МКОУ «Солдатская основная общеобразовательная школа»
Фатежского района Курской области
Доклад на тему
«Мотивация учебной деятельности школьников»
подготовила:
учитель начальных классов
МКОУ «Солдатская ООШ»
Галаганова Н.Н.
2017
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако, без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации, освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
«Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для него», - писал Л.С. Выготский.
Мотивация учения – не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.
Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности.
Формирование учебной мотивации – это одна из центральныхпроблем современной школы.
Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников:
Содержание учебного материала.
Стиль общения учителя и обучающихся.
Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
Содержание учебного материала. Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.
Стиль педагог. деятельности, взаимоотношений с обучающимися. Различные стили формируют различные методы:
- авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации;
- демократический стиль, наоборот, способствует внутренней мотивации;
- либеральный (попустительский) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».
В плане общения, отношения с обучающимися очень важны:
- показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям обучающихся;
- проявление личного отношения учителя к ученику, к классу, высказывание собственного мнения;
- проявлением учителем собственных качеств, данных личности и побуждение обучающихся к подобным проявлениям;
- организация дружеских взаимоотношений в коллективе.
При организации учебной деятельности изучение каждого раздела или темы должно состоять из 3-х этапов:
- мотивационного;
- операционально-познавательного;
- рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап – это сообщение, почему и для чего нужно знать данный раздел программы (темы), какова основная учебная задача. Этот этап обычно состоит из 3-х учебных действий: - создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы;
- формулировка основной учебной задачи;
- рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.
Операционно- познавательный этап. На этом этапе важно добиваться, чтобы обучающийся начинал действовать. Для этого необходимо создание ситуаций различного характера:
- интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия, ссора);
- игрового (познавательной игры, соревнования);
- эмоционального (успеха, увлечённости темой).
Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи. Этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведёт к её устойчивости.
Оценка – это средство поощрения и наказания. Она помогает учителю выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности и осуществлять корректировку учебно-воспитательного процесса.
Оценки не должны стать самоцелью для обучающихся, потому что может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку, которая «добывается» нечестными способами. Это приводит к угасанию мотива учебной деятельности, к деформации развития личности обучающегося.
В то же время принижать мотивирующую роль отметок при существующей в учебных заведениях системе аттестации не стоит. Плохо это или хорошо, но отметки имеют юридическую силу.