СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему : "Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему : "Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему : "Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа №8

городского округа Егорьевск













Доклад на тему :

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»



















Подготовила:

учитель начальных классов

Ерохина Наталья Александровна

Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников

Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.

К организации проекта предъявляются следующие требования:

1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.

2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.

3. Работа по проекту является исследовательской.

4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий.

5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.

6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.

7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

Работа по методу проектов, как замечает И.С. Сергеев [20], – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту совершенно особые:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

3. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию.

Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это "шесть П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое "П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

По продолжительности проекты бывают:.

1. Мини– проекты могут укладываться в один урок или менее.

2. Краткосрочныепроекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Недельныепроекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичныепроекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Метод проектов органично сочетается и с групповыми методами обучения.

Этапы работы над проектом в начальной школе:

I этап – мотивационный.

Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;

Ученики: обсуждают задание, предлагают собственные идеи, создают рабочие группы;

II этап – планирование деятельности по выполнению проекта: определяются тема и цели проекта;

- формулируются и уточняются задачи;

- уточняется информация (источники);

- вырабатывается план действий;

- определяются средства достижения цели;

- устанавливаются критерии оценки результата и процесса;

- согласовываются способы совместной деятельности.

III этап – информационно - операционный (выполнение проекта)

Ученики:

·собирают материал;

·разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия;

·проводят исследование;

·работают с литературой и другими источниками;

·непосредственно выполняют проект;

·оформляют проект;

·составляют план защиты проекта, - распределяют роли участников для защиты.

Учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта; координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; участвует в заседаниях групп; оказывает содействие процессу творчества учащихся; сам является источником информации.

IV этап - рефлексивно-оценочный.

Ученики: представляют проекты на экспертизу; защищают проект;

участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, оценивают достижение поставленных целей; осуществляют устную или письменную самооценку; исправляют или дополняют содержание проекта, рефлексируют;

Учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности

переводит совместно с учащимися рейтинговую шкалу в пятибальную систему оценивания

Роль учителя как руководителя проекта.

При работе над проектом учитель:

·помогает ученикам в поиске нужных источников;

·сам является источником информации;

·координирует весь процесс;

·поощряет учеников;

·поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом

Работа над проектом стимулирует истинное учение самих учеников, потому что она:

·личностно-ориентирована;

·использует множество дидактических подходов;

·мотивирует обучающихся;

·позволяет учиться на своём опыте и опыте других в конкретном деле;

·приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

На мой взгляд - метод проектов - это очень интересная работа. У нее много плюсов.

1.Развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются навыки самообразования и самоконтроля. На уроках математики и окружающего мира учащиеся начальных классов познакомились с понятием времени и единицами его измерения. И у них возникла идея познакомиться с историей создания часов. Ребятами было подготовлено множество интересных фактов, которые составили первый раздел нашего проекта «Из истории часов».

При подборе материалов, учащиеся использовали различные источники информации, работали со справочниками, художественной литературой, учебниками. Активно использовали ресурсы интернета. В классах прошли серии классных часов по профориентации на тему «Путешествие по часовым башням на вокзалах». Были организованы выставки рисунков, викторин, кроссвордов и лучших сообщений.

2.Моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из 5 «П»: Проблема – проектирование – поиск – продукт – презентация. После классных часов учащиеся много обсуждали эти темы и задумались: для чего им эта информация? Как ее применить на практике? Так возник макет межгалактического вокзала будущего. На этом этапе работы ребята стали юными архитекторами, их очень интересовал вопрос: какое оно будущее? Свои идеи изобразили на бумаге. Лучшие работы стали прототипом макета. Он выполнен из бросового материала, старые ненужные вещи приобрели вторую жизнь.

3. Плюс проектной работы – навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходилось устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других.

4.Еще одним плюсом метода проектов является интерес к познавательной деятельности. Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей. А так же интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в "разжеванном" виде. Но, самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни.

Но есть и минусы.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. То, что ребята старшего звена сделают с легкостью, у начальных классов вызовет затруднения, поэтому проект в начальных классах - это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.

Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается связь между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и большей части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Еще одним из минусов является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Это связано с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное и делать обобщения. И все-таки желающих принять участие в нашем проекте было намного больше, чем позволял регламент. Нам пришлось выбрать самых активных, самых ответственных и самых организованных.

Обобщение личного педагогического опыта.

В своей педагогической практике я использую метод проектов для активизации познавательной деятельности обучающихся.

В 1 классе ученики только обучаются делать проекты. При изучении темы «Алфавит», чтобы обобщить знания об изученных буквах, первоклассникам предлагается сделать индивидуальный проект - выбрать одну букву русского алфавита и рассказать о ней. Проект краткосрочный, он занимает одну-две недели.

Дети работают по определенному плану: сначала вспоминают, какой звук обозначает данная буква на письме, какая она по счету в русском алфавите, как называлась и как выглядела в старинной азбуке. Первоклассники собирают стихи, загадки, ребусы со своей буквой. Иногда дети сочиняют рассказы и сказки о выбранной ими букве.

Ученики творчески подходят к выполнению задания.

Важный этап реализации этого проекта – это его презентация. Дети оформляют презентацию о букве на листах А3 или А4.

Иногда дети нестандартно представляют свою букву, используя аппликацию, вышивку, роспись, лепку презентуемой буквы. На заключительном этапе работы над проектом дети рассказывают и показывают свою работу классу.

В результате работы над этим проектом дети обобщают знания о буквах русского алфавита, подбирают занимательный материал о буквах, учатся творчески оформлять свою работу, выступать перед аудиторией, представляя результаты своего труда

Ученикам второго класса, при изучении темы «Непроверяемые безударные гласные», предлагаю поработать с фразеологизмами в виде проекта: «В стране невыученных слов». Обучающиеся, работая с орфографическим словарем, объясняют значение слов, которые они выбрали, находят историю его происхождения, подбирают примеры использования слов в речи. Часть ребят, объединяясь в группу, подбирают слова с похожим значением, также объясняя значение, происхождение, употребление в речи.

Результаты своей работы ученики оформляют на листах А4. Презентация данного проекта проходит в виде выступления перед классом.

В 3-м классе на уроках Русского языка, работая над темой по развитию речи «Происхождение имен и фамилий», обучающиеся выполняют индивидуальный проект «Происхождение моей фамилии». Проект краткосрочный, время выполнения – 2-3 дня. Ученики, работая вместе с родителями, находят информацию о происхождении своей фамилии, приводя возможные версии ее появления. Эта работа очень интересна детям, потому что история их фамилии является частью истории их семьи.

Продукт данного проекта – информация о происхождении фамилии, презентация – выступление перед классом с историей своей фамилии.

В 4-м классе переходим к выполнению долгосрочных проектов. В рамках уроков трудового обучения и познания мира, обобщая материал по загрязнению природы мусором, детям предлагается проект «Новая жизнь старых вещей», а на уроках трудового обучения дети находят способы переделки материала в полезные вещи.

Как мы видим, проектная деятельность в начальной школе позволяет ребенку делать для себя открытия, ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ученик больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную. А это является очень актуальным и отвечает новым требованиям ГОСО.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому "проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения”.

И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

Свое выступление я хочу закончить пословицей, ясно выражающей сущность проектного метода обучения: «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, сделай вместе со мной - и я научусь».