СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Мотивация учебной деятельности школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако, без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации, освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

    «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для него», - писал Л.С. Выготский.

    Мотивация учения – не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Мотивация учебной деятельности школьников"»

МКОУ «Солдатская основная общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области









Доклад на тему



«Мотивация учебной деятельности школьников»











подготовила:

учитель начальных классов

МКОУ «Солдатская ООШ»

Галаганова Н.Н.



2017



Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако, без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации, освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

«Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для него», - писал Л.С. Выготский.

Мотивация учения – не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.

Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности.

Формирование учебной мотивации – это одна из центральныхпроблем современной школы.

Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников:

  1. Содержание учебного материала.

  2. Стиль общения учителя и обучающихся.

  3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.


Содержание учебного материала. Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.

Стиль педагог. деятельности, взаимоотношений с обучающимися. Различные стили формируют различные методы:

- авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации;

- демократический стиль, наоборот, способствует внутренней мотивации;

- либеральный (попустительский) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».

В плане общения, отношения с обучающимися очень важны:

- показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям обучающихся;

- проявление личного отношения учителя к ученику, к классу, высказывание собственного мнения;

- проявлением учителем собственных качеств, данных личности и побуждение обучающихся к подобным проявлениям;

- организация дружеских взаимоотношений в коллективе.

При организации учебной деятельности изучение каждого раздела или темы должно состоять из 3-х этапов:

- мотивационного;

- операционально-познавательного;

- рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап – это сообщение, почему и для чего нужно знать данный раздел программы (темы), какова основная учебная задача. Этот этап обычно состоит из 3-х учебных действий: - создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы;

- формулировка основной учебной задачи;

- рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.

Операционно- познавательный этап. На этом этапе важно добиваться, чтобы обучающийся начинал действовать. Для этого необходимо создание ситуаций различного характера:

- интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия, ссора);

- игрового (познавательной игры, соревнования);

- эмоционального (успеха, увлечённости темой).

Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи. Этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведёт к её устойчивости.

Оценка – это средство поощрения и наказания. Она помогает учителю выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности и осуществлять корректировку учебно-воспитательного процесса.

Оценки не должны стать самоцелью для обучающихся, потому что может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку, которая «добывается» нечестными способами. Это приводит к угасанию мотива учебной деятельности, к деформации развития личности обучающегося.

В то же время принижать мотивирующую роль отметок при существующей в учебных заведениях системе аттестации не стоит. Плохо это или хорошо, но отметки имеют юридическую силу.