СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДОУ
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребёнка.
Динамические паузы. Проводятся во время занятий, 2-5 мин, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других, в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры. Проводятся ежедневно, как часть физкультурного занятия, а так же на прогулке, в групповой комнате – малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы искоренить или подавить эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определённых частей тела и всего организма.
Пальчиковая гимнастика. Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз. Проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Бодрящая гимнастика. Проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения в кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе – это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Утренняя гимнастика. Проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия. Проводятся 3 раза в неделю по 30 мин. в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
Азбука здоровья. Как бы много воспитатели и родители не делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребёнка. Для этого проводятся занятия по познанию и индивидуальная работа по темам: «Моё тело», «Наши глазки» и т.д.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы.
Активный отдых. При проведении досугов, праздников, развлечений все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно. Чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения.
На участке группы имеется некоторое оборудование, которое позволяет обеспечить двигательную активность детей на прогулке.
Коррекционные технологии
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Преодолеть уже сложившиеся нарушения.
Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет, или наоборот – будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния.
Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят их олицетворять и обыгрывать. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция педагогов и родителей. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет / Е.И.Подольская, -М.: издательство «Учитель», 2008.
2.Карпова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников / Т.Г.Карпова, -М.: издательство «Учитель», 2009.
3.Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ / Н.И. Крылова, -М.: издательство «Учитель», 2008.
4.Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И.М.Новикова, -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
5. Тарасова Т.А. Я и моё здоровье / Т.А.Тарасова и др., -М.: Школьная Пресса, 2008.