СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Педагогика сотрудничества на уроках в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, основанных на запоминании, то есть на механизме внушения знаний, умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Педагогика сотрудничества на уроках в начальной школе»»

Управление образования Брянской городской администрации



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ГИМНАЗИЯ №5» г. Брянска





Доклад по теме:



«Педагогика сотрудничества на уроках в начальной школе»














Учитель: Матсон Татьяна Дмитриевна







2013-2014 учебный год


ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

УМК «Школа России».


Доктор мед. наук, профессор В. Базарный утверждает, что « за грамоту мир стал расплачиваться физическим и психологическим здоровьем: болезненная бледность, изнуряющие головные боли, гипертония, психо – неврастения, близорукость, сколиоз, хронические заболевания – давно стали атрибутикой именно образованного человека».

Как дать детям максимальный объём знаний, сохранив их здоровье.

Над этой проблемой уже много лет работают учёные всего мира.

В связи с этим в последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении.

Модернизация образования ориентирует школу «… не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей…».

Для достижения этой цели в своей работе я использую технологию сотрудничества.

Основными целями технологии сотрудничества являются:

  • Поиск сведений

  • Успех

  • Организация действий, общение

  • Родители

  • Творчество

  • Применение знаний

Цели технологии сотрудничества :

  1. Успешность.

  2. Общеучебные организационные умения


Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, основанных на запоминании, то есть на механизме внушения знаний, умений и навыков.


«Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в свете ФГОС второго поколения»

В рамках инициативного сотрудничества мои ученики учится работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия. Учатся видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них.

В связи с появлением телевидения, компьютерных технологий, проблема развития речи учащихся приобретает все большую и большую остроту, т.к. дети большую часть свободного времени проводят у экранов телевидения, за компьютером.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий мои ученики приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество: с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Для формирования у учащихся умения работать в сотрудничестве я начинаю с работы в малых группах сменного состава.

Во время этой деятельности учащиеся самостоятельно обсуждают между собой порядок выполнения задания. Детям, которые не вникли в суть задания, дается право еще раз попытаться его объяснить, проанализировать и сделать выводы. Это вид работы является творческо - поисковым процессом, где я в качестве учителя являюсь не столько наблюдателем, как соучастником. В данной работе я руководствуюсь лозунгом: « Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» делать вместе с детьми.

  • Схема учебного сотрудничества заключена в том, что дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а я как учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально организовываю их сотрудничество.

  • В своей работе я использую приёмы, которые способствуют укреплению сотрудничества. Это такие как :

1. Этика вербального обращения к ученику.

Этот приём помогает мне возбудить и укрепить радостное ожидание, предвкушение удовольствия от учёбы. « Давай подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» В этих словах заложено участие педагога в учебном процессе. А в словах « Я хочу знать, что вам известно по этому вопросу…» проявляется авторитарный стиль общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.


Вторым приёмом, применяемым в моей педагогической деятельности, является приём стимулирующего общения, который вызывает радость ученика:

данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.

3. Дорисовывание (создание ситуации успеха):

Независимо от того, как ученик ведет себя на конкретном уроке, я стараюсь «накладывает» на него «краски», веря в то, что он настроен на совершенствование. Взгляд ребенка в этот момент просит: накладывайте на меня «краски», и я стану таким.


Следующий приём, который я использую на своих уроках – это приобщение детей к плану урока:

Мои ученики сами задают тон уроку, таким образом они становятся единомышленниками учителя, чувствуют себя хозяевами урока и легко осознают исключительную роль в его творении.

Преимущества технологии обучения в сотрудничестве можно сформулировать следующим образом:

  • интерактивность и кооперация вместо индивидуа­лизма и конкуренции в обучении;

  • возможность достижения индивидуализированных целей обучения наряду с индивидуальной ответствен­ностью;

  • структурированное и позитивное обучение в гетеро­генных группах;

  • более высокий уровень вовлечённости учащихся в про­цесс обучения по сравнению с традиционным методом односторонней подачи материала;

  • улучшение у учеников самооценки и их отношения к предмету обучения;

  • повышение уровня участия в работе класса всех уче­ников;

  • более высокая успеваемость и улучшение качества усвоения знаний;

  • создание оптимальной атмосферы для изложения учебного материала, решения задач и демонстрации позитивных социальных примеров поведения;

  • улучшение взаимоотношений учителя с учениками, а также взаимоотношений в среде учащихся;

  • формирование уважительного отношения к возмож­ности многообразия школьной среды;

  • формируются навыки совместной работы – важное качество в работе и социальной жизни современного общества.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, основанных на запоминании, то есть на механизме внушения знаний, умений и навыков. В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника. Движущие силы учения это радость творчества, ощущение своего роста, совершенствование, приращение знаний, уверенности в себе. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:

  • - взаимозависимость членов группы;
    - личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
    - совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
    - общая оценка работы группы.

Учебное сотрудничество – это такая форма сотрудничества взросло­го и детей, при котором ребенок осваивает учебную деятельность (деятельность по изменению себя) и соответствующие ей формы взаимодействия, позволяющие решать поисковые нерепродуктив­ные задачи. В учебном сотрудничестве формируется способность учить себя и основными её характеристиками является следующее:

1) определяющая рефлексия – способность знать о собственном незнании, уметь ответить на вопрос: чему надо учиться? Каких средств недостает для решения новой задачи?

2) продуктивные действия необходимые для ответа на вопрос: как освоить недостающие знания? Эта составляющая связана с учебной инициативой ребенка – сконструировать совместно с дру­гими недостающий способ действия либо обратиться к учителю с просьбой о помощи (уметь умело спрашивать).

Партнёрское взаимодействие детей и педагога необходимо при постановке и решении учебной задачи, а также при осуществлении контроля и оценке выполнения предметного действия.

В учебном сотрудничестве интериоризируется (присваивается) способность изменять себя и диалогичность – способность понимать пози­цию другого, аргументировать и координировать свои позиции для решения общей задачи.

За счёт такого типа совместности школьники могут осуществлять поиск нового знания, осваивать теоретические поня­тия, диалоговый способ разрешения противоречий и конфликтов.

Для организации учебного сотрудничества в практике работы были апробированы некоторые техники, которые по нашему предположению способствуют данному процессу:

  • конструирование специальных учебных заданий, позволяю­щих каждому ребёнку действовать, исходя из собственного опыта, своего понимания ситуации;

  • организации детской коммуникации, когда дети аргументиро­ванно высказывают свою точку зрения по поводу обсуждаемого во­проса, понимают позиции сверстников, могут за счёт этого коррек­тировать свои представления. Педагог поощряет появление различ­ных версий решения задачи, какими бы они ни были. Ребёнку пре­доставляется возможность объяснить, почему он так считает, по­нять, почему другие считают по-иному. При этом педагог уважи­тельно относится к любым точкам зрения, в его оценке версий нет слов «правильно» и «неправильно», свою точку зрения он пред­ставляет не как учитель, знающий правильный ответ, а как человек, думающий по этому поводу определённым образом, но сомневаю­щийся в истинности своего высказывания;

  • организации работы детей в малых группах как места, где они учатся распределять функции при выполнении работы, догова­риваться, где каждый высказывает свой взгляд на решаемую про­блему и отношение к мнению других членов группы, делит ответ­ственность за результат работы с группой и психологически защи­щен. Основой этой работы является столкновение учащихся с необ­ходимостью кооперации и координации их совместных действий в процессе выполнения практических заданий.

Многолетний опыт работы позволил нам выделить основные моменты, которые характеризуют процесс обучения:

  • Учебная деятельность строится в формах совместной работы взрослого и групп детей;

  • Эта работа направлена на решение уча­щимися стоящих перед ними практических задач и основывается на выполнении необходимых практических действий;

  • Групповая работа школьников опирается на особые по своему содержанию учебные действия: дети выясняют условия совместно­го выполнения опытов, фиксируют ход совместной работы, обсуждают полученные группой результаты и способ работы по за­данному признаку, оценивают свой способ работы, способ органи­зации работы в группе.

  • Деятельность учителя на уроке состоит в организации совмест­ного действия детей как внутри одной группы, так и между группа­ми.

  • Учитель работает с группой не по содержанию задания, а по ор­ганизации взаимодействия детей: Что будете делать в группе? Как распределили обязанности? Как будете действовать? и т.д.

  • Широко используются такие формы учебной работы детей, как обмен учебными тетрадями между группами, взаимные проверки, взаимное обсуждение заданий, совместное выполнение заданий группами.

В своей работе мы считали важным, чтобы организуя на уроке совместную деятельность детей, учитель предвидел, какие вопросы могут возникнуть в процессе обсуждения, какие варианты решений могут предложить ученики, что может стать предметом дискуссии. Дети сами должны выбрать способ работы – индивидуальный, парный или групповой, с тем чтобы учитель смог увидеть детей, которые не хотят работать в группе. Именно отказ работать в группе может быть симптомом личностных проблем ребенка (демонстративность поведения, же­лание обратить на себя внимание, страх и неумение общаться с дру­гими детьми и т.п.). Задача учителя – разобраться в дет­ских проблемах и помочь ребенку.

Внутри группы дети сами организуют свои действия: либо сна­чала обсуждают способы выполнения, а затем каждый самостоя­тельно пробует выполнить эти задания, либо сначала каждый ­пробует выполнить то или иное задание, а потом сравнивает свой способ решения со способами других детей. Дети могут выполнять по очереди каждый свою часть общей работы. Для выполнения за­дания в группе может проводиться распределение ролей между детьми по позициям: организатор работы в группе, критик, «генера­тор» идей, фиксирующий результат и т. д.

Итоги работы каждой группы обсуждаются. При обсуждении учитель предлагает детям аргументировать свои действия, высказывать отношение к суждениям, обращается к детям с вопросом: «Как мог рассуждать тот, кто получил такой ре­зультат?» А потом сопоставить ответы и рассуждения.

Использование этого методического приема учит одних детей понимать других, учи-тывать форму записи результата, лаконично излагать свою точку зрения, оценивать свою работу, глядя на нее «со стороны».

Наши наблюдения показывают, что именно групповая форма работы наиболее эффективно разви­вает речь ребенка, позволяя в совместной деятельности детей при участии учителя вновь и вновь возвращаться к осмыслению иссле­дуемого материала.

Для организации учебного сотрудничества необходимо учебное задание, в котором будет заключена возможность пересечения плоскостей личного опыта учащихся, благодаря чему возникает противоречие позиций (взглядов на решение задачи) и потребность в координации различных точек зрения. С помощью таких заданий учитель поляризует класс на группы, занимающие разные позиции.

Одним из основных способов реализации данной педаго­гической технологии является структурированная работа в малых группах. Суть такого способа организации учебной деятельности состоит в том, что учащиеся кооперируются в работе друг с другом с целью достижения совместного результата. То есть в группе ставится одно задание для всех, и в то же время в фокусе находится улучшение индивидуального понимания и качество усвоения того учебного материала, над которым дети работают в группе. Важная задача – развитие положительного отношения к предмету изучения и к процес­су учёбы в целом. Кроме того, очевидно, что обучение в со­трудничестве способствует развитию навыков решения за­дач межличностного и социального характера.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы эффективно использовать данную педагогическую технологию, совершенно недостаточно просто разбить учеников на группы и дать им конкретное задание.

Существует множество путей оптимизации использования данной педагогической технологии обучения, из которых наиболее актуальными будут следующие:

  • создание гетерогенных (смешанных по составу) групп, в которых есть учащиеся с разным уровнем и мотива­цией к обучению;

  • формирование групп должно проводиться с учётом уровня активности и возможности взаимодействия её участников;

  • постоянный анализ состава групп и их изменение, от­сутствие постоянно закреплённых участников групп;

  • выбор для работы в группе такого задания по теме изучения, которое ученики станут выполнять с инте­ресом и желанием;

  • определение академических задач и навыков для до­стижения результата при совместной работе;

  • установка правил взаимного участия в групповой работе;

  • распределение в группе «ролей», необходимых для вы­полнения данного задания, например: «мотиватор», «генератор идей», «обозреватель», «документатор», «исследователь», «проверяющий» и т.д.;

  • обучение участников правилам работы в группе: тому, как следует задавать вопросы, слушать друг друга, делить­ся, перефразировать и т.д.;

И одним из важнейших приёмов считаю: доверие ученику:

Обращаясь к ребёнку со словами: « Только ты это сможешь сделать», «Это очень трудное дело, поэтому - добровольцы вперед!» этим я показываю, что абсолютно доверяю своим ученикам. Работая в группе, школьник учится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.

Разрешите мне рассказать о некоторых методах и формах, применяемых на своих уроках.

Метод первый: « Учимся вместе»:

класс разбиваю на группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием большой темы; в результате работы отдельных групп и всех групп в целом достигаем условие всего материала.

2. Метод «Пила»:

класс так же разбиваю на группы по 3-5 человек; учебный материал разбит на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те в свою очередь, докладывают о своей части задания. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это отражается на итоговой оценке.

На заключительном этапе я обязательно прошу одного из учеников команды ответить на любой вопрос по данной теме.

3. Метод « Вертушка»:

Использование это метода эффективно применяю при проверке домашней работы. Если у кого - то выявляется ошибка, ее можно исправить только после того как ученик поймет, почему он ее допустил. Возле исправленной ошибки пишется объяснение. Затем группа складывает вместе свои тетради, подписав «проверено». Это значит, что все согласны с решением. Я, проверив одну тетрадь, оцениваю всю группу.

5. Приём «Мудрая сова»:

Для усвоения отдельных материалов урока, закрепления темы урока, осуществления исследовательской работы на уроке использую приём «Мудрая сова» с применением опорного текста, когда каждая группа, работая с одним и тем же учебным тестом, выполняет определенное задание.

Именно технология группового обучения максимально направлена на развитие коммуникативных свойств личности: у учащихся появляются навыки общения, риторическая грамотность, возрастает самоуважение. Каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию от своих сверстников. Ученик, рассматривая одну и ту же проблему, смотрит на неё своими глазами и глазами других ребят.

Таким образом, данные приемы и методы работы на уроке вызывают интерес, формируют умение слушать других, высказывать своё мнение.


Большое значение я придаю работе с родителями и уверена, что одной из важнейших задач технологии сотрудничества является необходимость привлечения родителей для установления взаимоотношений между детьми и их родственниками, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.

Когда дети видят, что их родители участвуют в работе школы и класса, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.

Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.



Итак, подведём итог, что значить сотрудничать?

« Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле».

(Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)





Информационные ресурсы, использованные в докладе.

  1. Ильин Г.Л. Проблемы педагогики сотрудничества /Г.Л. Ильин// Академ/книга.-М.,2012 г.-№3.-С.38-42.

  2. Корнетов Г.Б. На пути к педагогике свободы//Школьные технологии.-2011 г.-№ 4.-С.12-18.

  3. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Н.Н.Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесникововй.-М.:

  4. Издательский центр «Академия», 2012 г.-288с.

  5. E- mail : academuch @ maik. Ru

  6. WWW .akfdemkniga. ru

  7. WWW. pareto-print. Ru

  8. http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=10

  9. Ресурсы Интернета: Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!