чем?
5) Когда?
6) Как?
Упражнение 4.
Среди словарных слов найди те слова, которые начинаются с буквы «М». Подберите к ним как можно больше слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? Понравившиеся словосочетания запиши в тетрадях.
Упражнения на основе синквейна можно начинать давать уже с 1 класса. Для этого, нужно объяснить правила составления синквейна, опираясь на их знания о словах, которые отвечают на разные вопросы. Можно для начала предложить обратные упражнения на отгадывание о ком или о чем говорится.
Упражнения на основе текста.
Работа с текстом имеет особое значение для формирования коммуникативных умений. Пересказ, составление плана, выделение основной темы, придумывание заглавия, продолжение данного рассказа и другие задания развивают речь и мышление детей.
В данную группу можно добавить задания, основанные на психолингвистическом методе дополнения предложений. Например;
– Представь, что почтальон принес тебе телеграмму, в которой пропущено каждое пятое слово. Попробуй восстановить первоначальный текст.